Явление образа Божьей Матери Калужская с Младенцем
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА
"Надобно... направляться к душеполезному исходу из
затруднительного положения, а не просто действовать
так, как представляются нам вещи".
св. преподобный Амвросий Оптинский
Явление нового Калужского образа Пресвятой Богородицы произошло в Москве 11 марта 1897 года в ходе проведения в Музее изящных искусств имени императора Алек-сандра III, устроенной Московским обществом любителей художеств при попечительстве Императорского Православного Палестинского общества, выставки "Изображения Богородицы"[1]. Вследствие этого новоявленную икону предпочтительно именовать "Чудотворная Калужская Палестинская икона Божьей Матери"....
В подготовке проведения столь масштабного и значимого для российской духовной и изобразительной культуры события, включающего в себя, в том числе: оказание материальной поддержки художникам - участникам выставки на создание и доставку своих выставочных работ; издание по итогам выставки типографией Т.И. Гагена в Москве в 1897 году альбома "В память выставки Изображений Богоматери, устроенной Московским Обществом Любителей Художеств 11 марта 1897 г."[2], представляющего собой 106-страничный каталог выставки, содержащий 54 иллюстрации с лучшими изображениями Богоматери; организацию и аренду помещения в Музее изящных искусств имени императора Александра III и т.д., приняли участие авторитетнейшие и известнейшие в России специалисты в области науки и искусства.
Выставка прошла под покровительством:
Его Императорского Высочества великого князя Сергея Александровича, сына императора Александра II, супруга, будущей святой преподобномученицы, Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, родного дяди последнего российского императора, будущего святого страстотерпца, Николая II Александровича [3], московского генерал-губернатора (с 1891), командующего войсками Московского военного округа (с 1896), генерал-лейтенанта, члена Государственного совета, одного из инициаторов создания, члена-учредителя и первого Председателя Императорского Православного Палестинского общества (с 1882)[4]и, по смерти императора Александра III, почётного председателя правления Императорского Российского Исторического музея (с 1881), и, кроме перечисленного, сообразно своему положению одного из старших членов императорской фамилии, состоявшего президентом, председателем, членом или благотворителем многих научных обществ и организаций: Московского архитектурного общества, Московской духовной академии, Комитета по устройству при Московском университете Музея изящных искусств имени императора Александра III, Московского археологического общества, а также состоявшего почётным членом Академии наук, Академии художеств, Общества художников исторической живописи, Московского и Петербургского университетов, Московского археологического общества, Общества любителей естествознания, Археологического музея в Константинополе и Исторического музея в Москве, а также Московской Духовной Академии, Православного миссионерского общества, Отдела распространения духовно-нравственных книг и многих других;
Её Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Фёдоровны (с 1992 года святой Русской православной церкви как преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны), дочери герцога Гессен-Дармштадтского Людовика IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории, супруги Великого князя Сергея Александровича, почётного члена и, после смерти мужа, Председателя Императорского Православного Палестинского общества (1905-1917)[5], основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве, почётного члена Императорской Казанской духовной академии (звание Высочайше утверждено 6 июня 1913 г.[6]), почётного члена Императорской Санкт-Петербургской (Петроградской) духовной академии (с 1913) и других обществ;
Её Императорского Высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбург-ской, урождённой княгини Романовской, герцогини Лейхтенбергской, принцессы Богарнье, любимой племянницы императора Александра II, внучки императора Николая I и правнучки Жозефины, жены императора Наполеона Бонапарта, супруги принца Александра Петровича Ольденбургского[7], попечительницы (с 1868) Санкт-Петербургской гимназии принцессы Ольденбургской, президента Минералогического общества, почётного члена Императорского Российского автомобильного общества, президента Императорского Общества поощрения художников в С.-Петербурге (1872-1917), в котором работал в должности секретаря выдающийся художник Н.К. Рерих, создательницы широкой сети художественных школ в С.-Петербурге и его окрестностях, занимавшейся большой просветительской и благотворительной деятельностью, опекой Свято-Троицкой общины сестёр милосердия, в которой профессию получали многие вдовы и девушки из бедных семей, содержательницы амбулатории, где лечили и выдавали лекарства бесплатно, исправительной школы для детей, попечительница Максимилиановской больницы для приходящих и руководительницы Общины Святой Евгении, при которой были созданы курсы медсестёр, амбулатория и издательское дело[8].
Всеобщее внимание участников и посетителей выставки привлекла работа художника конца XIX века, члена Московского общества любителей художеств, имя которого в настоящее время, к сожалению не выявлено,"Дева Мария с младенцем Иисусом Христом читает книгу"[1]. В отечественной иконографии подобной канонической иконописной схемы ещё не существовало.
Представленная работа была интересна и с иконографической и, собственно, с худо-жественной точки зрения. Картина выполнена маслом, предположительно на холсте, в конце XIX века в стиле итальянских живописцев эпохи Возрождения.
Сюжет картины для западноевропейской живописи конца XIV - начала XV века был достаточно традиционен – Дева Мария с Младенцем на лирическом садовом пейзаже, который со временем был признан в качестве "визитной карточкой" эпохи Возрождения.
