Мы из химического кружка

     С опозданием выполняю свой долг – готовлю материал об уникальной странице истории Ярославля – о Дворце пионеров и его химической лаборатории. Удивительна сама история создания дворца в канун Великой Отечественной войны силами многих предприятий и общественности города.

     Навсегда вошли в историю городской культуры имена первых руководителей кружков и студий. Среди них был и профессор Виктор Михайлович Власов, которого, к сожалению, уже нет с нами более тридцати лет. Но имя его по-прежнему открывает сердца людей, которые прошли через его школу, стали академиками, профессорами, кандидатами, инженерами, людьми, глубоко преданными химии. Многие теперь известны не только в России, но и далеко за её пределами.

     Время сделало свое дело – не всех удалось найти. По Интернету разыскали мы одного из самых близких профессору Власову учеников – академика Игоря Васильевича Комиссарова. Первый после нескольких десятилетий телефонный разговор – и будто не было этого перерыва. Тёплая дружба всегда связывала нас, кружковцев, и никаким десятилетиям разлуки она неподвластна. Я прошу Игоря Васильевича ответить на некоторые вопросы, важные для меня при подготовке материала.

     Ответ пришёл незамедлительно. «Наверное, мне везло, но в жизни, учёбе и работе я встречал по преимуществу людей доброжелательных, готовых помочь мне советом или делом. Руководитель химического кружка Дворца пионеров Виктор Михайлович Власов оказал мне существенную помощь в выборе вуза и будущей специальности, которой я посвятил жизнь.

     Из школьной программы мне более других предметов нравилась химия. Преподававшая нам школьный курс химии Зоя Рукавишникова посоветовала обратиться к Виктору Власову, руководившему кружком химической лаборатории Дворца пионеров. Там с мытья лабораторной посуды я начал карьеру химика, осваивая классические методы органического синтеза и отдавая этой работе почти всё свободное время.

     Виктор Михайлович Власов – педагог по призванию. Он был строг только в вопросах безопасности работ, но никогда не распекал кружковцев. Самым действенным наказанием было отстранение от работы на одну-две недели. Он умел похвалить кружковца за качественно выполненную работу и детально обсуждал ошибки, допущенные в ней. В приватных разговорах, обсуждая успехи органической химии, Виктор Михайлович всегда подчёркивал перспективы биохимии и теоретической химии. Примерно раз в квартал он приглашал преподавателей педагогического или медицинского института для чтения лекций кружковцам. Весной 1948 года лекцию на тему «Химическое строение веществ и их биологические действия» читал нам заведующий кафедрой фармакологии Шадурский. После лекции Виктор Михайлович пригласил меня в свой кабинет и представил профессору Шадурскому, вероятно, посвятив его в мои проблемы. Уточнив некоторые детали (семейное положение, успеваемость), профессор Константин Станиславович Шадурский уверенно заявил: «Поступайте в мединститут. Знание органической химии вам никогда не помешает, а биохимию вы будете изучать целый год. Если теоретическая медицина, в том числе и моя специальность, покажется вам мало интересной, вы ещё успеете выбрать любую врачебную специальность».

     К концу четвёртого курса обучения в мединституте я был твёрдо убеждён в том, что фармакология – моя судьба. Это убеждение было настолько прочно, что побудило меня перевестись в Минский мединститут, когда профессор Шадурский переехал в Минск. Переведясь в Минский мединститут, я рассчитывал по окончании его поступить в аспирантуру при кафедре фармакологии. По окончании годичной аспирантуры, имея учёную степень кандидата наук и пятилетний стаж преподавательской работы, я был избран учёным советом Донецкого мединститута на должность доцента кафедры фармакологии (1959 г.). В 1962 году я стал заведовать кафедрой, в 1964-м защитил докторскую диссертацию и в 1966 году получил звание профессора.

     Избрание меня членом-корреспондентом национальной Академии наук Украины (1991 г.) и членом-корреспондентом Академии медицинских наук (1993 г.) я расцениваю как общественное признание исследований, выполненных нашим коллективом».

     В дополнение к письму было ещё несколько строк. «Я написал тебе длинное письмо не для того, чтобы познакомить тебя с деталями моей биографии, но чтобы выразить моё огорчение судьбой Ярославского Дворца пионеров. Это уникальное учреждение, пережившее военные годы, превращало пацанов, любящих гонять мяч и купаться в Волге, в целеустремлённых граждан.

     Сегодня, когда на Украине и в России беспризорность превратилась в проблему, нужно сделать всё возможное для повышения интеллектуального уровня подростков. Изменять можно только название, но не цель и методы работы таких дворцов молодежи».

     Игорь Комиссаров – основатель школы фармакологии в Донецке, его знают в научных кругах России и стран СНГ, он автор около 300 научных работ, под его руководством подготовлены четыре доктора и 29 кандидатов наук.


     Северный край, 28 августа 2008/№ 155(25211)
     Фото из личного архива автора


Рецензии