Встречи с музыкой. Арнольд Шёнберг
С дуба падает жёлудь, рядом вырастает деревце: это Густав Малер и Арнольд Шёнберг. Какое бы расстояние не разделяло последнего великого романтика и главу Нововенской школы, у Шёнберга всё-таки остаётся возвышенно-романтическое восприятие мира, он не перестаёт ценить красоту в искусстве.
Из всех поздних романтиков Шёнберг – самый традиционный, самый последовательный романтик.
Музыка неоромантического периода Шёнберга – это бесконечные вагнеровские любовные томления в оркестре.
Шёнберг – композитор таинственной ночи и лунного света.
Эмоции в музыке Шёнберга – это плывущие по ночному небу косматые облака.
Шёнберг пишет музыку сновидений: безмятежных или кошмарных, правдоподобных или причудливых.
В музыке Шёнберга тьму жизни рассекает ослепительная молния любви!
Шёнберг прививает черенок декламации к дереву романтической музыки, что, впрочем, не приносит желаемых результатов.
Шёнберг – перезревший плод романтизма, Шостакович – червивый плод русской музыки. Оба они – цветы ночи, цветы страха.
2. Экспрессионист
Зигмунд Фрейд вспахивает землю подсознания, щедро бросая в неё зёрна сексуальности. Его последователи собирают богатый урожай фрейдизма. Первооткрывателем психанализа в музыке выступает Арнольд Шёнберг, чья додекафонная система, однако, не выходит за пределы узких рамок композиторов-специалистов. В этом состоит коренное различие теории Фрейда и Шёнберга.
Шёнберг – психоаналитик в музыке. Он внимательно следит, как эмоции блуждают между сознанием и подсознанием.
В музыке Шёнберга присутствуют не эмоции, а призраки эмоций.
Двенадцатитоновая музыка Шёнберга – это звуковая вселенная, сжатая до школьного глобуса!
Фортепианная музыка Шёнберга отображает житьё-бытьё муравьиного царства. Муравьи снуют взад-вперёд по муравьиным законам, звуки композиции Шёнберга подчиняются додекафонной системе.
В музыке Шёнберга слышится либо куриная апатия, либо петушиный протест.
Серийно-точечная музыка Шёнберга не способна решать мировые проблемы, несмотря на противоположное мнение композитора.
Неужели шёнбергская механическая перестановка звуков достойна внимания серьёзных музыкантов-интеллектуалов?
Шёнберг – выдающийся теоретик-новатор.
Шёнберг – двигатель музыки.
Шёнберг в музыке – электромотор, работающий на больших оборотах.
Экспрессивная музыка Шёнберга помещает мятущиеся души в ад или счастливые души – в рай.
Шёнберг выворачивает из человеческого нутра всё мерзкое и грязное.
Шёнберг – музыкальный Джеймс Джойс, Джойс – литературный Шёнберг.
Шёнбергу не удаётся избежать прожектёрства. Задумывая масштабные экспрессионистские произведения, он не в силах завершить их. Такова неоконченная опера «Моисей и Аарон»!
У композиторов Новой венской школы на первом месте стоит форма, хотя и с разным отношением к ней: у Шёнберга ещё остаётся опора на содержание, на романтические идеалы, Берг достигает относительной гармонии между формой и содержанием, Веберн, находясь в сфере формы, ещё глубже погружается в неё. Это значит, что Шёнберг, Берг и Веберн – незаурядные мастера формообразования!
Свидетельство о публикации №217010600035