Богородица стоит у мраморного парапета с повёрнутым к зрителю на три четверти вправо благоговейным лицом. Она читает раскрытую книгу, находящуюся в Её правой руке. Левой рукой она нежно придерживает за плечо младенца Сына Своего Иисуса Христа, стоящего нагим на, застеленном концом накидки, парапете и обхватившего Её шею своими ручками. Лежащая на парапете на первом плане груша, как и в работе итальянского художника венецианской школы живописи Джованни Беллини "Мадонна с Младенцем", заставляет вспомнить о первородном грехе и его искуплении.
Платье вишнёвого цвета надето на белую сорочку, виднеющуюся у ворота и в прорезях манжет. На плечи Девы Марии наброшена насыщенно синяя, до чёрного, накидка. Её тёмные волосы уложены в прямой пробор, поверх которого надет светло-синий (голубой) короткий плат. Цвета Её одежд символичны. Красное платье символизирует кровь, про-лившуюся на кресте. Светло-синий плат – знак непорочности.
Разбор иконописной схемы этого живописного произведения выявляет в ней два, совмещённых в один, объекта: каноническую иконописную схему чудотворной Калужской иконы Божьей Матери[9] и не самостоятельный образ младенца Иисуса Христа, требую-щий постоянной опеки Богородицы. При совмещении двух объектов получается новая ипостась чудотворной Калужской иконы Божьей Матери с младенцем Иисусом Христом.
Может показаться невероятным, но история обретения чудотворной Калужской ико-ны Божьей Матери[9] и живописной картины на религиозный сюжет "Дева Мария с мла-денцем Иисусом Христом читает книгу"[1] имеют много схожего, достаточно взглянуть на описание Калужской иконы:
1. "Чудотворная икона Калужской Божией Матери находится на месте явления сво-его, в селении Калужке, Калужской губернии. Явилась она в 1748 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны в имении боярина Василия Кондратьевича Хитрова, в с. Тинькове, в семи верстах от Калуги..."[9].
Для новоявленного образа начало описания могло быть изложено следующим обра-зом: "Чудотворная Калужская Палестинская икона Божьей Матери (или чудотворная Калужская икона Божьей Матери с младенцем Иисусом Христом) явилась под сенью Императорского Православного Палестинского общества в Москве в 1897 году в царст-вование императора Николая II Александровича в 163 км по прямой (183 км - по дороге) от Калуги...".
Здесь, в названии икон, прослеживается подобие сравниваемых объектов, различающихся по своим сущностям в преемственной связи, в прямой зависимости посредством приложения к одному из них дополнительного объекта.
Главное, что объединяет оба царствования то, что оба царствования были конечными: императрица Елизавета I Петровна являлась последней государыней русской ветви царской и императорской династии Дома Романовых, а император Николай II Александрович - последним государем Дома Романовых.
Другим сходством является то, что в момент явления чудотворной Калужской иконы Божьей Матери в 1748 году вся территория Калужской провинции, кроме Калуги, входя-щей в Московскую и Калужскую епархию, входила в Сарскую, Подонскую и Козельскую (или, проще, Крутицкую) епархию. Другими словами, оба сравниваемых образа имели одно духовное окормление в Московской епархии.
Есть ещё одно сходство. Если чудотворная Калужская икона Божьей Матери явилась "в имении боярина Василия Кондратьевича Хитрова..." на чердаке его дома, то чудотворная Калужская Палестинская икона Божьей Матери" явилась под покровительством Императорского Православного Палестинского общества, инициатором-основателем, почётным членом и секретарём которого являлся Василий Николаевич Хитрово (1834-1903), действительный тайный советник, российский государственный и общественный деятель, писатель[10].
В.Н. Хитрово, впервые побывав на Святой земле в 1871 году, увлёкся идеей укрепления духовной связи России с Палестиной, Сирией и сопредельными с ними странами. В 1881 году посетили Палестину Великий князь Сергей Александрович и Великий князь Павел Александрович. После разговора с В.Н. Хитрово Великий князь Сергей Александрович согласился возглавить Палестинское Общество, целью которого было помогать русским паломникам попасть на Святую землю, укреплять там Православие, организовать издания, чтобы русское общество приобщить к святыням Палестины, вести раскопки, построить подворье русского монастыря.
Целеустремленность, упорство и верный расчёт превратили мечту В.Н. Хитрово в реальность в мае 1882 года, когда император Александр III подписал высочайший указ об учреждении Православного Палестинского общества. 8 мая 1882 года был утверждён устав Общества, Хитрово был избран его почётным членом и помощником Августейшего Председателя, а затем стал секретарём Общества[10].
С 1882 года труды Василия Николаевича Хитрово неотделимы от научной деятельно-сти созданного им Палестинского общества. Одним из важнейших уставных направле-ний ИППО с самого начала была научная и издательская работа в области исторического, археологического, филологического исследования стран библейского региона.
2. "Две дворовые девушки разбирали на чердаке барского дома старые вещи.... Среди разного хлама последняя нашла свёрток полотна..."[9].
Для новоявленного образа эта часть описания может быть изложена следующим образом: "При стечении многих авторитетнейших и известнейших людей в России: Августейших особ, высокопоставленных чиновников и придворных, депутатов Государственной Думы, учёных в области общественных и гуманитарных наук, искусствоведов, владельцев частных художественных галерей и музеев древностей и предметов народного искусства, известных коллекционеров, литераторов, педагогов, художников, церковных благотворителей и меценатов, разбирали на выставке "Изображения Богоматери" живописные работы членов Московского общества любителей художеств.... среди прочих работ нашли необычную картину, выполненную на полотне ...".
