Глава 26 Улыбка

Много я в своей жизни перевидала разных улыбок.

Одно время в диетической столовой  работала уборщица — она протирала столы, убирала посуду, и на губах у нее всегда была улыбка. Меня это удивляло. Приглядевшись к ней, я увидела, что это приклеенная улыбка — как у девушек на конкурсе красоты. Потом мне рассказали, что у этой женщины два сына сидели в тюрьме за убийство.

Помню в школе на родительских собраниях одну шумную маму. Ее всегда было слышно. Наша учительница выговаривала ей: «Почему у вашего сына нет носового платка?», на что эта статная видная женщина парировала: «А у нас сроду в семье сопливых не было». При этом она разразилась громким заразительным хохотом. Но за ее смехом скрывалась трагедия: ее старшего сына расстрелял в армии дезертир, который вырвал у него автомат.

Как-то в очереди одна женщина уговаривала другую: «Мария Ивановна, встаньте впереди меня, купите» — и искренне так улыбалась. Потом она мне сказала:
— Это наш врач.
Я говорю:
— Это хорошо, что у вас добрые отношения.
— Да ну ее, вредная такая! Ходит в наш дом, я прошу ее: зайдите ко мне заодно, померьте давление — ни за что не зайдет.

В кабинете знакомого стоматолога висели две фотографии. Бабушка и дедушка, улыбаются во весь рот, у каждого по одному зубу -  профессиональный юмор протезистов.

Помню у одного моего знакомого была улыбка-гримаса: лицо принимало какое-то болезненное выражение — то ли больно человеку, то ли он вот-вот заплачет.

Моя память сохранила много улыбок, но есть улыбка, которая мне запомнилась особо. Это было в Париже, вернее, рядом с Парижем — в Дисней-Ленде. 14 июля 1998 года, День Бастилии. Идет парад платформ с диснеевскими героями, и в конце его процессия служителей в парадных мундирах с блестящими позолоченными пуговицами. Они завершают шествие, наматывая на барабаны белые шнуры. Все это контролирует огромный, массивный африканец с чарующей белозубой улыбкой. «Пардон, мадам, бонжур, мадемуазель». Я еще подумала — какой счастливый человек!

И еще одна улыбка, которая всегда со мной, — улыбка моей второй матери — тети Зинаиды Петровны. Милая, естественная улыбка с какой-то ноткой застенчивости. Эта незаметная женщина была для меня воплощением любви — самой преданной, самой всепоглощающей. При жизни Зины я часто уставала от ее зорко следящих глаз, въедливости и занудливости. Но всегда было ощущение — любовь тети вечна, она молится за меня. Ее нет, а ощущение той безграничной любви и заботы останутся со мной, пока я жива.


Рецензии
Улетела последняя страница внимательных и тёплых слов и образов. И жизнь мягко уместилась в эти страницы, и долго ещё будут они в памяти. И так скоротечно, что только удивишься-вот мне пять лет, а вот уже школьница, студентка, а теперь кафедра философии, а теперь..."есть только миг между прошлым и будущим". А кажется, что всё совсем рядом и всё только начинается. Всё...

Анатолий Ефремов   05.09.2023 04:58     Заявить о нарушении
 Жизнь, Анатолий, не идет, а бежит. И чем старше становишься, тем стремительнее она бежит. Вот земной шар крутится, летит в пространстве с бешеной скоростью, а мы этой скорости не замечаем...

Спасибо, что прочитали. И за Ваши вдумчивые, положительные отзывы спасибо, за то, что нашли время и желание.

Вы ведь тоже великолепно пишете, логично, стройно. Виден научный подход к жизни. Что Вы преподавали?

Галина Соколова 18   06.09.2023 16:44   Заявить о нарушении
"Жизнь, Анатолий, не идет, а бежит".

Вот и попытался ухватить кусок с 1944 по 2011 годы бегущей этой жизни в совершенно неподъёмных для полного прочтения семейных мемуарах "Такая жизнь". И всё это адресовалось друзьям и родне, рассыпанным по миру, используя "Прозу", как почтовый ящик. И взялся за этот опус благодаря случайно обнаруженной "Катюше" Ольги Степницкой, моей жене, и только чтобы сохранить незыблемый, начиная со школьных лет, принцип "равенства и противовесов", который до сих пор связывает нас двоих, начиная с осени 1955 года-не могу же я быть "хуже людей". А профессия у меня далека от литературы, такая вот "двубортная"- с одной стороны инженер, с другой-учёный в области прикладной механики.

Анатолий Ефремов   06.09.2023 17:58   Заявить о нарушении
Вдогонку...
Благодаря этой "двубортности, 30 лет преподавал сопромат и теорию упругости в Политехе города Фрунзе и в Бумердесе (Алжир). Но там всё было уже на французском. А вот на английском уже не удалось-подвёл возраст. Ничего не поделаешь, ведь это "Такая жизнь".

Анатолий Ефремов   06.09.2023 18:10   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Значит, логика от сопромата. Пишете хорошо и, главное, интересно. Долгих Вам лет жизни и быть здоровым!

Галина Соколова 18   14.09.2023 04:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.