История создания памятника

    История создания памятного знака жертвам политических репрессий в г. Череповце Вологодской области.   

В конце прошлого века в нашей стране резко возрос интерес к теме политических репрессий. В 1991 году был принят закон о реабилитации жертв репрессий и о частичной компенсации морального и материального ущерба. В 1996 году вышел закон о компенсациях пострадавшим от репрессий детям репрессированных. В то же время в разных регионах были установлены первые памятники и памятные знаки жертвам политических репрессий.
 Организованная в 1998 г. Череповецкая ассоциация жертв политических репрессий ( первый председатель Ж.Н. Золотарева) также заявляла  о намерениях  установить памятник за счет местного бюджета и издать Книгу Памяти. Однако, в силу разных причин,   у новой организации долгое время не складывались отношения  с властными структурами города.  С трудом решались вопросы выделения помещения для нужд организации, предоставления списков репрессированных и реализации их льгот. Льготы систематически пересматривались в сторону уменьшения. Ж.В. Золотарева от имени ассоциации активно протестовала против монетаризации  льгот ветеранов, против лишения их ранее узаконенных прав.Что касается памятника, то почему-то считалось, что на обоснование и установку его уйдет не менее двух лет.
 В 2013 году члены правления ассоциации решили сосредоточиться на вопросах сохранения исторической  памяти о  трагических событиях нашей истории,на моральной поддержке  престарелых и инвалидов, на участии в патриотическом воспитании молодежи.Было признано, что установка в городе памятного знака репрессированным будет первым шагом в этом направлении.
Знакомство в Интернете с памятниками в других регионах показало, что в большинстве своем - это скромные памятные доски, валуны, памятные кресты на месте расстрелов, воздвигнутые чаще всего на личные пожертвования граждан.  Весной 2014 года я, как заместитель председателя ассоциации,обратился к председателю Совета ветеранов города, депутату городской думы  г. Череповца Алексею Макаровичу Акишину с предложением использовать для изготовления памятного знака природный камень (гранит) и установить его к 30 октября - к Всероссийскому дню памяти  жертв политических репрессий. Алексей Макарович сразу же горячо поддержал эту идею. Все члены правления также были согласны.  Подходящий  гранитный  камень-валун в черте города подсказал предприниматель Сергей Рычагов.
Душой и двигателем этого проекта, несомненно, был А.М. Акишин: его авторитет, связи и убежденность в необходимости такого памятника помогли уложиться в сжатые сроки.
 Я написал в Совет ветеранов города обоснование,где предложил шесть возможных мест установки памятного знака: два - на площади Жертв революции, одно - вблизи храма Рождества Христова, два - у храма преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких и на газоне по ул.Гоголя. Выбором места лично занимался начальник управления архитектуры и градостроительства Александр Сергеевич Авсейков. Размещения памятного знака в церковной ограде не благословил правящий архиерей, так как это противоречит церковным традициям.   Сначала нам предложили место у площади Жертв революции – правее памятника погибшим "афганцам", у брусчатого спуска к Шексне, затем последовало ныне реализованное предложение - на газоне вблизи храма преподобных Афанасия и Феодосия.
От имени нашей ассоциации  мы письменно обратились в Совет ветеранов города, и после обсуждения и доработки оно превратилось в обращение к депутатам городской думы. Детали  неоднократно обсуждали в совете ветеранов и на рабочих встречах в мэрии. Особо обсуждалось содержание надписи на памятном знаке. Были рассмотрены строки известных поэтов (А.Ахматовой, А.Твардовского и др.). Исходя из главной христианской  идеи -  примирения людей с разными политическими взглядами - и цели – консолидации общества на основе общей трагической памяти, была выбрана лаконичная надпись: «Памяти  жертв политических репрессий в XX веке. Вечная скорбь. Вечная память». От изображения креста решили воздержаться,учитывая многонациональный состав репрессированных.