По сути, два описания идентичны, только во втором - больше свидетелей, располагающих полным доверием.
3. "Развернув его, она увидела ясное, отчётливое изображение Женщины в тёмном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом читающей книгу"[9].
Для новоявленного образа можно предложить следующую редакцию: "Рассмотрев её, они увидели ясное, отчётливое изображение Пресвятой Девы Марии в тёмном одеянии и синем платке, с благоговейным лицом читающей книгу и нежно придерживающей за плечо, стоящего на постаменте нагого (обнажённого) младенца Иисуса Христа".
В первом случае Пресвятая Богородица проявилась в живописном портрете инокини Елены (в миру - первая жена Петра I, царица Евдокия Лопухина), выполненном, предположительно, голландским художником Корнелисом де Брюйном в 1707 году.
Во втором - живописная картина выполнена в жанре религиозной живописи московским художником конца XIX века. На картине изображена Пресвятая Богородица с мла-денцем Иисусом Христом.
Оба произведения изначально являлись предметами религиозной живописи, выпол-ненными на полотне. После воцерковления - первое произведение, после ряда чудесных проявлений и посредством дорогой ризы по воле императрицы Елизаветы Петровны получило статус чудотворной иконы. Второе произведение, имея иконографическую схему чудотворной Калужской иконы Божьей Матери, на основании преемственности, уже может иметь статус чудотворной, но после ее воцерковления.
Публичная демонстрация живописного произведения "Дева Мария с младенцем Иисусом Христом читает книгу"[1]. произошла в Москве при участии и в присутствии трёх Августейших особ Дома Романовых, одна из которых в будущем будет причислена к лику святых преподобных мучеников, и большой группы из авторитетного сообщества и деятелей культуры. Все они приходятся свидетелями явления в России новой иконописной схемы - "Богородица "Калужская" с младенцем Иисусом Христом". Немаловажным фактором Божьего внимания к этому событию служит то обстоятельство, что явление новой чудотворной Калужской Палестинской иконы Божьей Матери приходится на события, происходящие в наши дни в Сирии, где Россия, по приглашению сирийского правительства, оказывает военную и гуманитарную помощь сирийскому народу в борьбе с международным терроризмом.
Кем же были те свидетели новоявленной чудотворной Калужской Палестинской иконы Божьей Матери, упомянутые в перечне[11]. издания "В память выставки Изображений Богоматери, устроенной Московским Обществом Любителей Художеств 11 марта 1897 г."[2]?
Степанов Михаил Петрович - генерал от кавалерии, писатель, адъютант и сотрудник Его Императорского Высочества великого князя Сергея Александровича (1889-1905), почётный член Императорского Палестинского общества, состоял при Её Императорском Высочестве великой княгине Елизавете Фёдоровне (1905-1917), будущей святой преподобной мученицы. Сын царскосельского коменданта генерала от инфантерии Петра Александровича, приятеля И.И. Глинки и К.П. Брюллова; участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг.; написал две исторические книги, один из пионеров палестинской идеи в России, помощник великого князя Сергия Александровича в деле устройства Палестинского общества, его преданный и опытный работник, помощник Председателя ИППО. Кроме множества российских и иностранных наград, Михаил Петрович был отмечен знаком отличия беспорочной службы за ХL лет[12].
Графиня Прасковья Сергеевна Уварова - урождённая княжна Щербатова, русский учёный, историк, археолог из рода Щербатовых. Жена знаменитого историка и археолога А.С. Уварова (1825-1884). Внучатая племянница Марии Нарышкиной, фаворитки Александра I и матери его детей. Сестра князя Николая Щербатова, директора Исторического музея. С 1885 года, после смерти мужа, была избрана председателем Московского археологического общества. Почётный член Петербургской академии наук, профессор Дерптского, Харьковского, Казанского, Московского университетов и Петербургского археологического института[13].
Мамонтова Елизавета Григорьевна - дочь московского купца-шелкоторговца Г.Г. Сапожникова, собирательница предметов народного искусства, жена русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. По матери приходилась двоюродной сестрой русскому театральному режиссёру, актёру и педагогу К.С. Станиславскому. Она была знакома с известным русским археографом, основателем журнала "Русский архив" П.И. Бартеневым, со скульпторами М.А. Чижовым, М.П. Поповым, М.М. Антокольским, с историком искусств А.В. Праховым, художниками А.П. Боголюбовым и Ф.А. Бронниковым. Близкие, доверительные отношения сложились у неё с художниками: В.А. Серовым, В.М. Васнецовым, В.Д. Поленовым, И.С. Остроуховым, М.В. Нестеровым и И.Е. Репиным. В её подмосковной усадьбе Абрамцево был создан Музей русского народного искусства и предметов крестьянского обихода, активно действовал "Мамонтовский кружок"[14].
