Тот, которого народ любит

«Мы все — пустые дома, мы все кого-то ждем, чтобы этот кто-то
открыл дверь и освободил нас. Однажды моё желание сбывается.
Словно призрак, появляется человек и выводит меня из моего заточения.
И я следую за ним, без сомнений, без оглядки, пока не найду свою новую судьбу…»

(Ким Ки-Дук, южнокорейский кинорежиссёр).


Тридцать лет назад Республика Корея была одним из беднейших государств мира, главными статьями экспорта являлись парики, фанера и морепродукты, доход на душу населения составлял менее ста долларов. Теперь же Южная Корея занимает тринадцатое место в мире по валовому национальному продукту, имеет заслуженную славу одной из наиболее технологически развитых держав, а корейские автомобили, компьютеры, электроника, дорогая продукция нефтехимической промышленности экспортируются практически во все страны мира. Опыт Республики Корея по модернизации страны признан одним из наиболее удачных.

В этом отношении, видится маловероятной возможность оспорить тезис, что большая заслуга в обеспечении столь яркого прогресса государства принадлежит президентам, творившим новейшую историю Южной Кореи.

Особый интерес вызывает личность Но Му Хёна, который был государственным руководителем Республики Корея в период с 2003 по 2008 года. Выходец из семьи бедных крестьян, который самостоятельно изучил юриспруденцию, сдал экзамен для получения права заниматься юридической деятельностью и терпеливо ждал своего шанса возглавить страну, чтобы осуществить задуманное, был выдвиженцем от самого народа. Поистине удивительный случай: большие группы людей добровольно участвовали в сборе денежных средств, чтобы поддержать любимого политика и именно этот своеобразный «фан-клуб» в конечном счёте привёл Но Му Хёна к президентству.

Одной из первых инициатив, выдвинутых им сразу после прихода к власти, было предложение о проведении открытых теледебатов с участием прокуроров и судей, чтобы обсудить, как усовершенствовать действующую в стране модель провопорядка. С самого первого момента Но Му Хён присягнул быть верным идее, выраженной в Конституции, которая признаёт народ единственным источником власти в стране, и не давал усомниться в своей преданности делу соблюдения прав человека не только на словах, но и на поступках. Это позволило ему пользоваться широкой популярностью у корейцев и в последствии: например, когда 12 марта 2004 парламент страны объявил Но Му Хёну импичмент, граждане организовали мирный, но очень массовый и выразительный протест с зажжёнными свечами в центре Сеула. 14 мая 2004 решение об импичменте было отменено.

Согласно типологии Лао Цзы, изложенной в его труде «Книга пути и достоинства», Но Му Хён является «тем, которого народ любит». Если говорить о других философах и теоретиках, рассуждавших о качествах, которыми должен обладать истинный лидер, Но Му Хёна нельзя назвать идеальным главой страны с точки зрения Макиавелли, считавшего, что государь должен вызывать страх и трепет у подданных, а также может не воздерживаться от злых деяний, если они могут принести ощутимую пользу для нации. Не вполне соответствует девятый президент Республики Корея и каноническому представлению генерала Хельмута фон Мольтке, согласно которому лидер должен быть умным, но ленивым: иначе говоря, умело делегирующим работу талантливым исполнителям и заинтересованного в самом быстром, а значит самом эффективном выполнении поставленной задачи. Но Му Хён руководствовался несколько иными приоритетами: привыкший строить карьеру своими руками и обладавший большим набором навыков работы в разных сферах, он и придя к власти многие вопросы предпочитал решать самолично.

Тем не менее, на вторых позициях вышеупомянутых мыслителей фигурирует тип лидера, которому Но Му Хён полностью соответствует: тот, кто устраивает народ и является проводником его идей и чаяний. Положительные качества, во многом обусловленные, опять же, простым происхождением Но Му Хёна, позволяют судить о его определённой схожести с великим лидером всех времён - Чингисханом, которому принадлежала империя, превосходившая размером территории, завоёванные Александром Македонским, Наполеоном, Гитлером. Их сближают следующие черты: минимализм, стремление развивать коммуникационную структуру - Но Му Хён был первым южнокорейским лидером, который обеспечил быструю и эффективную работу интернета на территории страны. На посту главы государства он также проявлял присущую Чингисхану открытость и умение прислушиваться к подчинённым - например, ввёл пятидневную рабочую неделю вместо шестидневной.

Образ воды, часто фигурирующий в работах восточных философов, также хорошо ассоциируется с Но Му Хёном. Во-первых, при анализе его политической траектории невольно приходит на ум фразеологизм «вода камень точит». Но Му Хён проявил недюжинную терпеливость, смирение перед лицом обстоятельств и событий, которые на протяжении продолжительного периода отсрочивали его президентство. Уже в 1988 г. он стал лидером Объединенной демократической партии, однако не прошёл в парламент на выборах 1992, 1996 и 2000 г.г.. Проиграл на выборах мэра Пусана в 1995 году. Однако в 1998 г. он стал членом парламента, в период 2000 – 2001 г.г. работал на посту Министра морского хозяйства и рыболовства и, наконец, победил на выборах президента Южной Кореи 2002 года и в 2003 году вступил в должность главы государства.

