Пусть Петька не умничает!

Пришёл ко мне сосед Петька и спросил, могу ли я быть предельно откровенным.

- Смотря что будешь спрашивать, - поосторожничал я на всякий случай.

- Да ты не бойся, грехи твоей  молодости  меня не интересуют. Мне хочется спросить  вот  что:  ты в своей жизни давал кому-нибудь взятку?  Только честно.

Этот вроде бы простой вопрос поставил меня тем не менее в тупик. Вообще-то я категорический противник взяток и никогда их не давал. А  вроде как и давал…  Например, не раз совал деньги гаишнику, когда он грозился за то или иное нарушение отобрать права. Но это вроде и не взятка, а своего рода штраф. Припомнил, как при развитом социализме почти всегда переплачивал за дефицитные вещи. Но это тоже как бы не взятка, а своеобразная благодарность продавцу: он всё-таки рисковал, пряча товар в подсобке.

Все эти соображения я изложил соседу, но он без всяких колебаний отверг мои сомнения и вынес безоговорочный вердикт:

- Взятки чистейшей воды!

Я не согласился. Это что же: я, выходит, преступник и должен сидеть в тюрьме?

- А ты как думал? – безжалостно сказал Петька. – Ты дал полсотни рублей гаишнику, чтоб не забрал права, а  олигарх  дал миллион проверяющему, чтоб не платить налоги – какая между вами разница?
- Как это какая?  Хотя бы та, что у меня нет миллиона.
- Суммы  отличаются только размерами, а суть одна.
- Ну, знаешь, так можно всех посадить. Каждый в своей жизни что-то кому-то давал. Инспектору – деньги, девчонке – конфеты.

- Ты грешное с праведным не путай. Конфеты  тут  ни при чём.
- Как это ни при чём?  Мне надо попасть к нужному человеку, и я преподношу его секретарше французские духи. Взятка?

Петька эту ситуацию квалифицировать затруднился.
- Ладно, - сказал он. - Перейдём ко второй части проблемы. Самому тебе приходилось брать взятку?
- Вот тут скажу тебе точно: не приходилось! Никто, видишь ли, не предлагал.
- То есть?
- Что «то есть»?
- Ты так сказал, будто жалеешь, что не предлагали.
- Может, и жалею. По крайней мере знал бы, честный я человек или взяточник. А так не знаю. Других осуждаю, а сам, может, такой же.

Петька засмеялся.
- Ты,  Пантелеич, первый, кому можно поверить. Я спросил уже человек двадцать – никто не допускает  даже  мысли о получении взятки. Главное, дают – все, не берёт – никто! Кому они, интересно, дают, если никто не берёт? Парадокс!

Сосед ушёл проводить свои дальнейшие исследования, а я  залюбовался  погодой. На улице был лёгкий морозец, и падали крупные хлопья снега. Как хорошо сейчас должно быть в лесу! Я достал лыжи и решил пройти по своему обычному маршруту в сосновом бору.

Я хожу здесь каждую зиму, знаю каждую сосну, а они знают меня: стоят тихо, стараясь не уронить  со своих веток мне на голову снег… Обычно выхожу к покрытому льдом водохранилищу и  смотрю на противоположный берег, где заснеженные, утонувшие в лесу селения кажутся сказочными городками. Но я-то знаю, что на самом деле люди живут там  бедно и трудно…

Мои мысли прервал отдалённый собачий лай. Вглядевшись,  увидел неясные очертания  какого-то строения – мешали деревья и падающий снег. Странно. Я точно знал, что здесь должен быть лес.  Немного прошёл и оказался перед высоченным забором, за которым возвышался величественный дворец. Откуда он взялся? Собачий лай становился, между тем, всё более угрожающим, а у забора вдруг возник чудесным образом мощный парень в камуфляже и хмуро спросил: «Что надо?» Я  спокойно  высказал своё недоумение и предположил, что, наверное, слегка заблудился, потому что никогда этого дома не видел. Парень ещё раз бросил на меня критический взгляд, потом сказал: «Его и не было» - и стал закуривать, угостив и меня дорогой сигаретой. Он, видно, скучал и был рад случайному человеку. Мы разговорились. Дом построен за несколько месяцев, но в нём никто не живёт. Может, раза два хозяин и был здесь с какими-то людьми. Кто хозяин? А тебе зачем? Один крутой мужик. Очень крутой. В него недавно стреляли…

Я поблагодарил за сигарету и продолжил свой путь. Стояла та же тишина, и падал снег. Дворец скрылся из виду , и были только сосны, снег и небо. А всё оставшееся за этим невидимым кругом казалось призрачным и нереальным. Мне вдруг стало жалко хозяина увиденного дворца и всех ему подобных. Воруют, берут взятки, строят ненужные коттеджи,  в которых почти и не  бывают, идут на любые преступления – ради чего?  Считают себя хозяевами жизни, а того не понимают, что всего лишь жалкие рабы неуёмной жажды денег и власти. Ну какой олигарх так легко и свободно может прогуляться по сосновому бору?

А ещё когда предстану перед Всевышним, и он меня спросит: «Брал ли мзду?» - отвечу: «Невиновен, Господи». И никто из его крылатых помощников не уличит в обратном. Полсотни гаишнику или продавцу – не  в счёт, пусть Петька не умничает!


Рецензии
Философский ироничный взгляд на нашу действительность - вот что нам всем сегодня не хватает. Спасибо Петьке и вам, Виктор. Как всегда - мудро, точно и... немного грустно.

Пусть в новом году жизнь состоит лишь из прекрасных моментов! С наступающим, Виктор! Радости, улыбок и конечно же здоровья!
С уважением,


Людмила Май   27.12.2020 09:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за теплые слова.
С паступающим Новым Годом и всего самого доброго!

Виктор Прутский   27.12.2020 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.