Единственный осинский пароходчик из деревни пермяк

Николай Слиж (Дульцев)


 

ЕДИНСТВЕННЫЙ ОСИНСКИЙ ПАРОХОДЧИК ИЗ ДЕРЕВНИ ПЕРМЯКОВА




       
Моим односельчанам и друзьям на память о нашей старой деревне Пермякова.  Для дополнений и замечаний.

 

       ЛЕГЕНДЫ СТАРОЙ ДЕРЕВНИ ПЕРМЯКОВА

  В нашей деревне Пермякова Осинского района Пермского края  жил удельный крестьянин Голдобин Савва (Савелий) Семенович (1829 -11.18.1894.) с женой Марией Лаврентиевной. Савелий - это гражданское имя  по церковным законам при крещении записывается в метрических книгах как Савва.
  У них была дочь Екатерина и сыновья Семен и Георгий.
  В конце улицы Дульцева, на берегу водохранилища, стоят вековые деревья - три тополя и две лиственницы. Вот и все, что осталось в деревне от усадьбы их семьи. От усадьбы, дома  и сада не осталось даже забора, разграблено и растащено все, даже выпилены насаждения лиственницы. По воспоминаниям моей бабушки на усадьбе был большой девятистенный дом под железной крышей и флигель для прислуги. Остатки одичавшего сада помним и мы.
  В 1887 году старший сын  Семен Савельевич женился на дочери вдовца мещанке из г. Оса Анне Петровне Брюховой - запись о бракосочетании от 02.02.1887 года в метрической книге Вознесенской Устиновской церкви.
 

  Выписка из метрической книги Вознесенской Устиновской церкви 1887 года о бракосочетании крестьянина д. Пермякова Голдобина Семена Саввиновича (Савельевича) 24-х лет и мещанки г. Оса Брюховой Анны Петровны 18-ти лет.
Семья начала богатеть.

  В 1890 году Семен Савельевич Голдобин купил пароход под названием «Промышленник», который ходил пассажирскими и грузовыми рейсами по рекам Кама и Волга,  водил плоты леса вниз по Каме. С.С. Голдобин основал первое в Осе пароходство и перешел в разряд купцов. ( Статья: Олег Гайсин «МЕЧЕТЬ. 1899 ГОД. Г. ОСА, УЛ. ВОЛОДАРСКОГО, 41»).  Он в деревне Пермякова, имел мельницу на реке Чумкасная, в деревне без мельницы прожить нельзя. Рядом с мельницей была смолокурня. Получали березовый уголь, сосновую смолу,  деготь и тележную мазь.
 
 
(Осинская энциклопедия, стр. 30)






Данные парохода Промышленник в год постройки:

Промышленник - буксирный пароход
________________________________________
Построен в 1869 году
Владелец (в навигацию 1869 год) - Бородачев, Зворыжин и Куражин, купцы
________________________________________
Технические характеристики Мощность двигателя - 45 л.с..

Районы плавания:
- Бассейн Каспийского моря - Число лет плавания - 1
- Волга - 1869

Источник информации - Статистический временник Российской империи. Том 2. Выпуск 2. Санкт-Петербург, 1872 г. - стр. 257-298. Таблица IX. "Подробный перечень пароходов, плававших по внутренним водам европейской России с 1852.

 

Очевидно не отец Савелий, а его сын Семен Савельевич Голдобин Осинский купец.

Буксирные пароходы на Каме.

Реставрация изображений, А.С. Талыгин. Фотографии из коллекции Игоря Кобеца.




 


 

 
Плоты леса отправляются вниз по Каме.

