Дело 1

(комедия)


Ибо и до закона грех был в мире;
но грех не вменяется, когда нет закона.
Закон же пришёл после,
и таким образом
умножилось преступление.
Римлянам 5: 13,20


Действующие лица:

Ферапонт Пилатов, судья.
Филипп Злодеев, фермер, истец.
Христо Христов, народный целитель, ответчик.
Симон Квенглер, адвокат.
Владимир Владимирович Пустель, свидетель со стороны обвинения.
Мария Магдалинова, секретарь судебного заседания.
Судебный пристав.
Автор.

На сцене – небольшой зал судебных заседаний Ж-ского городского суда. На небольшом возвышении стол судьи Пилатова, за столом дверь в совещательную комнату, у стены покосившийся флаг Российской Федерации, на пожелтевшей стене яркий белый абрис от недавно отвалившегося государственного герба с оставшимися пятнами клея, слева небольшой столик секретаря, справа железная клетка, в ней скамья, на скамье сидит ответчик Христо Иосифович Христов, рядом с клеткой стол и стул для адвоката, перед столом судьи два ряда стульев, в первом ряду сидит истец Филипп Злодеев, во втором – свидетель Пустель. Сбоку от столика секретаря дверь, у двери на стуле сидит судебный пристав.




Пилатов.
Судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело об умышленном уничтожении чужого имущества с причинением значительного ущерба, статья 167 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Секретарь.
Ваша честь, все участники судебного заседания на месте.
Пилатов.
Свидетелей прошу выйти из зала, мы вас своевременно пригласим.
Свидетель Пустель выходит.
Пилатов.
Я судья – Ферапонт Пилатов, секретарь – Мария Магдалинова. Отводы будете заявлять?
Злодеев.
Нет.
Христов.
Нет.
Квенглер (пристально посмотрев на своего клиента).
Нет.
Пилатов.
Итак, подсудимый, Христов Христо Иосифович.
Христов.
Да, Ваша честь.
Пилатов.
Русским языком владеете? Переводчик не нужен?
Христов.
Владею, вполне.
Пилатов.
С обвинительным заключением ознакомлены?
Христов.
Да.
Пилатов.
Истец, назовитесь, пожалуйста.
Злодеев.
Филипп Злодеев.
Пилатов.
Вы в процессе судебного заседания пользуетесь правами, предусмотренными статьями 42, 44, 45, 54 и 55 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации. Кроме этого, перед началом заседания я должен разъяснить Вам Ваше право на примирение с подсудимым, предусмотренное статьёй 25 Уголовно-процессуального Кодекса. Вы готовы к примирению?
Злодеев.
Нет, нет и нет, никогда!
Пилатов.
В соответствии со статьёй 271 УПК я обязан спросить вас об имеющихся у вас ходатайствах о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании доказательств или об исключении доказательств, полученных с нарушением закона.
Злодеев.
Нет.
Христов.
Нет.
Квенглер (пристально посмотрев на своего клиента).
Нет.
Пилатов.
Ну-с, тогда приступим к делу. Истец, изложите, пожалуйста, суть Ваших требований к подсудимому.
Злодеев.
Уважаемый суд, я работаю фермером, у меня своё немалое подсобное хозяйство, я выращиваю, извините,  свиней. Мой сосед, наши дома рядом, на одной улице, человек болезненный, неработающий, живёт один. Периодически я помогаю ему, помогал, если говорить точнее. К нему в доверие втёрся шарлатан, сидящий сейчас на скамье подсудимых…
Пилатов.
Истец, не забывайтесь, оскорбления в зале суда недопустимы, я буду вынужден лишить Вас слова.
Злодеев.
Прошу прощения. Так вот, в доверие к моему болезненному соседу… вошёл якобы народный целитель Христов. Во всяком случае, сам он себя так называет. Он обещал скорое и уверенное излечение. Один раз я даже присутствовал, случайно, на встрече подсудимого с моим соседом, при этом подсудимый очень самоуверенно намекал на крупную сумму денег за свои услуги. Я прекрасно знаю о материальном положении моего соседа – оно весьма плачевно, где он смог бы достать такую сумму – не могу себе и представить.