Графиня Соллогуб (Боде-Колычева) Наталья Михайловна - дочь известного исто-рика, археолога и коллекционера М.Л. Боде-Колычева и баронессы А.И. Боде, писатель-переводчик, жена графа Ф.Л. Сологуба[15]. Усадьба родителей на Поварской представляла собой музей древностей и галерею одновременно[16]. С детских лет и до конца жизни Наталью Михайловну окружали предметы истории и культуры, сформировавшие её жизненные интересы и идеалы, определив круг знакомых и друзей. Её муж, граф Ф.Л. Соллогуб был поэтом и художником, постоянным участником "Общества любителей искусства и литературы", где играл ведущую роль, был близок с: А.А. Фетом, А.Н. Толстым, А.Н. Апухтиным, сыграл значительную роль во вхождении в театральную жизнь К.С. Станиславского. Супруги имели свою художественную мастерскую, в которой бывали и работали В.Д. Поленов, Н.Н. Гончарова, Ф.О. Шехтель, А.Я. Головин, Е. Лансере, Н.Л. и А.Л. Бенуа.
Сорен (Смирнова) Надежда Николаевна - дочь русского чиновника, дипломата и мемуариста, тайного советника, калужского (1845-1851) и санкт-петербургского (1855-1861) губернатора, сенатора и владельца подмосковной усадьбы Спасское Н.М. Смирнова и фрейлины русского императорского двора Александры Осиповны Россет-Смирновой, супруга Иосифа Сорена, литератор. Её мать - одна из любимых фрейлин императрицы, находилась в близких доверительных отношениях с Николаем Павловичем и его братом Михаилом, в круг её поклонников и друзей входили знаменитые писатели и поэты: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, П.А. Вяземский, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов и другие. Привлекательная и восприимчивая она становится "музой" русской литературы. Тайной Россет была любовная интрига, участниками которой стали Николай I и молодой офицер М.Ю. Лермонтов. В результате - Лермонтов отправился в ссылку на Кавказ.... а А.О. Россет родила дочь Надежду, биологическим отцом которой был М.Ю. Лермонтов[20]. Мужа ей заботливо подобрала сама императрица, а за его карьерным ростом следил Николай I. Н.М. Смирнова из камергеров в 1845 г. назначили на должность Калужского гражданского губернатора. Вместе с ним в Калуге проживала его семья. В этой среде проходило воспитание Надежды Николаевны, где постепенно формировалось у неё и личное отношение к литературе и искусству, была знакома с Н.В. Гоголем[21]. Она посвятила свою жизнь разбору архивов своих родителей, состоящим из 67 тетрадей собственноручных записок А.О.Смирновой и множества других бумаг[22].
Усова (Савина) Анна Павловна - драматическая артистка, жена Усова Сергея Алек-сандровича (1827-1886), зоолога, профессора Московского университета, археолога, искусствоведа, прекрасного учёного и эрудита, много думавшего над философией зоологии, блестящего лектора, любимого студентами, одного из первых твёрдо водрузившего знамя Дарвина в Московском университете, связав себя с дарвинизмом; художественной натурой, он был законодателем художественных вкусов Москвы, знатоком театра и шекспиристом, много лет он изучавшего историю живописи, увлекавшегося древнерусскою иконописью. В доме семьи Усовых была целая коллекция русских летописей. Анна Павловна была под стать своему мужу и разделяла его последние увлечения. Она была душой и калибром семьи, такою же эрудированной, умной, шумной, в меру "циничной", всегда независимой в своих взглядах. Казалось, что по смерти мужа, она унаследовала его функции, управляла имением, проявляя хозяйственные таланты[20].
Баснин Николай Васильевич - русский адвокат, коллекционер, специалист по гра-вюроведению, почётный член Румянцевского музея, председатель Московского Совета Присяжных Поверенных, меценат. Сын купца В.Н. Баснина, известного в Иркутске мецената, библиофила, коллекционера, иркутского Городского Головы. После смерти отца унаследовал собрание гравюр и рисунков, активно продолжил собирательскую деятельность. Участвовал в работе Московского общества любителей художеств и Московского археологического общества. Являлся членом Московского юридического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Более 30 лет сотрудничал с Московским публичным и Румянцевским музеями, участвовал в составлении каталога Гравюрного кабинета, передал в дар музею несколько гравюр из собрания семьи. После 1917 г. коллекция Басниных более 14 тысяч гравюр была национализирована и в 1923 г. передана в Музей изящных искусств (ныне - ГМИИ имени А.С.Пушкина)[21].
Боткин Пётр Петрович (1831-1907) - после смерти отца П.К. Боткина в 1853 г. стал главой семейной фирмы - торговый дом "Петра Боткина Сыновья", являлся одним из крупнейших в Москве церковных благотворителей, старостой в церкви Успения на Покровке и одновременно церковным старостой главного храма Москвы - Архангельского собора, позднее Храма Христа Спасителя с момента его освящения. На свои средства обеспечивал храмы всем необходимым и поддерживал их в исправности. Пётр Кононович открыл в Москве чайное дело и завёл торговые отношения с Китаем, из которого тогда поступал в Россию чай. При нём чаеторговое дело Боткиных стало одним из крупнейших в России[22]. Пётр Петрович, единственный из братьев, посвятил свою жизнь исключительно коммерческой деятельности и обнаружил в этой области выдающиеся способности. Расчётливый, сдержанный, умный, неутомимый и безукоризненно одетый на английский манер, был чрезвычайно уважаемый в среде московского купечества. Он был гласным Московской Городской думы, состоял выборным Московского Биржевого Общества (1870-1906), стоял у истоков Московской Биржи как общественной организации, будучи одним из членов Комиссии по составлению её Устава (1869)[23].
