Пятый сезон Голоса

               

Ни на одном из этапов соревнования я не была «болельщицей» Дарьи Антонюк, но тем не менее, ее победа не вызвала у меня разочарования и ощущения, что это не справедливо. Девушка заслужила такой результат. И отдала я ей должное только в финальном номере, когда она продемонстрировала свой незаурядный артистизм, превратив не самую выигрышную с точки зрения вокала песню в конфетку.

Я увидела, что она может быть очень РАЗНОЙ, - качество, которого недостает другим исполнителям, работающим в одной манере, поющих все песни одним приемом, выбирая однотипные композиции. И если человек услышал их один раз, можно считать, что он составил о них полное впечатление, потому что все прочие их выступления – это повторы.

Дарья и внешне, и по энергетике похожа как на героиню американского мюзикла, так и на русский персонаж. Она органична в разной стилистике. Лучше всего ей удаются «зажигательные» вещи, когда надо завести зал. На мой взгляд, лирика у нее пока звучит грубовато. Может быть, из-за того, что это проект – «Голос», и здесь надо демонстрировать вокальную мощь, диапазон, голосовые возможности. Она чересчур старалась все это показать, иногда это шло в ущерб настроению песни. Где-то можно было спеть нежнее, тоньше, мягче, спокойнее, тише. Не всегда и везде нужно орать. Но она, конечно, может исправить отдельные недочеты и несколько скорректировать манеру выступления.

На самом деле очень трудно сравнивать музыку разных стран. «Голос» рассчитан на любителей «черного» пения, потому что именно эти песни (джаз, соул) демонстрируют чисто технические возможности голоса как никакие другие. Эта музыка покорила аудиторию двадцатого века своей новизной. Это новый музыкальный язык – другая ритмика, гармония, мелодика. Кто-то чувствует этот стиль, проникается им, «заболевает» этой музыкой, кого-то она оставляет равнодушным.

Но нельзя не признать, что эстрада других стран в меньшей степени раскрывает именно ГОЛОС исполнителя. Для того чтобы петь русские, итальянские, французские песни иной раз нужна в большей мере некая «душевность», нежели техника и виртуозность. Актерское пение – внимание к слову.

И как сравнивать джазового и русского певца? Обе песни могут быть талантливыми, исполнение – соответствовать стилю. Одна сложнее технически, другая – актерски. А проект-то все-таки – в большей мере вокальный, нежели артистический.

От исполнителя в идеале требуется точное чувство стиля, умение быть органичным в эстетике разных культур. В этом плане нельзя не отметить талантливого музыканта – Олега Сидорова, который убедителен и на русском,  и на английском. Сначала я решила, что Дарья Ставрович все будет петь в одной «рокерской» манере, но ее последнее выступление убедило меня, что она тоже МОЖЕТ быть разной – и по звуку в том числе, и ей надо продолжить творческие поиски. Потому что, во-первых, и голос излишне надрывать нельзя, это вредно, его нужно беречь, и слушатели, даже если они фанаты крутого рока, могут быстро устать от такого звукоизвлечения, это не безобидно для слухового аппарата. Если сидеть не перед телевизором, а в зале – это просто громовой удар для слушателя. Два часа он так не высидит. Ему может стать плохо. Наргиз это понимает, она исполняет разные по манере и настроению песни. Притом, что западный рок и вообще агрессивную манеру пения я люблю – но дозированно.

Я предполагаю, что Панайотов не победил, потому что «Голос» должен открывать новые имена, а он давно известен аудитории, благодаря участию в других проектах. К примеру, Валерий Меладзе может прийти и вот так же поучаствовать и победить. Только зачем ему это? Но Панайотов вполне заслуживал победы, на нашей сцене такая интеллигентная манера пения при голосовой мощи – это редкость. И на самом деле, чем спокойнее он поет, тем красивее у него звук. Но в «Голосе» пришлось чересчур надрываться – вроде как условия проекта такие. Не во всех песнях уместна мелизматика, бывает, она совершенно не вписывается в общий стиль. Но ее вставляют, чтобы «украсить» мелодию, сделать орнамент более изощренным. И иногда – зря.

Если настаивать на том, что в «Голосе» должны русские песни участвовать наравне с иностранными, тогда надо эти песни писать в стиле соул.  Иначе смысла нет. Они показывают русскую «душевность», но голос не демонстрируют, у них нет такой задачи. А для проекта это необходимо. Или надо придумать свой национальный стиль, который бы позволял голосам показывать все свои природные возможности.

Личное обаяние – это, конечно, вещь, которую нельзя недооценивать. Когда проходил четвертый сезон, разговоров было больше о том, кто какой человек, нежели о профессионализме. Кто хороший парень, кто недостаточно хороший, чтобы за него голосовать… с точки зрения обсуждающих, которые на самом деле понятия не имеют об этих людях и могут составить о них самое поверхностное впечатление. Пятый сезон в этом смысле – профессиональнее, объективнее.

Но надо понимать, что голосует за исполнителя не только противоположный пол, но и свой собственный. И логика при этом отличается. Мужчины, выбирая женщину, могут оценивать ее с точки зрения привлекательности для себя лично.  А женщины воспринимают певицу, как подругу, сестру, оценивая совершенно иначе, им не секс-бомба нужна, а человечность.  То же самое – если женщины выбирают певца, это может быть отчасти из-за внешних данных, а если мужчины голосуют за мужчину, они оценивают его совершенно иначе. И получается, что свой пол по большому счету  более объективен. Такое явление, как успех у представителей своего пола, - очень важная вещь. В первом сезоне это привело юную исполнительницу к победе. В ней увидели зрелость, женщины среднего и старшего возраста откликнулись. Такой героини давно уже не было.  Романтической, благородной. А стриптизерши приелись донельзя.

В Дарье тоже ощущается личностное начало – она была бы органична и в образе родины-матери, и в роли жертвенной героини. В ней – большой потенциал. Эмоциональный, энергетический. Но она – другая, с комедийно-зажигательным началом. А чуткость, тонкость психологических нюансов… возможно, к ней это придет.


Рецензии