Христов.
Враньё всё это. Ни о каких…
Пилатов.
Подсудимый, делаю Вам замечание. Когда Вам будет предоставлено слово, будете говорить. Успеете ещё. (Злодееву) Продолжайте, истец.
Злодеев.
Спасибо. Так вот, этот псевдонародный псевдоцелитель говорил о каких-то своих глубоких целительских корнях, гарантировал выгнать болезнь и по русской поговорке «икота, икота, перейди на Федота» поселить её где-нибудь ещё. У меня есть свидетель наглых высказываний подсудимого…
Пилатов.
Истец, ещё одно замечание. Свидетельские показания мы обязательно заслушаем.
Злодеев.
И как-то утром ко мне пришёл сосед, совершенно неузнаваемый. Гладко выбритый, в новом костюме, ясный взгляд. В общем, полное, если так можно сказать, преобразование человека. Ничего общего с тем, что было день назад. Он рассказал, что накануне подсудимый долго, как он выразился, работал с ним, ему было очень неприятно, больно, страшно, но после долгого и крепкого сна болезнь, как будто бы, отпустила, отступила.
Но самое для меня страшное случилось ещё через два дня. Мои свиньи, целое стадо, 88 голов, вдруг умерли неизвестно от чего. Ветеринарная служба не нашла причин смерти, в ходе следствия была эксгумация останков, судебно-медицинская экспертиза тоже не обнаружила явных причин смерти. Как будто бы  эти два явления и не связаны, но это лишь на первый взгляд. Подсудимый во всеуслышание заявлял, причём неоднократно, что излечение моего соседа он посвятил Иисусу Христу, прогнав болезнь из человека и населив ею стадо свиней, пасущихся неподалёку. И это стадо свиней оказалось моим стадом. Я прошу суд признать подсудимого виновным по статье 167 Уголовного Кодекса, причём именно по части 2: умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба, совершённое из хулиганских побуждений. И такое деяние наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Я подчёркиваю – именно из хулиганских побуждений, поскольку иначе, как хулиганскими, заявления подсудимого назвать невозможно. Ещё хочу добавить, что в соответствии со статьёй 137 Гражданского Кодекса к животным применяются общие правила об имуществе. И уничтожение имущества, тем более умышленное, тем более из хулиганских побуждений, должно караться со всей строгостью. В деле есть более сотни письменных свидетельских показаний о том, что подсудимый сравнивал себя с Иисусом Христом и хохотал над приговорённым, якобы, им стаде свиней. Дайте ему максимальный срок!
Пилатов.
Понятно, у вас всё?
Злодеев.
Пока всё.
Пилатов.
Подсудимый, Вам есть что сказать, возразить на предъявленное обвинение?
Христов.
Конечно! Ни о каких свиньях я слыхом не слыхивал и видом их не видывал. Я народный целитель, Христо Христов, в моих жилах течёт кровь самой Ванги, знаменитой целительницы и предсказательницы. Да, мой отец родом из Болгарии, в 57-ом году приехал на Московский молодёжный фестиваль, ну и остался в СССР, в 58-ом я родился, дар целительства у меня с самого детства открылся, ещё мальчишкой, помню, заговаривал синяки и шишки друзей во дворе. Сейчас у меня большая практика, ни одной претензии от моих клиентов, ни одной! В соседе истца я не увидел никакого серьёзного заболевания, я сразу понял, что смогу вернуть этого человека к полноценной жизни, вернуть обществу, стране её гражданина. И ни о каких деньгах речи не шло. Я прекрасно видел положение больного, это был жест меценатства с моей стороны. И я сделал это, а уж что там случилось с какими-то там свиньями, это уж в воле Бога. Умерли, так умерли. Съели что-нибудь, попили воды не из той лужи. Сами знаете, какая у нас нынче экология. Люди умирают, не то, что свиньи. Мой адвокат скажет об этом лучше меня.