Место установки, на наш взгляд, выбрано удачно - рядом с православным храмом, практически рядом с  местом, где в 1940 году располагался лагерь "Череповецлаг". Там  вместе с уголовниками томились репрессированные по политическим мотивам, их руками строились первые объекты металлургического завода. Памятный знак хорошо вписывается в окружающий пейзаж, он находится на отрытом пространстве, на благоустроенной территории, хорошо виден со всех сторон, к нему легко подъехать. Земля, древний валун, небо и березы составляют неразрывное единство, возникает чувство вечности.
Вопреки   опасения некоторых, никто в городе не выступил против  нашей идеи. На заседании городской думы , куда нас пригласили, за положительное решение, ранее  согласованное в комиссиях, проголосовали практически все депутаты.   Хочется отметить поддержку инициативы председателем думы Владимиром Генриховичем Подволоцким, всеми членами комиссии по памятникам (С.В.Черновой, Л.В.Лавровым, Т.И.Посоховой и др.).  К моменту обсуждения в думе проект был достаточно проработан (эскиз, смета, место установки, наличие спонсора).По моему мнению,всеми ощущалось чувство вины пред погибшими и потерпевшими от необоснованных репрессий.Память их до сих пор не была увековечена, хотя со времени самых массовых репрессий прошло  почти 80 лет и уже почти 25 лет назад государство публично признало жертвы невинными.
Спонсором проекта выступил известный в городе предприниматель, бывший тренер Евгения Поляков. Изготовление  и установку  поручили МУП «Специализированная ритуальная служба» (директор Н.Н.Рыбина). Непосредственным изготовлением и установкой памятного знака  руководил зам. директора Олег Юрьевич Жумаев. Вмонтированную в камень черную полированную доску из гранита с рваными краями и лаконичной надписью окаймляет изображение колючей проволоки. Доска покрыта  спецсоставом  «антидождь», валун закреплен  на невысоком постаменте. За два дня до открытия  установленный памятник подвергся нападению вандалов - его разрисовали маркерами. Изготовителям пришлось зачищать его растворителями.
Наступил день Памяти - 30 октября 2014 года. О предстоящем событии дали объявление в газеты. Накануне   наши активисты, не жалея сил, старались дозвониться до каждого ветерана. За полчаса до мероприятия площадка в сквере у памятника на ул. Командарма Белова и газоны были уже заполнены людьми. Из репродукторов звучала траурная мелодия, почти все пришли с цветами, некоторые  принесли фотографии погибших родственников.  Текст–монолог  проникновенно читала артистка филармонии Елена Кузьмина, кратко выступили  представители мэрии. Председатель думы А.Г.Подволоцкий назвал число погибших от репрессий череповчан - только в 1937 году  их число составило не менее 2000 человек. Председатель совета ветеранов города А.М.Акишин отметил тех, кто активно содействовал созданию памятного знака, вручил благодарственные письма.
Слушая выступающих,я представил себе тысячи безвестных могил ГУЛАГа: на Колымских сопках, на дне рукотворных каналов,в лесах, полях и оврагах нашей необъятной Родины. Мне виделся мой отец, шагающий в колонне зэков на воркутинскую шахту: в заполярную пургу, в очках, в  шапчонке  с опущенными ушами. К горлу подступил ком. Меня звали фотографироваться,а я отвернулся от людей,чтобы справиться со своими чувствами. И в таком состоянии были многие. Освящение памятника и панихиду по погибшим от репрессий совершил протоиерей Александр Краев. В проповеди он сказал, что все жертвы в духовном смысле были не напрасны. Сначала я не понял его: о тех, кто погиб за веру - все ясно, их смерть увеличила сонм мучеников, они молятся за нас на Небе. А как быть с теми, кто был атеистом и даже, может быть, виноват сам в гибели других? Потом понял: и их смерть была не зря- гибель миллионов россиян в XX  веке настолько потрясла сознание народа, что вызвало стойкое отвращение к всякому государственному насилию.
      С той поры траурное мероприятие 30 октября на памятном месте и панихида в храме стали ежегодной городской традицией. За год уже собрано около 50-ти воспоминаний пострадавших от репрессий,проводятся встречи с учащимися школ (уроки истории). Это и есть наши,пусть скромные, но реальные дела в созидании гражданского общества. И Дай Бог, чтобы те страшные времена никогда больше не повторились.
 Председатель секции жертв политических репрессий при Совете ветеранов города Череповца                А.Г.Зельцер


