Алла Борисовна была всегда

Вот такой была в 1978 году «Женщина, которая поёт». Она пела, и не только – она ещё писала музыку, но себя в качестве композитора не афишировала. Только после того, как некий Борис Горбонос победил на конкурсе «Песня года», выяснилось, что это сама Алла Борисовна и есть

Сегодня, в начале ХХI века, трудно представить себе, как три четверти предыдущего века страна прожила в отсутствии Аллы Борисовны на вершине эстрадного олимпа. Многим из тех, кому ещё нет сорока, кажется, что она,  присутствовала в нашем масскультурном пространстве вечно.

И в этом нет никакого обмана зрения и слуха. Ведь Алла Борисовна начала свой путь к славе всего лишь несколько лет спустя после того, как Гагарин полетел в космос. Её закадровое присутствие в некоторых ярких советских фильмах стало для будущей звезды эстрады важной ступенькой в карьере. Потом случатся в её жизни и более важные ступени и барьеры, которые будут преодолены в невиданном доселе порыве и прорыве в элиту отечественной эстрады. Талант явился ярко и громко. Я до сих пор помню, как Пугачёва наотмашь исполнила «Арлекино» на международном фестивале эстрадной песни «Золотой Орфей». Исполнила и победила.

А затем случилось появление альбома «Зеркало души», моментально раскупленного. На студенческих вечеринках интеллигентные девушки акапельно распевали пугачёвские хиты. И чаще всего пронзительно-надрывное «Не отрекаются, любя». Казалось, что это предел искренней исповеди советской женщины, которая страдала и любила и об этом пела. Была ещё и лирика «Иронии судьбы». Всё это и породило в массовом сознании миф о той женщине, которая поёт. Поёт и страдает. И стоит признать, что это делала она на эстраде и на теле­экране в былые годы ярко и талантливо. Каждое её экранное появление становилось событием, сенсацией. Слава уже не гналась за Пугачёвой по пятам. Она просто коварно поджидала триумфаторшу фестивалей, абсолютную звезду за углом, потирая руки от предстоящего скандального удовольствия.

И это случилось. И дело даже не в том, что скандалы случались с Аллой Борисовной не только на эстрадных подмостках и вне их, но ещё и в том, что певица решилась пойти тем же путём, что её западные коллеги, твёрдо усвоившие циничную истину PR: хороший скандал – лучшая реклама. Сначала это возбуждало, потом раздражало, нынче оставляет равнодушным. Как все привыкли к матримониальным поискам госпожи Пугачёвой, её семье и кругу её друзей и протеже. Клановость и семейственность в шоу-бизнесе никто никогда не отменял и вряд ли отменит. Она всегда рисковала и рискует, ведя себя «на грани фола». Но если раньше это был риск, порождённый творческим азартом, вроде пения на трапеции без страховки в «Новогоднем аттракционе», то ныне этот риск похож на намеренное испытание терпения отечественной публики в отношении всех эскапад и культа личности Пугачёвой, давно превратившейся в аббревиатуру АБП.

Нынче она достигла той степени узнаваемости и популярности, что, кажется, уже ничем не может удивить ни своих поклонников (число им – легион), ни своих недоброжелателей. Про неё можно сказать примерно то же, что говорил Ленин относительно Андреевой, гражданской жены Горького: «Ах, оставьте Марию Фёдоровну в покое. У неё такие связи!» Времена меняются, но нравы и обычаи в культурной среде остаются прежними. И в подобном консерватизме есть своя прелесть, придающая очарование сплетням и слухам, которые касаются личной жизни АБП, ставшей составной частью её творчества и гастрольной деятельности. Она давно уже не стесняется демонстрировать друзьям и миру свои «музыкальные увлечения», считая себя вправе не таиться и не прятаться. И это её право, которому некоторые кричат: «Браво!»

Никто и никогда ни отнимет у Аллы Борисовны её чутьё на таланты, её умение подставлять своё могучее продюсерское плечо тем, кто начинает. Ровно также никто и не станет отрицать её желание сделать своё присутствие в нашей жизни тотальным, вплоть до создания духов и радиостанции собственного имени. И в этом – весь её характер максималистки, испытавшей и пережившей многое и многих. И потому так ценящей тот отсвет славы, который ей достался уже давно, но который она так старательно пытается вновь и вновь поймать в свои сети, поймать в то самое зеркало души, которое когда-то было таким чистым и правдивым.
Сергей Ильченко


Рецензии