Во-вторых, Но Му Хён обладал и «качествами воды», которые тридиционно возносятся в ранг положительных в восточной философии: гибкостью с одной стороны, заключенной в себе силой – с другой. Ярче всего он проявил их на дипломатическом поприще.

Рассмотрим, например, его политику в отношениях с США. Не секрет, что курс Но Му Хёна в целом носил антиамериканский характер. Тем не менее, чтобы заручиться поддержкой США в решении кризиса вокруг ядерной программы Пхеньяна, в 2003 году он призывает парламент утвердить решение правительства направить в Ирак вспомогательные подразделения. Но при этом, южнокорейский президент остаётся на своих позициях и отправляет туда только военнослужащих инженерных частей и медицинский персонал.

Во время правления Но Му Хёна большое развитие получили дипломатические отношения с Китаем и Японией. И, безусловно, важнейшую роль сыграло и то, что он сохранил преемственность «политике солнечного тепла» Ким Дэ Чжуна. Курс Но Му Хёна в отношении КНДР стал более независимым от американской политики. Его правительство пошло на расширение сотрудничества с КНДР в различных областях, а в октябре 2007 года Но Му Хён нанёс визит в Пхеньян. В ходе II межкорейского саммита была подписана Декларация во имя развития отношений между Севером и Югом, мира и процветания: она не только подтверждала предыдущие договорённости, но и пошла значительно дальше в развитии межкорейских отношений, затрагивала такие чувствительные для обеих корейский сторон проблемы, как сближение государственно-правовых систем Юга и Севера, обсуждение мер доверия в военной области, создание нового мирного механизма взамен Соглашения о перемирии в Корее 1953 г., создание зоны мира в спорном районе Жёлтого моря, мирное урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова. Обе корейских стороны разработали программы сотрудничества в области образования, науки, спорта, здравоохранения, а также обменов между общественными организациями и людьми.

Встреча на высшем уровне в Пхеньяне в октябре 2007 года стала важной вехой в отношениях между двумя корейскими государствами. Она создавала хорошие предпосылки для полной нормализации связей между Селом и Пхеньяном, устойчивого развития межкорейского сотрудничества, примирения корейцев Юга и Севера. Однако, после победы на президентских выборах в Южной Корее в декабре 2007 г. правоконсерватиных политических сил и прихода к власти представителя Партии великой страны Ли Мён Бака ситуация резко изменилась, уступив место «реакционной» формуле отношений, вернув на полуостров остроту и напряжённость.

Драматизм такого поворота в отношениях между двумя Кореями перекликается и с трагизмом кончины Но Му Хёна. В 2009 году его обвинили во взяточничестве, инкриминировав получение шести миллионов долларов за лоббирование интересов некоего корейского бизнесмена во время своего президентства в 2003-2008 годах. Деньги, якобы, были переданы через жену Но Му Хёна и мужа одной из его племянниц. Сам Но Му Хён признал, что принимал данную сумму, но это была не взятка, а обычная инвестиция в их семейный бизнес. Однако полностью оправдаться у него так и не получилось.

Бывший президент свёл счеты с жизнью: спрыгнул в ущелье с тридцатиметровой скалы. С чудовищными переломами его доставили в ближайшую больницу, где он и скончался, не приходя в сознание. Поначалу гибель Но Му Хёна списали на несчастный случай, но позже была обнаружена его предсмертная записка: «Я стал причиной страданий многих людей. Жить дальше означало бы причинять им новые страдания. К тому же мое здоровье ухудшилось. Я уже ничего не могу делать, даже читать книги. Не горюйте слишком сильно и никого не вините», — говорилось в ней.

В поступке Но Му Хёна нет ничего необычного: в стране, где преступность практически сведена на нет, любое нарушение закона вызывает потрясение общенационального масштаба. А учитывая менталитет корейцев, оказаться в центре скандала - означает для них позор. И избавиться от него в некоторых случаях можно, лишь уйдя из жизни.

Так, только за последние десятилетия самоубийства совершили шесть руководителей ведущих корпораций Кореи. Но с гибелью политика, пусть и бывшего, страна столкнулась впервые.

И как бы ни относились корейцы к скандалам вокруг своего бывшего президента, заслуги Но Му Хёна перед страной сложно недооценить. А его политические достижения в одночасье затмевают обвинения в получении взяток и уголовные дела. Не такой заметный на международной арене, он год за годом приближал свою страну к давней мечте всех жителей юга Корейского полуострова - воссоединение с младшими братьями: так в Южной Корее называют обитателей коммунистического Севера. Во многом, именно за это его и любили.



Список использованной литературы:

• Материалы лекций госпожи Ким Сон Мён, профессора, Директора Пушкинского дома в Сеуле (13, 15 октября 2016 года, Дипломатическая Академия МИД России).

• Торкунов А.В., Мальгин А.В. «Современные международные отношения», М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014.

• Кирьянов О.В. «Корея без вранья», М.: РИПОЛ классик, 2016.

• Статья «Но Му Хён упал со скалы»  от 23.05.2009 с сайта телеканала «НТВ», см.: URL: http://www.ntv.ru/novosti/161684.


Рецензии