Приложения:

О жертвах репрессий помнят
6 октября 2014, Газета «Речь»

Общество

Память о страшных годах в Череповце увековечит знак на месте бывших лагерных бараков

Депутаты городской думы поддержали ходатайство об установке в Череповце памятного знака жертвам политических репрессий. Знак решено установить на территории Макаринской рощи напротив храма Преподобных Афанасия и Феодосия уже в этом году.

Памятный знак будет представлять собой камень на постаменте с мемориальной доской, на которой будет высечено: «Жертвам политических репрессий ХХ века».

— Я надеюсь, 30 октября этого года памятный знак жертвам политрепрессий в нашем городе появится, — отметил депутат Череповецкой городской думы Алексей Акишин, возглавляющий городское отделение Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.

30 октября, напомним, отмечается День памяти жертв политических репрессий. Члены ассоциации жертв политических репрессий при совете ветеранов в апреле этого года обратились в мэрию и городскую думу с просьбой установить памятный знак. В Череповце, во-первых, проживает более 500 жертв репрессий и их детей. Это пострадавшие от раскулачивания, осужденные за критику власти, за «вредительство» и т. п. Во-вторых, в нашем городе также были созданы два лагеря НКВД — так называемый Череповецлаг.

В 1920 — 1950 годах на территории современной Вологодской области функционировало несколько лагерей, где вместе с уголовниками содержались невинно осужденные люди —политзаключенные.

На официальном сайте правительства Вологодской области представлена электронная база данных областного УФСБ. Она содержит сведения более чем о 26 тысячах жертв репрессий, которые либо родились, либо были арестованы, либо отбывали наказание на территории нашего региона. В архивах УФСБ есть материалы уголовных дел репрессированных, иногда — личные документы, переписка, фотографии. Точное число жертв политических репрессий, имеющих отношение к Череповцу, пока не установлено.

Череповецкий исправительно-трудовой лагерь был создан приказом НКВД от 27 сентября 1940 года. По принятому в том же году постановлению Совнаркома строительство металлургического завода в Череповце поручалось наркомату внутренних дел.

За несколько месяцев в селе Богородском (современная городская территория в районе улицы Чкалова) был построен лагерь с полутора десятками бараков, лазаретом, хозпостройками. Позже еще один лагерь был построен в Макаринской роще в Заречье.

По данным справочника «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР», численность «спецконтингента» Череповецлага на 1 января 1941 года составляла 997 человек, на 1 июля — уже 4 821 человек. Заключенные работали на строительстве металлургического завода, железных и грунтовых дорог, водопровода, деревообделочных и механических предприятий, жилья и коммунальных объектов, а также трудились на лесозаводе и в подсобном сельском хозяйстве.

Летом 1941-го, с началом Великой Отечественной войны, Череповецлаг был расформирован, так как само строительство металлургического завода было законсервировано. В бараках стали размещать военнопленных. Лагерь-распределитель № 158 был создан в июне 1942 года. Пленные немцы, финны и даже испанцы из знаменитой «Голубой дивизии» поступали сюда с Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов.

«Личный состав, имущество и товарно-материальные ценности спецлагерей НКВД — Череповецкого, Красногорского и Острогожского — передать вновь организуемым лагерям-распределителям», — говорится в приказе замнаркома НКВД Серова. Оставшийся «спецконтингент» согласно тому же приказу направили в другие лагеря.

Когда в начале 50-х годов военнопленным было разрешено покинуть СССР, освобожденные ими места пустовали недолго — их вновь заняли политзаключенные, использовавшиеся на строительстве вплоть до конца 1953 года.


Рецензии