Ученическая корзинка

 
Юрий Банько

              Нет, нет, нет! В никаком случае не нужно менять ученический рюкзачок на ученическую корзинку. Конечно, рюкзачок остаётся, так как никто ещё не выдумал более удобного ношения ученических пренадлежностей. Имею ввиду совсем другое. Это в сущности одна условность, при которой под ученической корзинкой подразумевается содержание учебного процесса. Бесспорно, этот процесс уточняется по отдельным классам и охватывает много вещей: специализацию учебного заведения, изучаемые предметы, воспринятые количественные и качественные характеристики этих предметов, уровень всевозможного обеспечения и всего другого, что даже трудно перечислить. Вот эта вся изучаемая совокупность и имеется ввиду.
 
              И чтобы стало ещё ясней в никаком случае не собираюсь вот так проникать в эту корзинку. Боже упаси! Однако нельзя сказать, что её содержание не меняется в зависимости от изменяющихся условий и обстоятельств. Конечно, независмо от существующей консервативности в образовании содержание корзинки меняется и это дело всего общества, инспекторов, учителей, анализаторов, родителей и их дорогих детей. Всё это должно быть точно так, хотя бы теоретически. На практике всё гораздо сложнее и в конце концов зависит от инициативы каждого из нас. Всё упирается в наши конкретные предложения, которые должны быть аргументирано поставлены, дискуссированы всем обществом и, если созрели и необходимы, то только тогда могут оказаться в ученической корзинке. Однако, „пробираясь” в ученическую корзинку они непременно вытесняют отжившие дисциплины всецело или сокращая их объём, что также предмет отдельных  дискуссий и решений всего общества и специалистов. Всё это потому что ученическая корзинка не сказочная рукавичка, она ни в каком случае не должна быть переполненной. Обучаемые предметы должны быть всегда строго сбалансированными с целью „производства” умных, сильных, патриотичных и всецело подготовленных для своего времени людей.
   
              После того как выяснили все эти вещи стало ясно, что  нельзя просто так самолично менять содержание в ученической корзинке. В сущности, при действующих нормативных постановках это почти невозможно сделать. Однако, для того чтобы отсутствовало слово „почти” в предыдущем предложении нужны усилия общества по ослаблению одноличных властовых рычагов и усилению общественных таких. 
              В этом смысле предлагаю многоуважаемой общественности и специалистам на обсуждение скромныe предложения со значительными будущими эффектами при их постепенном включении в содержание ученической корзинки.

              Первое предложение связано с областью медицинского обслуживания населения. Всеизвестно, что доступность медицинской помощи обыкновенно декларируется в конституциях различных стран, регламентируется национальными нормативно-правовыми актами, определяющими порядок и объёмы оказания бесплатной медицинской помощи, но ограничивается рядом объективных факторов. Это сбалансированность объёмов медицинской помощи населения с экономическими возможностями государства, наличие и уровень кадров и медицинского оборудования, уровень общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья граждан и т. д.

              Нигде в мире не обеспечивается всеобщий, равный и неограниченный доступ ко всем видам медицинских услуг, которые в свою очередь делятся на эффективные и неэффективные. В каждой стране проводятся мероприятия по справедливому использованию ограниченных ресурсов, которые называются рационированием. Таким образом, рационирование практикуется везде, но в разной степени по конкретным странам. Часто практикуется непрозрачное (скрытое) рационирование, признаками которого являются: очереди, из-за которых невозможно получить лечение в разумные сроки, бюрократические препоны, исключение отдельных видов лекарств из списка бесплатных услуг и т. д. Это принуждает людей отказываться от них или искать экспрессные, но платные медицинские услуги.
 
              Общий вывод из этой ситуации можно сформулировать следующим образом. Готовность общества повышать доступность медицинской помощи зависит от её организации и от экономического состояния страны. Однако не надо забывать, что ни одна страна не может расходовать на здоровье людей более 15% ВВП (валовой внутренний продукт, то есть макроэкономический показатель отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг производимых за год во всех отраслях экономики).

              Таким образом можно прийти к выводу, что очень важно искать экономические резервы по уменьшению расходов во всей системе медицинской помощи. Одним из таких резервов является повышение уровня общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья людей.

              По-моему, к этому целесообразно приступать ещё с детского возраста. Это предполагает элементарное изучение медицины уже с первого класса школы, а даже и в детских садиках проводить знакомство с медициной в виде детских игр. Конечно, программы медицинского обучения должны быть грамотно продуманы и умещены в объёмах изучаемых предметов, что предполагает их незначительное сокращение. Эти программы элементарного медицинского обучения могут охватывать начальное, среднее и даже высшее образование.
 
              Под элементарным медицинским образованием имею ввиду опыт некоторых стран обучать медицину по сокращённым программам, выпуская так называемых парамедиков. Их знания где-то на уровне фельдшеров и медицинских сестёр, а практические умения даже и более солидные, так как их программы обучения имеют в основном практическую направленность.
   
              Постепенное осуществление этого предложения позволит вывести обыкновенных людей в первый эшелон медицинской защиты, а медицинские специалисты с высшим образованием, со сверхмодерной аппаратурой, знаниями и умениями образуют уже  второй эшелон медицинской защиты людей. Предполагаемая экономическая и социальная эффективность при осуществлении этого предложения будет несомненно значительной, что можно доказывать логически, математически и через использование „симуляционных” и других электронных программ.
    
              Второе предложение связано с некоторыми изменениями в физическом воспитании детей и молодёжи в учебных заведениях. В настоящее время физическое воспитание (физкультура) состоит из комплекса высокоактивных упражнений или игр по классической греческо-римской (европейской) системе. Не хочу впускаться в детали этого воспитания, а попытаюсь затронуть только некоторые его анахронизмы в созвучие с существующими реальностями.
 
