Встречи с музыкой. Арнольд Шёнберг

1. Поздний романтик

С дуба падает жёлудь, рядом вырастает деревце: это Густав Малер и Арнольд Шёнберг. Какое бы расстояние не разделяло последнего великого романтика и главу Нововенской школы, у Шёнберга всё-таки остаётся возвышенно-романтическое восприятие мира, он не перестаёт ценить красоту в искусстве.

Из всех поздних романтиков Шёнберг – самый традиционный, самый последовательный романтик.

Музыка неоромантического периода Шёнберга – это бесконечные вагнеровские любовные томления в оркестре.

Шёнберг – композитор таинственной ночи и лунного света.

Эмоции в музыке Шёнберга – это плывущие по ночному небу косматые облака.

Шёнберг пишет музыку сновидений: безмятежных или кошмарных, правдоподобных или причудливых.

В музыке Шёнберга тьму жизни рассекает ослепительная молния любви!

Шёнберг прививает черенок декламации к дереву романтической музыки, что, впрочем, не приносит желаемых результатов.

Шёнберг – перезревший плод романтизма, Шостакович – червивый плод русской музыки. Оба они – цветы ночи, цветы страха.

2. Экспрессионист

Зигмунд Фрейд вспахивает землю подсознания, щедро бросая в неё зёрна сексуальности. Его последователи собирают богатый урожай фрейдизма. Первооткрывателем психанализа в музыке выступает Арнольд Шёнберг, чья додекафонная система, однако, не выходит за пределы узких рамок композиторов-специалистов. В этом состоит коренное различие теории Фрейда и Шёнберга.

Шёнберг – психоаналитик в музыке. Он внимательно следит, как эмоции блуждают между сознанием и подсознанием.

В музыке Шёнберга присутствуют не эмоции, а призраки эмоций.

Двенадцатитоновая музыка Шёнберга – это звуковая вселенная, сжатая до школьного глобуса!

Фортепианная музыка Шёнберга отображает житьё-бытьё муравьиного царства. Муравьи снуют взад-вперёд по муравьиным законам, звуки композиции Шёнберга подчиняются додекафонной системе.

В музыке Шёнберга слышится либо куриная апатия, либо петушиный протест.

Серийно-точечная музыка Шёнберга не способна решать мировые проблемы, несмотря на противоположное мнение композитора.

Неужели шёнбергская механическая перестановка звуков достойна внимания серьёзных музыкантов-интеллектуалов?

Шёнберг – выдающийся теоретик-новатор.

Шёнберг – двигатель музыки.

Шёнберг в музыке – электромотор, работающий на больших оборотах.

Экспрессивная музыка Шёнберга помещает мятущиеся души в ад или счастливые души – в рай.

Шёнберг выворачивает из человеческого нутра всё мерзкое и грязное.

Шёнберг – музыкальный Джеймс Джойс, Джойс – литературный Шёнберг.

Шёнбергу не удаётся избежать прожектёрства. Задумывая масштабные экспрессионистские произведения, он не в силах завершить их. Такова неоконченная опера «Моисей и Аарон»!

У композиторов Новой венской школы на первом месте стоит форма, хотя и с разным отношением к ней: у Шёнберга ещё остаётся опора на содержание, на романтические идеалы, Берг достигает относительной гармонии между формой и содержанием, Веберн, находясь в сфере формы, ещё глубже погружается в неё. Это значит, что Шёнберг, Берг и Веберн – незаурядные мастера формообразования!


Рецензии