Памятник Идущему через пустыню



Студентка Елена Серебровская. Северо-восточный сектор плато Устюрт.


 
Сначала краткое изложение происшествия, составленного автором из трёх сайтов Интернета:
«В далёкие времена не совсем развитого социализма поехала ленинградская студентка Елена Серебровская покорять Устюрт, так же как и другие её сокурсники покоряли Север и Сибирь.
В то время (1963 г.) на Устюрте не было ничего – ни автомобильной, ни железной дороги, ни газопровода – только старые караванные пути да редкие поселения скотоводов.
В жаркий июльский день газик с геодезистами пылил по Устюрту, и на очередных ухабах машина сломалась. Мужчины пошли за помощью, а Елену оставили в автомобиле, наказали ждать, от машины далеко не отходить, и за неимением другой пить воду из радиатора.

 

Памятник покорителям Устюрта. Установлен на
месте гибели ленинградской студентки Елены
Серебровской в северо-восточном секторе плато
Устюрт, недалеко от автомобиьной дороги.

Когда мужчины вернулись с подмогой, Елены в автомобиле не было. Четыре дня её искали в степи, потом нашли на дне ямы, которую девушка вырыла кровоточащими пальцами, добираясь до воды. Погибла от жажды, не дойдя до арыка с водой всего 2 км.

На этом месте родители Елены вместе с сокурсниками поставили памятник всем погибшим при освоении Устюрта. Сюда не принято приносить цветы. Только воду».


Вот так скупо изложено трагическое происшествие с гибелью девушки в пустыне. Попытка автора найти дополнительную информацию по запросу Елена Серебровская увенчалась некоторым успехом: нашёлся тот арык, до которого не дошла Лена – это уже за пределами плато, на равнине вблизи городка Кунграда. Там автор побывал в 1978-79 годах. А сам обелиск поставлен почти на краю Устюрта, в 2010 году.

Вместе с тем возникли некоторые вопросы, неясности и сомнения. Автор 40 лет проработал в полевой геологии, в том числе четыре сезона в Закаспийском регионе. Мне хорошо знакомы такие понятия, как пустыня, маршрут, жара, жажда, безводие, вода, колодец, охота на сайгаков, поломка машины. Всё это у нас было, но за четыре года из коллектива нашей геологоразведочной партии (150 человек личного состава) не пропал и не погиб ни один человек. А мы колесили по всему Устюрту, Мангышлаку, Приаралью и немного по Заунгузским Каракумам, вплоть до Красноводска, Ашхабада и Копетдага. Никогда мы не ходили в маршруты по одному…Никогда мы не оставляли в лагере или в машине кого-то одного. А брать с собой приличный запас воды – это у нас было железным правилом.

Наверное, руководитель группы геодезистов принял правильное в их положении решение. У меня нет претензий к их профессионализму, никого ни в чём не упрекаю, но некоторых ошибок, мне кажется, можно было избежать.

Понятно, что мужчины пошли за подмогой в Кунград, где находилась база Каракалпакской геологической экспедиции. Сколько их было? Почему девчонку оставили одну? Скоько дней она пробыла в пустыне? Ей явно не хватило воды из радиатора и она пошла на восток, по следу газика. А это значит, что воды у них с собой было вообще мало. А месяц, как мы помним, на дворе был июль. Самый жаркий месяц в северном полушарии.

Молодые и неопытные? Первый раз в пустыне? Не просчитали последствий? Возможно.

И всё же девчонку нельзя было оставлять одну. Плохо человеку, когда он один в пустыне. Да, она нарушила приказ не покидать автомобиль. А каково ей было пребывать одной – днём в пекле, а ночью в страхе? И так несколько дней и ночей. Вода закончилась, пришла умопомрачающая жажда…Здравый смысл в такие минуты покидает даже сильных мужчин, а тут девчонка из прохладного Ленинграда…Одна и без воды…А на дворе июль-месяц.

«Покорять Устюрт» – это выражение для романтиков. Звучит fortissimo (очень громко-итал.). Где они сегодня – эти романтики? Куда ушли они, в какие города?

В те годы претворялся в жизнь лозунг: Партия сказала «надо!» – комсомол ответил «есть!». В натуре студентка Серебровская приехала не покорять Устюрт, а на производственную практику. По направлению. И попала в один из тех геодезических отрядов, что трудились на прокладке профиля будущей железной дороги Кунград-Бейнеу. Такая уж работа у геодезистов-первопроходцев: переносить с карты на местность нарисованную линию железной дороги. А потом придут строители и проложут по их вешкам железную дорогу.

Лену Серебровскую будут вспоминать, потому что её нашли, похоронили и на месте гибели поставили памятник. А сколько их пропавших в пустынях и не найденных первопроходцев так и остались забытыми! Впрочем, обелиск называется «Покорителям Устюрта», а это значит, что он поставлен для всех погибших в пустынях и выживших тоже. А плато Устюрт возвышается над всеми окрестными пустынями – здесь самое место памятнику.

Что сделано, то сделано – пусть стоит. А хорошо бы поставить большой и обязательно каменный памятник в центре плато Устюрт и высечь по камню крупными буквами «ИДУЩЕМУ ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ». Только кто же его поставит? Затраты будут просто сумасшедшие. Ну, это автор так…размечтался. Говорят, что мечтать не вредно.


Рецензии