Александр Всеволодович и Владимир Всеволодович[24] Всеволожские, были из-вестными и передовыми людьми своего времени, из дворян. Их отец, Всеволод Александрович, отставной поручик, богатый помещик, горнозаводчик и промышленник, в том числе совладелец Пожевских заводов в Пермской губернии, оставил братьям хорошее наследство. Братья были очень близки, но выбрали разное поприще: старший, Александр, продолжил дело отца, а Владимир - жил в Москве, работал в области станковой живописи и графики; писал пейзажи, натюрморты. Его работы экспонировались на различных выставках[25]. Александр Всеволодович продолжил дело отца и стал очень богатым помещиком, коллекционером, горнозаводчиком и промышленником, жил в Москве в роскошной усадьбе, занимался благотворительностью и меценатством, приобрёл у Шереметьевых усадьбу Троицкого имения с целью превратить главный дом в музейно-архитектурный ансамбль. После революции его коллекцию передали в Государственный Музейный Фонд[26].
Князь Виктор Николаевич Гагарин - чиновник Министерства внутренних дел, от-ставной коллежский асессор, очень богатый помещик, коллекционер, литератор, славянофил, благотворитель и меценат, член Совета Строгановского училища. Виктору Николаевичу была присуща наследственная культура вкуса, культ красоты, чутье в искусстве и повышенная музыкальность. Его дом являлся местом художественной услады. Он представлял собой музей картин старых мастеров (пожалованных Екатериной II гагаринским предкам), бронзы, фарфора, серебра и мебели, заключенный в редкой красоты особняке стиля Ампир[27].
Князь Григорий Григорьевич Гагарин - юрист, служил по Министерству государ-ственных имуществ, поддерживал связь с русским геологом и почвоведом В.В. Докучаевым, депутат I Государственной думы от Московской губернии, камергер, коллекционер, занимался сельским хозяйством и общественной деятельностью, избирался гласным Московского губернского земского собрания и Клинским уездным предводителем дворянства (1893-1902). По политическим взглядам был близок к правому крылу "Союза 17 октября". Григорий Григорьевич родился и вырос в аристократической семье, был сыном и полным тёзкой своего известного и заслуженного отца - художника-любителя (живопись, графика), исследователя искусства, архитектора, обер-гофмейстера двора Его Императорского Величества, вице-президента Императорской Академии художеств, тайного советника. Он участвовал в реставрации фресок древних грузинских храмов, расписал в "византийском" стиле Тифлисский кафедральный собор Сиони, руководил художествен-ной частью на гранильной фабрике. Он оставил сыну своё огромное творческое наследие, кроме иллюстраций к повестям и известным портретам около 4000 его рисунков и набросков к композициям предполагаемых картин (переданы в Русский музей).
Князь Павел Алексеевич Голицын - дипломат (служил в Брюсселе), директор Мос-ковского главного архива Министерства иностранных дел (МГАМИД)[28], действительный тайный советник и гофмейстер императорского двора. Его отец, Алексей Алексеевич Голицын (1800-1876), камер-юнкер, масон, друг А.С.Пушкина, Смоленский губернский предводитель дворянства, перешёл в католичество.
Говоров Сергей Козьмич - выпускник Императорского училища правоведения (1878), коллежский советник; чиновник Министерства юстиции, присяжный поверенный окружной Московской судебной палаты; член Московской уездной земельной управы[29].
Сын Козьмы Гавриловича Говорова (1820-1874), статского советника, известного русского филолога, педагога, автора практического руководства по русской грамматике. Сергей Козмич рассматривал педагогику с юридической точки зрения, в частности, серьёзно занимался вопросами анализа эволюции института попечителей в народных школах. В 1905-1908 гг. входил в прогрессивную группу гласных Московской Городской Думы, кандидат в выборщики от партии народной свободы (ПНС) в I и II-ую Государственную Думу, Председатель Комитета ПНС Сретенского района г. Москвы.
Горбов Николай Михайлович - педагог, публицист, переводчик, автор учебников по истории и народному образованию, потомственный почётный гражданин. Сын Михаила Акимовича Горбова (1826-1894) - потомственного почётного гражданина, владельца мануфактур, члена московского отделения Совета торговли и мануфактур, учредителя Московского купеческого общества взаимного кредита, почётного гражданина города Ливны, видного предпринимателя железнодорожного строительства, переведшего "Божественную комедию" Данте, которую его сын, Николай, впоследствии издал. Семья Горбовых была известна своей просветительской и меценатской деятельностью. В своих имениях Николай Михайлович устраивал школы и училища. На его средства также была построена больница и богадельня, содержавшиеся за его же счёт; активно занимался литературной деятельностью, вместе с женой написал несколько учебников по истории, педагогике, занимался переводами западноевропейских авторов с английского языка, состоял в переписке с Л.Н. Толстым и неоднократно бывал у него в Ясной Поляне.