              Совсем очевидно, что возможности детей, молодёжи (а и людей в зрелом и пожилом возрасте) упражнять высокоактивные физические упражнения и игры весьма ограничены, независимо от строительства спортивных баз, стадионов и центров. Это объясняется в основном бурной урбанизацией жизни, стеснением свободных зон годных для высокоактивных упражнений и игр, „компьютеризацией” ежедневия, нарастанием негативных явлений и т. д.
   
              Перечисленные и неперечисленные факторы обуславливают необходимость поиска альтернативных подходов при физичиском воспитании людей, конечно, в первую очередь детей и молодёжи. Философия этих подходов может быть найдена в физических упражнениях, которые не используют высокоактивные физические методы. Это древние учения и системы, которые используются в Индии, Китае, Японии и в других странах. Не буду впускаться в сущность этих систем, так как это весьма „тонкая” и сложная материя со своими плюсами и минусами. Каждый знающий эти системы может высказывать своё мнение об их использовании в учебных заведениях и вообще в жизни, независимо от возраста людей.

              Исходя из личных знаний, впечатлений и убеждений предлагаю проводить целенасоченные дискуссии о полезности использования некоторых элементов учения йога, но непременно под руководством знающих это учение. Только хорошо подготовленные преподаватели способны правильно информировать аудиторию об особенностях классического йога учения и разоблачать наслоённые отрицательные предубеждения и сомнения выдуманные невежами или противниками этих постановок. Это одновременно и спорт и высоконравственная философия, оформившаяся в течение тысячилетий. Это эффективнейшие методы по релаксации, медитации и концентрации человеческой физики и психики. Для йога упражнений не нужны залы и стадионы, а только лишь незначительные пространства. Получившие знания по йога могут за секунды отдохнуть в малейших перерывах между физическими и умственными нагрузками. Самое важное и пикантное состоит и в том, что нет лучшей преграды в борьбе с наркоманией и пьянством, чем использование йога. Конечно, нужно искать баланс между двумя совместимыми подходами в физкультуре, то есть знакомство с йога классикой и сохранением физических упражнений из существующей системы доказавших свою жизненность и необходимость.
 
              Следующее предложение связано с необходимостью повышения психологических знаний и умений преподавателей всех дисциплин во всех учебных заведениях. Особенно необходимо это для классных руководителей, которые очень часто должны уметь правильно воздействовать не только на учащихся, но и на их родителей. Повышение психологических умений педагогов возможно путём повышения требований к изучаемым ими психодисциплинам или моральным и материальным поощрением получения второго диплома по психологии. Конечно, повышение психологических знаний и умений особенно важно и при подготовке преподавателей по психологии.

              Психологическая работа в учебных заведениях это в основном индивидуальные советы каждому обучающему и то, так чтобы это воздействие не вызывало никакого раздражения у адресата. Это так называемое „эриксоновское” или косвенное воздействие, которое побуждает обучающегося самостоятельно „догадываться” о необходимом поведении. Конечно, всё это вопросы конкретики, что вызывает иногда необходимость приложения и всех других психологических методов и приёмов.

              Существуют в учебных заведениях и так называемые рутинные или консервативные традиции, которые по-моему, сказываются негативно на утверждение волевого индивидуального поведения и становления. Фокусирую внимание на так называемые ученические параллельки. Обыкновенно каждая из параллелек не меняет состава учащихся, начиная от их формирования в начальных классах и до их завершения в старших классах. Известно, что в коллективах детей происходит известное „расслоение”. Имею ввиду явление, при котором отдельные дети начинают доминировать над остальными, то есть накладывать свою волю на других детей. Независимо от того, что это доминирование может быть как положительным, так и отрицательным, но оно оставляет душевный отпечаток на каждого продолжительное время. Особенно нежелательны отрицательные явления, которые обыкновенно превышают положительные такие.
 
              Совсем закономерно, что большинство детей поддающихся влиянию детей „лидеров”, начинают терять свою самостоятельность и волю прямо пропорционально продолжительности нахождения в одних и тех же параллельках. Если относиться к этому формально, то в такой практике нет ничего странного и осудительного. Тем более, что большинство из нас в каком-то прошлом своём бытие прошли точно по таким схемам обучения при получении начального и среднего образования.

              Предложение сводится к изменению подобной практики и по целесообразности переходить к ежегодному изменению состава параллелек. Конечно, при размещении учеников нужно иметь ввиду разнообразные факторы и самое важное нужно руководствоваться советами классных руководителей, психологов и родителей.
 
              Таковы мои рассуждения и предложения по усовершенствованию некоторых элементов духовного и физического воспитания и образования детей и молодёжи в учебных заведениях. Понимаю, что эти проблемы весьма сложные, но назревшие и их можно решать быстро, умно и элегантно. Рутинность и консервативность систем образования и воспитания в большой степени определяется пассивностью каждого из нас и пассивностью всего общества. Мне кажется, что подобное поведение внушается „сильными” мира сего, которые располагают огромными информационными ресурсами.  Ведь так им удобнее, так им спокойнее, но это противоречит интересам обыкновенных людей, человеческой эмансипации. Если вы согласны с подобными рассуждениями, то предлагайте разумные изменения, включайтесь не только в дискуссии, но и в действия по совершенствованию воспитания и образования всех поколений людей. 

Юрий Петрович Банько,
Вилла „Боровец”,
Город Варна,
Болгария,
15. 12. 2016 г.
 

               


Рецензии