Бог

Моя идея бога строится на основе двух утверждений.
Во первых бог — есть совокупность людей. То есть вся людская масса Земли и является тем, что  выступает в человеческой истории как бог в виде религиозных традиций, коллективных представлений о боге и пр. Ввиду этого можно использовать термин "бог людей".
Во вторых я утверждаю, что все традиционные  представления о боге, какие  есть в разных религиозных системах имеют смысл. Я говорю: "имеют смысл", а не "верны" из осторожности, потому, что, во первых, все религии говорят о боге не одинаково. Во вторых, я не нахожусь в рамках какой либо традиции, которая дала бы мне относительно твердую опору в виде писаний, высказываний авторитетных деятелей и пр. Пытаясь находиться над всеми традициями и отвергая любую априорность, насколько это возможно, мне приходится неизбежно стоять на зыбкой почве. Поэтому,  я ограничусь осторожным термином "имеют смысл".
Почему эти представления имеют смысл?
Я согласен с утверждением Аристотеля о том, что "общее" сложнее суммы его частей. Возьмем человека с его качествами и возможностями и усложним их в большое количество раз.
Возьмем участок иерархической системы: клетка организма, человек, бог людей. Представьте насколько человек сложнее любой своей клетки. Таким же образом бог людей сложнее отдельного человека.
человеческие возможности на уровне бога становятся всемогуществом, сила сверхсилой, сознание сверхсознанием и т. д. При этом физические масштабы бога людей будут охватывать землю. Вам ничего не напоминает это полученное существо? Да, это очень напоминает бога, в традиционных представлениях человека. Но подобно тому как клетки нашего тела не способны понять какой сложный организм они вместе составляют, так и человек не способен воспринять человечество как сложный цельный организм бога людей. Для него это просто разрозненная стстема.
Нужно отметить один важный момент. Поскольку я разделяю модель иерархического построения мира, то последовательно утверждаю, что бог людей не может являться последней конечной единицей в мироздании. Как человечество в совокупности составляет бога людей, так и бог людей в совокупности подобных ему составляет новую сложную единицу, и так далее. Тем не менее именно бог людей является для человека самым, если можно так выразится, актуальным богом и именно он актуализирует себя в религиях. Таким же образом рабочий завода имеет более осязаемое и понятное  взаимодействие с директором завода нежели с министром промышленности или с президентом государства.
С другой стороны поскольку бог людей является частью более сложной системы, человек входит в взаимодействие и с ней так же. Поэтому мы имеем традиционные представления о влияние заезд на судьбу, а боги в некоторых культурах связаны с другими планетами или звездами, поэтому существуют культы солнечных или лунных богов и т.п.
Так же нужно отметить еще один важный момент. Поскольку человечество неоднородно, а разделено на разные группы, такие как народы, нации и пр.,  то бог людей так же разделен внутри себя но части которые выступают для человека в виде богов отдельных религий являющихся чем то вроде субличностей бога.
Именно поэтому возникло мнение что религий много а бог един.
Если бог отдельного народа имеет достаточно сильное  разделение внутри себя то это ведет к появлению политеизма. Ввиду того, что политеистические религии  исторически, в целом, преобразовались в монотеистические, которые, в свою очередь, в последнее время тяготеют к эккуменизму можно сделать вывод, что бог людей обретает внутри себя все большее единство, подобно тому как в онтогенезе и соответственно филогенезе человеческое сознание из отдельных очагов объединяется в цельное образование. В этом нет ничего удивительного потому что общее повторяет в себе частное и процессы происходящие у человека неизбежно, на более сложном уровне, должны происходить и у бога.


Рецензии