 
    
Остатки усадьбы купца Голдобина С.С. (Личный фотоархив)
    
    Семья С.С. Голдобина делала значительные пожертвования в Устиновскую церковь. В 1890 году глава семьи Савва Семенович Голдобин пожертвовал в церковь благовестный колокол весом 110 пудов, в 1892 году он же пожертвовал в церковь «сребро-позлащенный» сосуд с принадлежностями. В 1906 году его сын Георгий Савич Голдобин пожертвовал 2300 рублей на «поновление» всех трех церковных иконостасов, которые были заново позолочены на полимент, а также на «поновление» всех икон и внутреннюю окраску храма.
(Основание- ГАПО. Ф. 109. Оп. 1. Д. 193. Л. 34об).
Савве (Савелию) Семеновичу Голдобину его сыновьями был установлен памятник на месте погребения в ограде Вознесенской церкви в с.Устинове  Осинского уезда. Голдобин Савва Семенович (1829 -11.18.1894, 65 лет.) крестьянин д. Пермяковой Устиновской волости. <Памятник пожертвован от любящих детей Семена и Георгия Голдобиных>. (Материалы к Русскому некрополю. В.1. СПб.,2003).
У С. С. Голдобина была дочь Екатерина
Голдобина Екатерина Саввична
Место происхождения: д. Пермякова
Дочь удельного крестьянина
Дата рождения: 14.11.1852
Дата крещения: 16.11.1852
Отец- Голдобин Савва Семенович,
Мать- Голдобина Мария Лаврентиевна,
Источник: ГАПК Ф.37.Оп.3.Д.13в — Метрическая книга Вознесенская церковь, уезд Осинский, волость Устиновская, с. Устиновское, 1852 год.



 
Иконостасы Устиновской церкви. (ГАПО. Ф. 109. Оп. 1. Д. 193. Л. 34об).
  Церковь была заложена в 1852 г. Построена в 1854 г. прихожанами. Освящена 16.01.1855 г. (правый придел), 1.11.1855 г. (левый придел), 16.05.1857 г. (главный придел). Строилась крестьянином М. И. Малковым по плану архитектора акад. Гирста. Приход образован в 1851 г. Закрыта 3.02.1938 г. и отдана под школу. (Е. Н. Шумилов).

 

Устиновская школа, где мы учились. (Фото из архива Н. Шестаковой). Построена на месте Вознесенской Устиновской церкви. На фотографии хорошо видна сохранившаяся церковная кладбищенская ограда. Здесь жителей крестили, а потом учили.

 

  Это уже разрушенная Устиновская школа и церковная кладбищенская ограда вокруг нее в наши дни.


КОЛОКОЛА
Видно вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.

Только двери в храме заперты.
Кто б там стал трезвонить зря?
Не видать дьячка на паперти
И на вышке звонаря.

Знать служение воскресное
Не у нас в земном краю:
То звонят чины небесные
По душе моей в раю.
               
                Д. Кедрин


               
Примерно такой колокол (Благовест) из колокольной бронзы весом 1760 кг был пожертвован Вознесенской Устиновской церкви.

    

                Схема церковного колокола.

КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ:
1. Общие сведения
На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона, каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благолепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осуществляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

2. Католический звон — в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

3. Кариольный звон — в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.
Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном...

Зная основные отличия православной и западной традиций колокольного звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к отливке и подбору колоколов для создания цельного звона.
2. Основы православного звона
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:
• созывать верующих к богослужению.
• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.
• возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.

Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.

В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

Перебор — или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон — более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.

Трезвон — наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.
3. Группы колоколов
При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы:


I группа - БАСОВЫЕ
• Благовестник
• Праздничный
• Полиелейный
• Воскресный
• Постовой

II группа - ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)

III группа - ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)

Во многих храмах различаются следующие колокола:

• Праздничный
• Воскресный
• Полиелейный
• Простодневный (будничный)
• Малый (или пятый)

На практике хорошо зарекомендовал себя следующий набор колоколов: 2 басовых, 3-4 теноровых, 3-4 зазвонных.

Однако колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными"…
4. Звон-целитель
Целительство колокольным звоном - Елена Задубовская в книге "Лечение колокольным звоном" отмечает: "Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном.
Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон." Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!

Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!
   Невозможно представить себе Русь без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи, колокольного звона. Это неповторимое слияние веры, искусства и уклада жизни создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни нашего народа.
   Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон — символ в звуке. Недаром колокольные звоны называют "голосом Церковным", и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию. И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики).

   Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом. Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица. Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будет всегда благолепным!
  Классический состав колокольной бронзы 80% меди и 20% олова с различными секретными примесями. Стоимость колоколов была очень большая и зависела от веса колокола. Дорого стоили доставка колокола и его установка на колокольню церкви. В наше время 2-х тонный колокол стоит около 2,5 млн. рублей.
  Чтобы понять сколько ими было потрачено на пожертвование приведем примерные цены того времени:
в дешёвом трактире на окраине провинциального города, заплатив 5 копеек, можно было выпить полстопки, т.е. 50-60 грамм дешёвой и скорее всего, сильно разбавленной водки. На закусь по-быстрому предлагалась самая популярная закуска к водке во все времена – это, правильно, солёный огурец всего за 1 копейку. А наесться «до отвала» в этих дешевых трактирах можно было всего за 10 копеек. Кстати, на рынке за две копейки спокойно можно было выбрать дюжину отборных соленых огурцов (12 штук). В таких дешевых питейных заведениях находиться было не очень комфортно и безопасно. Постоянно сновали подозрительные, полукриминальные личности, пьяные ломовые извозчики, чернорабочие. Убийства и ограбления там были не редкостью. Совсем другое дело, это приличные трактиры, по-нашему кафе-рестораны. В этих приличных и столь популярных в годы начала 20 века трактирах было очень приятно скоротать вечерок. Столовые приборы сверкали чистотой, скатерти были накрахмалены и изумительно белыми, всюду мелькали расторопные и опрятные половые (официанты), а с кухни распространялись чудесно аппетитные и вкусные запахи. Здесь отобедать стоило в 1900-ые годы в России уже 30-50 копеек. Но это того, судя по воспоминаниям современников, оправдывало. Рюмка водки в подобном культурном заведении обходилась уже в 10 копеек, но это точно была казённая водка! Не балованная. За кружку пива (0,61 литра) следовало заплатить до 10 копеек. Чай с двумя кусочками сахару стоил всего 5 копеек. В хороших известных ресторанах, естественно, покушать стоило подороже. В среднем за обед в приличном ресторане XX века в Имперской России нужно было расплатиться в размере 1,5 - 2 рублей. Это плата за обычный обед: первое, второе, салат, пара стопок водки, десерт, без изысков. После обеда сытых и респектабельных российских граждан на выходе из ресторана наперебой пытались уговорить поехать на пролётке извозчики. В крупных городах в те годы единственным городским транспортом являлся трамвай, как правило, цена составляла 5 копеек без пересадки, и 7 копеек с пересадкой. Но, конечно, основным видом транспорта были пролётки, управляемые лихими извозчиками. Обычно за поездку в России в начале 20 века внутри города извозчики брали 20 копеек. Но, цена всегда была договорная и менялась от степени соотношения спроса/ предложения. Хотя, даже в те дореволюционные времена привокзальные извозчики были самыми дорогими, которые без зазрения совести объявляли 50 копеек за часто не очень долгую поездку от вокзала до ближайшей гостиницы.  .... Вот список цен того времени на продукты, хотя тогда всё мерили в фунтах, стоимость указана за килограммы для удобства восприятия:
Батон чёрного черствого хлеба весом в 400 грамм – 3 копейки,
Батон ржаного свежего хлеба весом в 400 грамм – 4 копейки,
Батон белого сдобного хлеба весом в 300 грамм – 7 копеек,
Картофель свежий урожай 1 килограмм - 15 копеек,
Картофель старый урожай 1 килограмм - 5 копеек,
Мука ржаная 1 килограмм - 6 копеек,
Мука овсяная 1 килограмм - 10 копеек,
Мука пшеничная высшего сорта 1 килограмм - 24 копейки,
Мука картофельная 1 килограмм - 30 копеек,
Макароны простые 1 килограмм - 20 копеек,
Вермишель из муки высшего сорта 1 килограмм - 32 копейки,
Сахарный песок второго сорта 1 килограмм – 25 копеек,
Кусковой сахар рафинад отборный 1 килограмм - 60 копеек,
Пряники тульские с вареньем 1 килограмм - 80 копеек,
Конфеты шоколадные 1 килограмм – 3 рубля,
Кофе в зернах 1 килограмм – 2 рубля,
Чай листовой 1 килограмм – 3 рубля,
Соль поваренная 1 килограмм - 3 копейки,
Молоко свежее 1 литр – 14 копеек,
Сливки жирные 1 литр – 60 копеек,
Сметана 1 литр – 80 копеек,
Творог 1 килограмм - 25 копеек,
Сыр «Российский» 1 килограмм - 70 копеек,
Сыр по иностранной технологии «Швейцарский» 1 килограмм - 1 рубль 40 копеек
Масло сливочное 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек,
Масло подсолнечное 1 литр – 40 копеек,
Курица парная 1 килограмм – 80 копеек,
Яйцо отборное десяток- 25 копеек,
Мясо телятина парная вырезка 1 килограмм – 70 копеек,
Мясо говядина лопатка 1 килограмм – 45 копеек,
Мясо свинина шейка 1 килограмм – 30 копеек,
Рыба свежая окунь речной 1 килограмм – 28 копеек,
Рыба свежая судак речной 1 килограмм – 50 копеек,
Рыба свежая сом 1 килограмм – 20 копеек,
Рыба свежая лещ 1 килограмм – 24 копеек,
Рыба мороженая горбуша 1 килограмм – 60 копеек,
Рыба мороженая сёмга 1 килограмм – 80 копеек,
Рыба мороженая осетр 1 килограмм – 90 копеек,
Икра черная зернистая 1 килограмм – 3 рубля 20 копеек,
Икра черная паюсная 1 сорта 1 килограмм – 1 рубль 80 копеек,
Икра черная паюсная 2 сорта 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек,
Икра черная паюсная 3 сорта 1 килограмм – 80 копеек,
Икра красная соленая 1 килограмм – 2 рубля 50 копеек,
Овощи капуста свежая 1 килограмм – 10 копеек,
Овощи капуста квашенная 1 килограмм – 20 копеек,
Овощи лук репчатый 1 килограмм – 5 копеек,
Овощи морковь 1 килограмм – 8 копеек,
Овощи помидоры отборные 1 килограмм – 45 копеек.
Удивительная трудолюбивая семья с неудержимым стремлением к лучшей жизни. Только любовь к своей Малой Родине, уважение к своим землякам, желание улучшить окружающую жизнь подвигли Голдобиных на пожертвование таких огромных денежных средств на общее безвозмездное дело. В наше время пока мы не слышим и не видим, чтобы наши местные предприниматели производственники и торговцы жертвовали на общее дело по развитию нашего поселения.
  В 1890-х годах братья Голдобины в г. Царицыне организуют торгово – промышленное предприятие < Голдобины Семен и Георгий. Братья >