Кирпичников Александр Иванович - русский историк литературы, филолог, член-корреспондент Академии наук, занимался педагогической деятельностью, написал много работ о языке. Как филолог он сформировался под сильным влиянием профессора Ф.И. Буслаева, профессор Харьковского и Новороссийского (в Одессе) университетов, профессор Московского университета, где читал лекции о творчестве русских писателей и по истории всеобщей литературы. Он много занимался литературной и научной деятельностью, участвовал в работах археологических съездов, усиленно работал в комиссии Н.П. Боголепова, занимал должность в Румянцевском музее хранителя древностей, был председателем Археографической комиссии при Московском археологическом обществе и в Русском библиографическом обществе.
Князь Сергей Николаевич Мещерский - князь, чиновник Министерства финансов, статский советник, камергер Высочайшего Двора.
Мосолов Николай Семёнович - русский гравёр-аквафортист и коллекционер. Отец и дед Мосолова были известными коллекционерами произведений искусства. С юных лет он уже рисовал и гравировал под руководством отца копии с рисунков и офортов Рембрандта. Унаследовал коллекцию картин отца и продолжил её пополнение, ориен-тируясь в первую очередь на работы голландских мастеров, стал почётным членом совета Румянцевского музея. Среди коллекционеров, чьи собрания стали основой Гравюрного кабинета Музей изящных искусств (ГМИИ) им. А.С.Пушкина, имя Н.С. Мосолова должно быть названо одним из первых. По завещанию Н.С. Мосолова, все его коллекции были переданы в Румянцевский музей[30].
Остроухов Илья Семёнович - русский художник-пейзажист, историк-искусствовед, коллекционер, ценитель и знаток древнерусской иконописи, член Товарищества пере-движных художественных выставок и Союза русских художников, академик Петербург-ской Академии художеств, гласный Московской городской Думы, в течение многих лет являлся попечителем Третьяковской галереи. Остроухов сыграл огромную роль в создании отделов древнерусского искусства главных национальных художественных сокровищниц России в Третьяковской галерее и Русском музее. Его деятельность на посту попечителя Третьяковской галереи определила на долгие годы вперёд стратегию развития галереи, прежде всего в подходе к комплектованию и формированию коллекций. В круг его близкого окружения входили многие известными деятели искусства и культуры Москвы того времени, в том числе: П.М. Третьяков, семья А.И. Мамонтова, В.С. Васнецов, А.В. Всеволожский, И.Е. Цветков, С.П. Боткин, В.А. Серов. Женившись на дочери богатого чаеторговца и церковного благодетеля Н.П. Боткиной, он сформировал свой частный музей, художественную коллекцию которого подбирал с большим вкусом: живопись, графика и скульптура, а его коллекция икон была одна из лучших в России.
Покровский Николай Васильевич - русский археолог и общественный деятель, док-тор наук, директор Археологического института, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член-учредитель монархической организации Русского собрания, участвовал в работе по составлению "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона". Он много внимания уделял изучению оригинальных памятников церковного искусства, находящихся в древних центрах русской церковной жизни, особенно в Москве и Новгороде. Его трудами в Петербургской духовной академии был устроен Музей церковно-археологических древностей, которым он руководил с 1879 г.[31].
Протопопов Николай Алексеевич - потомственный почётный гражданин, московский купец 1-й гильдии (свечная торговля), выборный Московского купеческого сословия, почётный попечитель Коммерческого училища имени цесаревича Алексея, управляющий Российским обществом Красного креста в Первую мировую войну, член совета Московского общества призрения, воспитания и образования слепых детей, Ольгинского благотворительного общества при больнице имени Александра III и почётный член Совета детских приютов [32]. Николай Алексеевич дослужился до чина действительного статского советника. Немало сделал он и на ниве благотворительности. На его средства в Царском Селе возвели полковую церковь лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового полка; пожертвовал средства на строительство и содержание Московского коммерческого института в Стремянном переулке и на создание Ассирийского зала в Музее изящных искусств (нынешний Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Редин Егор Кузьмич - русский историк искусства и археолог, профессор Харьков-ского университета, действительный член Московского Археологического общества, ученик известного искусствоведа и археолога Н.П. Кондакова, автор работ по древнерусскому и византийскому искусству и археологии, миниатюре и прикладному искусству, стал автором свыше 90 монографий, каталогов, альбомов экспонатов выставок. Много работал Егор Кузьмич под руководством А.И. Кирпичникова, который привил ему любовь к литературе и искусству[33],[34].
Солдатенков Козьма Терентьевич - московский известный предприниматель, тек-стильный фабрикант и книгоиздатель, крупнейший частный собиратель второй половины XIX века, владелец художественной галереи и старинного нарышкинского имения "Кунцево"- одна из наиболее необычных фигур в истории российского меценатства, родом - из семьи старообрядцев. Как и П.М. Третьяков, он занимался одним и тем же - зарабатывал деньги, а на заработанное покупал картины лучших художников. Его особняк на Мясницкой был известен художникам. Он был членом попечительского совета Художественно-промышленного музея, действительным членом общества любителей коммерческих знаний при Академии Коммерческих наук, членом совета благотворительного общества при Басманной больнице, членом Попечительского комитета женских курсов Герье, основателем Богадельни коммерции советника К.Т. Солдатенкова. По его завещанию его обширная библиотека и около 300 живописных произведений были переданы в Румянцевский музей, а большая часть его капитала пошла на строительство крупнейшей в Москве бесплатной больницы - больницы для бедных независимо от сословий и религий. В советское время - она была известна как Боткинская и, лишь недавно, ей было возвращено историческое название - Солдатенковская[35].