Пилатов.
Адвокат Квенглер, прошу Вас.
Квенглер.
Уважаемый суд, Ваша честь! Рассматриваемое сегодня дело абсурдно само по себе, мелкая проблема истца, частная проблема истца, вдруг превращённая в какую-то общечеловеческую, настолько ничтожна сама по себе, что жаль сил и средств, затрачиваемых уважаемым судом и Вашей честью на такую мелочь. Хочу обратить внимание суда на дарованные Конституцией Российской Федерации права и свободы гражданина. Статья 49 – каждый обвиняемый считается невиновным, пока не доказана его виновность, при этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Статья 51 – никто не обязан свидетельствовать против самого себя. А равно об охране государством достоинства личности – статья 21. Что же мы наблюдаем в ходе этого процесса? Нападки истца на моего подзащитного, какие-то вселенские тезисы о, якобы, посвящении исцеления историческому герою. Бред! А статья 9 Уголовно-процессуального Кодекса однозначно запрещает осуществление действий, унижающих честь участника уголовного судопроизводства. Статья 14 УПК говорит нам о полной невиновности обвиняемого, если не доказано обратное, то есть, его виновность. А какая может быть виновность, и как она может быть доказана, если таинство целительства, процесс излечения больного и смерть каких-то свиней – вещи абсолютно между собой не связанные, кроме того ни одной экспертизой не доказана смерть животных именно от действий или бездействий моего подзащитного.  Я прошу суд полностью оправдать моего подзащитного, снять с него и тень обвинения и отпустить из-под стражи в зале суда. Спасибо.
Пилатов.
Приглашается свидетель Пустель Владимир Владимирович.
В зал входит свидетель Пустель. Расписывается у столика секретаря и садится во втором ряду с краю.
Пилатов.
Свидетель.
Пустель. (встаёт)
Пилатов.
Назовите себя.
Пустель.
Пустель Владимир Владимирович.
Пилатов.
Предупреждаю Вас об ответственности, предусмотренной Уголовным Кодексом за дачу ложных показаний. Что Вы имеете сказать суду по рассматриваемому делу?
Пустель.
По рассматриваемому? Могу сказать, что лично слышал громкие заявления подсудимого об изгнании болезни в свиней, о том, что эти свиньи сдохнут, сначала он говорил, что совершит чудо, потом, когда всё случилось, кричал о совершённом чуде – вот, мол, страшная болезнь оставила человека и вошла в пасущееся неподалёку стадо свиней. Теперь свиньи должны умереть. Так было и так будет. Я, Христо Христов, говорю это… Вот слова подсудимого. И если он окажется от них сейчас, то пусть сейчас же ответит перед законом за своё враньё.
Пилатов.
Спасибо, свидетель. Вопросы к свидетелю будут? Истец.
Злодеев.
Свидетель, скажите, Вы один слышали эти заявления, или были ещё люди, при которых подсудимый говорил об этом?
Пустель.
Конечно! В магазине, на автобусной остановке, да весь город обклеен листками с фамилией Христов и приглашениями приходить на лечение. Ишь, гастролёр!
Пилатов.
Свидетель, делаю Вам замечание. (Христову) Подсудимый, имеете что-нибудь возразить?
Христов.
И что в этом такого? Да, это мой бизнес, рекламные плакатики клеил, есть у меня договор с администрацией, есть документ о моей квалификации,  есть разрешение на ведение целительской деятельности.
Пилатов.
Подтверждаете ли Вы, подсудимый, слова свидетеля по поводу проведённого Вами мероприятия с больным соседом истца?
Христов.
Нет. Факт излечения подтверждаю,  но ни о каком чуде я не говорил.
Пилатов.
Адвокат Квенглер, есть вопросы к свидетелю?
Квенглер.
Да, Ваша честь. Свидетель, Вы лично слышали упоминаемые Вами заявления моего подзащитного?
Пустель.
Конечно! И не один раз! Ещё раз повторяю, я – лишь один из десятков свидетелей самонадеянной самоуверенности подсудимого.