Жизнь Семена Савельевича Голдобина в городе Царицыне.

  Краеведы г. Волгограда так и не смогли написать биографию купца Семена Савельевича Голдобина. Это и не удивительно – не там искали.


          ( По материалам Волгоградской прессы)

На старых царицынских фотографиях особняк купца Голдобина, который стоял неподалеку от современных «Волжских парусов», - огромная, мрачная махина, построенная в конце ХIХ века на месте городского кладбища. А сам Голдобин - загадочнейшая личность. История не сохранила его данных.
Его биография - белое пятно, о нем имеются лишь отрывочные сведения: богатый горожанин, имевший соляные и рыбные пристани, его особняк царицане называли дворцом, - рассказывает заведующая отделом истории края ГУК Волгоградского краеведческого музея Ирина Талдыкина. Современники утверждали, что Голдобин проводил физические эксперименты, пытался узнать тайну портала во времени. Его называли царицынским Никола Тесла.

…..17 января 1909 года один из царицынских банков обратился к купеческому старосте Царицына, члену банковских учётных комитетов, члену биржевого общества, лесопромышленнику и крупному домовладельцу Семёну Савельевичу  Голдобину с требованием погасить находящийся в распоряжении банка голдобинский вексель. Срок погашения вышел и Голдобин должен был расплатиться с кредиторами ещё за несколько дней до того. На предложение расплатиться Голдобин ответил отказом: средств на погашение собственного долгового обязательства у него не оказалось. В тот же день Голдобин был объявлен банкротом.
 