Столыпин Дмитрий Аркадьевич - писатель-аграрник, последователь Огюста Канта, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., камер-юнкер, статский советник, помещик. После окончания Петербургского университета был определён в Министерство на-родного просвещения, служил в Виленской и Московской публичных библиотеках, по личному заявлению в 1877 г. "поступил охотником в армию" для участия в турецкой войне, за участие в которой был награждён орденами св. Георгия 3-й и 4-й степени, серебряной медалью в память войны 1877-1878, для Шипкинского отряда установленной, Румынским крестом за переход через Дунай. По окончании войны служил 2 года в Московской публичной библиотеке, после чего уволился, проводил аграрные реформы и занимался литературной деятельностью у себя в поместье[36].
Филимонов Георгий Дмитриевич - русский археолог и историк искусства, музейный работник, антиквар, коллекционер. Служил в Оружейной палате, член российских и зарубежных обществ любителей истории и древностей, хранитель Отделения христиан-ских и русских древностей (1870-1898 ). В Румянцевском музее работал со времени его открытия в Москве, не оставляя службы в Оружейной палате[37].
Щукин Дмитрий Иванович - русский коллекционер западноевропейской живописи, брат П.И. Щукина и С.И. Щукина. Первоначально собирал изделия из серебра, золота и миниатюры, но постепенно остановил свой выбор на старой западной живописи. Щукин собирал картины старых мастеров XIV-XVIII веков: итальянцев, немцев, французов, англичан, но особую слабость питал к "малым голландцам". Живописцам этого круга в его собрании принадлежало около шестидесяти полотен. В коллекции Щукина было собрано 146 живописных полотен. Особое место в его коллекции принадлежало миниатюрам и скульптурам (около 50 бронзовых статуэток XVI-XVII веков). Щукин владел одной из лучших в мире коллекций эмалей. Его коллекция была национализирована и стала самостоятельным музеем - филиалом Румянцевского музея. В настоящее время - в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина[38].
Быковский Константин Михайлович - русский архитектор, реставратор, препода-ватель и общественный деятель, академик архитектуры, Председатель Императорского Московского археологического общества и Общества любителей художеств. Главный ар-хитектор Московского университета, автор крупнейшего градостроительного проекта Москвы - университетского клинического городка на Девичьем и других, пропагандировал реставрацию старых памятников, лично реставрировал их, в том числе Успенский собор Московского кремля. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в Строгановском училище технического рисования, служил преподавателем в Училище изящных искусств А.О. Гунста. Организовал в 1894 г. I Всероссийский съезд русских художников и любителей художеств[39].
Грушецкий Дмитрий Всеволодович - секретарь и смотритель Московского общества любителей художеств в 1894-1902 гг.
Из выявленной информации об участниках благотворителях, прошедшей в 1897 году выставке "Изображения Богоматери", можно судить о высоком уровне нравственности и профессионализме свидетелей явления в России новой иконописной схемы "Богородица "Калужская" с младенцем Иисусом Христом" для чудотворной Калужской Палестинской иконы Божьей Матери....
История воцерковления чудотворной Калужской Палестинской иконы Божьей Матери находится ещё в самом начале пути, но, по словам Иисуса Христа из Его нагорной проповеди следует: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Матф. 7:7,8).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Дева Мария с Младенцем и книгой в правой руке. В память выставки изображений Божией Матери, устроенной Московским Обществом Любителей Художеств 11 марта 1897 года. – М.: Издание фототипии К.А. Фишер (Москва). Типография Т.И. Гагена. 1897. С. 54.
2. В память выставки Изображений Богоматери, устроенной Моск. Общ. Любителей Художеств 11 марта 1897 г. // FORTUNA-X.RU - Антиквариат - http://fortuna-x.ru/i93039757/
3. 110 лет со дня злодейского убийства Великого князя Сергия Александровича Романова (1857–1905). // Православие и Жизнь. - http://cliuchinskaya.blogspot.ru/ 2015/02/110-18571905.html?view=sidebar
4. Шилов Д.Н. Члены Государственного совета Российской империи 1801-1906. СПб., 2007. С. 740.
5. Отчёт Императорского Православного Палестинского Общества за 1908-1910 годы. СПб., Издание ИППО 1911 г. Председатель - Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Фёодоровна (14 февраля 1905 г.).
6. "Правительственный вестник", № 132, 19 июня (2 июля) 1913. С. 2.
7. Княжна Евгения Максимилиановна Лейхтенбергская. // LiveInternet - http:// www.liveinternet.ru/users/ tanai1956/post338507738/
8. Евгения Максимилиановна Лейхтенбергская - Биография. // ПомнимПро - электронный мемориал - http://pomnipro.ru/memorypage10745/biography
9. Поселянин Е. Чудотворная икона Калужской Божьей Матери. "Богоматерь: полное иллюстрированное описание Её земной жизни и посвящённых Её имени чудотворных икон". / под редакцией Е. Поселянина, - СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина. 1909. C. 558-561.
