О поэзии и понимании

Кто я такой, чтобы называть себя поэтом?
И, тем не менее, в моей жизни наступил этап, когда меня стали слушать. Интересное, знаете ли, состояние: вечер. Квартирник. К тебе приходит человек 10-15 друзей и знакомых послушать твои стихи, играет спокойная музыка, лиц не видно – полумрак окутывает комнату…. И вот, все внимание людей приковано к тебе. Они готовы впитывать каждый звук твоей речи, каждое слово. Становится приятно, что эти люди пришли именно к тебе. И сейчас, в мире, где время стало ценнейшим ресурсом, они тратят драгоценные минуты на тебя и твое творчество. Поймал себя на мысли, что это дорогого стоит. Странное чувство. Но, вместе с тем, сколько бы людей ни пришло на поэтический вечер, как бы сильно они ни аплодировали, ни хвалили, и ни говорили комплименты,  поэт остается непонятым. Одиноким.
Сложно представить, сколько мыслей и чувств вложено в каждое слово произведения.
Я столкнулся с этим совсем недавно, на одном из таких квартирников. Понял, что каждый человек проносит стихотворение сквозь призму своей жизни, от этого меняется восприятие и ускользает главная идея произведения. Недаром говорят, что анализировать поэзию сложно. Евгений Соя сказал однажды, что поэт всегда говорит о главном, но главное нельзя выразить в словах (…) нельзя описать запах волос любимой женщины. Поэтому любой анализ стихотворения посторонним человеком бесполезное, пустое занятие. Сколько бы мы ни вчитывались в стихи Пушкина, Есенина, да любого поэта, мы никогда не узнаем, о чем он хотел сказать в стихотворении. Безусловно, можно подступиться к пониманию смысла (в той или иной степени это получается), но постичь его полностью никогда не удастся. С другой стороны, может это и хорошо, и поэзия не должна вызывать мысли. Мысли – удел прозы. Важны чувства, которые возникают после почтения, и замечательно, что у каждого они свои. Важен не сколько смысл прочитанного, сколько возникший после этого образ, появившиеся эмоции. («глаголом жги сердца людей» А. С. Пушкин «Пророк»).
Именно поэтому, кажущаяся на первый взгляд простота несет в себе глубокий, абсолютно осмысленный образ. Взять хотя бы стихотворение «Глупое счастье» :
сплети мне фенечку
из красных ниточек,
девочка,
обещаю,
носить ее
на запястье

когда ты смеялась
мне в свитер,
я думал:
вот оно
глупое счастье
(Есть смысл анализировать только свои собственные стихи, так как понимание других поэтов невозможно в полной мере).
Я считаю своим долгом осведомить читателя о том, что «красная ниточка» - вполне реальный объект, такие нитки носят анорексички в знак своей приверженности к этой субкультуре. Незнание этого вызовет неправильное толкование смысла стихотворения. Использован именно это символ, так как стихотворение посвящено конкретному человеку. Помимо этого прослеживается определенная метафора красных «ниточек» на запястье в первой строфе, что противопоставляет ее по смыслу второй части стихотворения, которое наоборот наполнено добротой и теплом («свитер» - символ уюта, «смеялась»). Это уводит смысл стихотворения совсем в другую сторону от той, к которой первоначально мог прийти читатель. Лирический герой получает счастье после страданий, это вымученное любовью радость. Именно любовью, ведь герой обращается к «девочке», а значит, оно является посланием. При всем при этом нужно отметить, что это именно девочка плетет лирическому герою «фенечку из красных ниточек», что тоже наводит на определенные мысли…. Может, поэтому счастье «глупое»?
Мог ли сам читатель дойти этой мысли? Это доказывает, что каждое слово, каждый звук написан не случайно.
И, знаете, величайшая ценность найти тех людей, которые смогут понять твои стихи так, как понимаешь их ты сам. Пусть их будет немного, 1-2, этого достаточно, но это будут самые близкие люди. И эта связь, созданная вами, подобна ниточке, которую вы держите с двух концов – это и есть взаимопонимание.


Рецензии