С этого события начинается цепочка тяжёлых финансовых потрясений, охвативших Царицын и целый ряд фирм в Поволжье и в других регионах России. Банкротство Голдобина – сенсация для Царицына, неожиданное, шокирующее событие. Крах огромной компании, имеющей дела на Кавказе, на Севере, по всему Поволжью вызвал целую серию других банкротств. Примечательно, что банкротство стало сенсацией не только для сторонних наблюдателей, но и как будто бы и для самого Семёна Савельевича. Говорят, что осознав случившееся, Голдобин вроде бы хватает револьвер, мечется по своему огромному дому и палит во все стороны, куда попало. Впрочем, если таковое и было в действительности, душевное помрачение проходит у Семёна Савельевича быстро. В тот же день его фирма сама деловито начинает рассылку телеграмм с заявлением о собственном банкротстве по всей России.
Голдобин Г. – владелец (совместно с братом С. Голдобиным) торгово-промышленных предприятий «Голдобины С. и Г. Бр.» (торговое свидетельство 2-го разряда), расположенных в пределах Царицынского городского поселения, имеет право на участие в городских выборах
Голдобин С. – владелец (совместно с братом Г. Голдобиным) торгово-промышленных предприятий «Голдобины С. и Г. Бр.» (торговое свидетельство 2-го разряда), расположенных в пределах Царицынского городского поселения, имеет право на участие в городских выборах
Голдобин Семен Савельевич – владелец недвижимого имущества в г. Царицыне (на 1 сентября 1914 года – оценивается в 26417 руб.), имеет право на участие в городских выборах

 
 Дом С.С. Голдобина располагался на месте нынешних "Волжских парусов". Был он огромен и достоял до 70-х гг.
 
.........Имел С. С. Голдобин и дачу на Кавказе в Гаграх.
Интереснейшие для нас выдержки из произведений о Гаграх
……
 
 
Из подписи на почтовой карточке можно также сделать вывод, что, поскольку снимок датируется 1914-м годом, т.е. сделан на четвертый год с момента постройки дачи, и подписан просто - "дача Голдобина возле Гагр"........
В Царицын приехал родной брат Семена Савельевича, между ними случился скандал, брат публично обвинил Семена Савельевича в бесчестии и заверил общественность, что долги фирмы будут покрыты «полным рублем».
Но до настоящего покоя далеко, и за обещанными «полными рублями» в Царицын в спешном порядке потянулись кредиторы: купцы из Перми, Вятки и других северных городов везли требования о погашении долгов. У каждого — впечатляющие суммы: 20, 50, 90 тыс. руб. Общие активы компании Голдобина, как стало известно, на тот момент составляли 1,3 млн руб., долги царицынским банкам — порядка 600 тыс. руб., поставщикам леса из верховьев Волги и Камы — 300 тыс. При детальном исследовании вопроса обнаружилась пикантная особенность. Миллионы миллионами, а реально у Голдобина нет почти ничего! Незадолго до банкротства все имущество было раздроблено и переведено на третьих лиц. Осознав свое положение, падающие в обморок кредиторы написали заявление в прокуратуру........

Диву даешься, когда узнаешь такие истории о наших  земляках. Трудно представить, как вырывались из захолустья и безнадеги старой общинной бесперспективной деревенской жизни бывшие крепостные крестьяне и становились богатейшими организаторами производства и купцами России.













Литература:

1. Олег Гайсин «МЕЧЕТЬ. 1899 ГОД. Г. ОСА, УЛ. ВОЛОДАРСКОГО, 41»
2. Архивы: ГАПО. Ф. 109. Оп. 1. Д. 193. Л. 34об.
3. Роман Шкода. Дело купца Голдобина. 2013 г.
4. Сергей. «Записки погонщика мулов (с картинками)» 2013 год.
5. Воспоминания и фотографические архивы односельчан, материалы краеведческого музея Паклинского сельского поселения.
6. Метрические книги Устиновской Вознесенской церкви.


Рецензии