10. Хитрово Василий Николаевич. // Сайт Императорского Православного Палестинского общества (29.11.2012) - 11. В память выставки изображений Божией Матери, устроенной Московским Обществом Любителей Художеств 11 марта 1897 года. – М.: Издание фототипии К.А. Фишер (Москва). Типография Т.И. Гагена. 1897. 106 с., ил.
12. Блинова Л.Н. Степанов Михаил Петрович (факты биографии). // Императорское Православное Палестинское общество (ИППО) - http://www.ippo.ru/ipporu/ 13. Уварова Прасковья Сергеевна. // Лик России. - http://likrus.ru/abc_database/ object/5805
14. Мамонтова Елизавета Григорьевна. // АртПанорама (картинная галерея) - 15. Наталья Михайловна гр. Сологуб. // Geni - 16. Усадьба Боде-Колычевых-Соллогуб на Поварской. // PAPERBLOG "Журнал История" (05.04.2012) - 17. Белова Л.А. Александрина. // Московский журнал. История Государства Российского. Москва. № 12. 2000. С. 24-31.
18. Воропаев В.А. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии (Иерусалим) // Художественная литература - 19. Житомирская С.В. К истории мемуарного наследия А.О.Смирновой-Россет. // Фонд "Фундаментальная электронная библиотека" "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР" - http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/im9/im9-329-.htm
20. Белых Андрей. На рубеже двух столетий. Книга 1 (с. 27-28) // PROFILIB - 21. Баснины-Верхоланцевы. Баснин Николай Васильевич, юрист, коллекционер, Баснина Софья Николаевна, музейный работник, Верхоланцева (урожд. Баснина) Анна Николаевна, художник, педагог, Верхоланцева Нина Васильевна, художник, педагог, Верхоланцев Марат Михайлович, педагог. Верхоланцев Михаил Михайлович, художник. Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 10047.
22. Мазниченко И.В. Вклад А. Ребиндера и братьев Боткиных в социально-экономическое развитие Шебекинской волости Белгородского уезда Курской губернии на рубеже XIX – ХХ вв. Проблема сохранения исторических памятников. // ЛЕТОПИСЬ БЕЛОГОРЬЯ - 23. Боткины - золотой фонд русской нации. // Тюменский Государственный медицинский университет (Об университете). - http://www.tyumsmu.ru/sveden/upravle
24. Владимир Всеволодович Всеволожский //Geni - https://www.geni.com/people/ Владимир-Всеволожский/6000000029674172497
25. Всеволожский Владимир Всеволодович 1863-1936/37 (?) // ARTinvestment.RU - инвестиции в искусство. - https://artinvestment.ru/auctions/25110
26. Исчезнувший музей-усадьба. // "Московский журнал. История Государства Российского. Москва". № 2. 2003.
27. Щербатов С., князь. Художник в ушедшей России. - Париж. 1955. Гл.3. - 28. Болотина Н.Ю. Романовы и Архивы: посещение членами императорской фамилии Московского главного архива Министерства иностранных дел (МГАМИД). // Журнал "Вестник архива" № 2, 2013. С. 133-147.
29. Пашенный Н.Л. Список бывшим воспитанникам Императорского Училища Правоведения, окончивших в оном курс наук в 1840-1917 гг. - http://genrogge.ru/ isj/isj-091-3.htm
30. Немецкая гравюра. Альбрехт Дюрер и его учителя. Мосолов Н.С. (1846-1914). Москва. // ГМИИ имени А.С.Пушкина) - http://germanprints.ru/reference/ collections/mosolov/index.php
31. Покровский Николай Васильевич. // Санкт-Петербургская Православная духовная академия - http://old.spbda.ru/ news/a-3765.html
32. Протопопов Николай Алексеевич. // Социальная сеть города Пушкин. - http://tsarselo.ru/photos/ photo3674.html#.WCZODCOhpHw
33.Филиппенко Р.И. Егор Кузьмич Редин: жизнь, общественная деятельность и научно-историческое наследие (к 140-летию со дня рождения). // Вестник Харьковского университета. - 2003 - № 594; История. - Вып. 35. С. 333-340.
34. Редин Егор Кузьмич. // Русский биографический словарь (3W.SU) - http://3w. su/biography/01170468.html
35. Козьма Терентьевич Солдатенков. // LIVEJOURNAL. История в фотографиях. - http://foto-history.livejournal.com/9996934.html
36. Шилов Л.А. Столыпин Дмитрий Аркадьевич. Сотрудники "Российской национальной библиотеки" - деятели науки и культуры Биографический словарь, т. 1-4. // История библиотеки - http://www.nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=408
37. Филимонов Георгий (Юрий) Дмитриевич. // Румянцевский музей. Виртуальная реконструкция. 38. Александрова Н.В. Щукин Дмитрий Иванович. Московские меценаты современного искусства. // Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина - http://www.artmaecenas.ru/schukin_family/ schu-kin_di/index.php
39. К.М. Быковский. // Узнай Москву - http://um.mos.ru/personalities/9874/
Игорь Евгеньевич Горолевич,
член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб.),
директор НП "Калужский областной исследовательский и культурно- просветительский центр "ГАРАЛЬ"
Свидетельство о публикации №217010500954