Квенглер (пристально посмотрев на своего клиента).
Больше вопросов нет.
Пилатов.
Заявления, ходатайства у сторон есть? (После короткой паузы) Нет. Объявляется перерыв.
Судья уходит в совещательную комнату. Оставшиеся в зале молчат. Секретарь что-то пишет, потом адвокат подходит к подсудимому, они начинают о чём-то тихо переговариваться, Пустель со Злодеевым смотрят на них, потом тоже заводят тихую беседу. Так проходит некоторое время.
Судья удалился в свою совещательную комнату, но вместо умных и толстых томов по юриспруденции, безотчётно взял в руки Вечную Книгу…
Пилатов.
Некоторое время листает Книгу, читает отдельные строки.
Вот, пожалуйста – Марк, Матфей, Лука – эти люди рассказали миру о бесах, просивших Иисуса не гнать их в бездну, не высылать их вон из страны той, а поселить в стадо свиней. Почему Иисус согласился, остаётся загадкой. Войдя же в животных, бесы убили их, чего, видимо, и следовало ожидать. И никто не сказал, что это, мол, моё стадо, давай-ка, мил человек, ответь за уничтожение чужого имущества. Пасущие свиней не мешкая, рванули в город и раскричали всем о только что совершённом чуде. И опять же никто не предъявил своих прав на свинок.
Но ведь видевшие чудо исцеления бесноватого и слышавшие об этом  чуде просили Иисуса, чтобы отошёл он от пределов их, значит, смущало этих людей что-то в поведении Чудотворца…
Чушь какая-то, чем я занимаюсь? О чём думаю? Вот – Уголовный Кодекс – моя Библия, и совершенно отчётливая вырисовывается на основе свидетельских показаний 167-я статья. Просит истец часть вторую – ну что ж, хотя ничего хулиганского я не нахожу в поведении этого лекаря, разве гипертрофированную самоуверенность и донельзя раздутое самомнение. Но преступление есть, имущество уничтожено, и тому есть масса свидетельских показаний, что именно Христов погубил, с его же слов, стадо свиней. Посему ограничимся частью первой. Смягчающих и отягчающих обстоятельств я не усматриваю, годика три колонии общего режима, думается мне, слегка сдуют донельзя раздутое самомнение. Да, пожалуй, именно три года. А потом ещё добавим сюда  запрет заниматься целительской деятельностью. Тоже мне, спаситель нашёлся.
Судья выходит в зал, все встают. Оглашение приговора.
Пилатов.
Признать Христова Христо Иосифовича виновным в совершении преступления, предусмотренного статьёй 167, частью первой Уголовного Кодекса Российской Федерации и назначить ему наказание в виде трёх лет лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии общего режима с последующим полным запретом заниматься целительской деятельностью.
После оглашения приговора чёрная беспросветная туча накрыла город Ж.
На протяжении добрых трёх часов сильнейший ливень пытался смыть с раскисших улиц грубейшую, по мнению Неба, несправедливость.
Но мы все живём в мире людей, установивших земные законы. И отвечать за совершённые преступления приходится по земным, а не по небесным законам. И мир наш устроен так, что законы эти, хотя и во многом похожие – в десяток заповедей укладываются сотни и тысячи земных законов, вплоть до ответственности за подкуп избирателей на избирательных участках – не делай себе кумира и не кради, так вот, законы эти по-разному толкуются, по-разному применяются, если так можно выразиться, на практике. Но кто скажет мне, где и когда хотя бы один человек ответил за свои грехи по небесному закону так, чтобы все это видели и, как те самые, пасущие свиней, рванули по городам и весям рассказать о совершившемся чуде. Много лучше и чище стал бы наш мир, ибо убоялись бы люди умаления законов.
Остаётся лишь добавить, что апелляционный суд оставил приговор
Ж-ского городского суда Христо Иосифовичу Христову без изменений.


Рецензии