Рецензия - Владимир Левченко - Не конец ли?! Света

Рецензия на рассказ автора Владимира Левченко «Не конец ли?! Света нам!!!» - http://www.proza.ru/2014/01/26/1197

Владимиру Левченко 58 лет, филолог, специалист по русской и зарубежной литературе. В прошлом году стал финалистом конкурса «Народный писатель», о чём скромно умолчал в своём резюме. Владимир Левченко вообще о себе не пишет – его волнует творчество, а не заслуги и регалии. Автор повествует о вещах обыденных и возвышенных одновременно - нашем месте в мире, о гармонии с природой и светлых сторонах человеческой души.

Сюжет рассказа прост - будни художника, пытающегося воплотить на холсте портрет мадонны с младенцем. Андрей живёт в своём призрачном мире, полным художественных фантазий и архетипов. «И все мысли, все наблюдения каждый день неизбежно возвращали к её образу. Вот и сейчас, встречая восхитительное июльское утро, разглядывая шмеля на красном цветке и парк за дорогой, он снова представил свою Мадонну. И он видел, что прекрасную женщину с ребёнком несут сильные мужские руки. Но схватить, детально прописать образ не мог».

И вот завязка: в размеренный образ жизни внезапно врывается сообщение из телевизора о конце света – ни много, ни мало, на землю летит гигантский метеорит. Художник видит и слышит, как известие об апокалипсисе, сводит с ума толпы людей. Андрея удручает не только грядущая массовая гибель человечества, но не исполненная мечта написать картину – своё видение идеального начала. Главный герой решает во чтобы то ни стало успеть на кладбище попрощаться с родителями и закончить картину, ведь остаётся три дня.

К фантастике рассказ отношения не имеет, тут главное, как пишет сам автор в ответах на отзывы: «Меня куда больше волнует тот конец Света, который обусловлен падением нравственности, всё более массовой эпидемией бездуховности». И это автору вполне удаётся. Две составляющие – духовность главного героя, его высокие помыслы и реалии окружающего мира, сходящего с ума перед апокалипсисом. Светлое и тёмное. Как много писателей подымали эту тему.

Образы Левченко замечательны: «По бархатистым лепесткам неуклюже передвигается на чёрных лапках пушистый, словно в жёлто-коричневой пудре, большой шмель. Андрей смотрит на него и думает: «Какой же замечательный увалень… и добрый, наверняка… все шмели на земле обязательно добрые… и какой красивый красный цветок… и другой цветок где-нибудь тоже красивый… а как нежно плещется зелёное море густой листвы в парке… и где-то в глубине его круглый глянец озера со скорлупками замерших лодок… И над всем этим чудом залитая солнцем голубая нега».

Первая реакция художника – конец: «И я никогда не напишу свою Мадонну… - прозвучало в голове само собой. - И всё теперь бессмысленно…». Воскрешая образы давно ушедших родителей, их взаимную любовь и уважение, художник осознаёт, что в память о них он просто обязан завершить свой замысел. «Нашёл! Я нашёл! – внезапно ослепило понимание. - Надёжные мужские руки бережно несут прекрасную женщину с младенцем… Моя Мадонна! Я буду писать свою маму».

Владимир Левченко отвечает на отзывы: «Есть два пути - один к Богу, другой... в пропасть». Именно так писатель, подспудно подводит читателя к этой мысли. Художник обретает цель, последнюю цель в этой жизни. Духовное очищение главного героя перед кончиной, писатель прописывает сочными и яркими мазками. Когда Андрей приходит за водой на родник, словно возвращается по своим детским воспоминаниям, писатель произносит: «Он встал на колени, наклонился к воде и целовал её, целовал, целовал, холодную родниковую воду. Потом долго пил и купал лицо в хрустальных струйках. И, запрокинув голову, мальчишка - мальчишкой смеялся оттого, что небо синее, листва зелёная и можно всё-таки летать, как птицы. Оттого, что он жив и любит мир».

Художник возвращается в мастерскую, абстрагируясь от вакханалии, развернувшейся на улицах. На мой взгляд, автору не хватило резкости и жесткости. Все зарисовки какие-то вялые, абстрактные и идут, если не во вред повествованию, то слегка деформируют контрастный фон. Тут автору рекомендовал бы сократить список бесчинств, но переписать пару жестоких сцен с максимумом реализма, до мурашек!

Очень понравилась концовка: «Чудный розовый шар на голубом горизонте безмятежно улыбался шару земному. За тонкой перегородкой ворковали голуби. Андрей улыбнулся и запел: «Не шумите, ради Бога, тише! Голуби целуются на крыше…». Здесь в полную силу звучит авторский гуманистический посыл к нам: люди – жизнь прекрасна, живите дружно, любите друг друга! Практическая значимость авторской идеи мала, но эта идея прописана рукой мастера прозы, оттого остаётся ценной для просвещённого читателя.
 


Рецензии
Вот, я прочитала. Знаете, что напоминает написанное Вами в данном случае? Правильное школьное сочинение. Все как надо. И сказать нечего.

Меня, правда, возмутила фраза Владимира Левченко, приведенная Вами "Есть два пути - один к Богу, другой... в пропасть". Я бы написала так: Есть разные пути для свободного духом человека: кто-то идет к богу, кто-то к человеку в себе, кто-то топчется на месте, и так далее, и надо сказать, что пока не окончен жизненный путь, пути человеческие неисповедимы.

Я думаю, что именно заданная скучность рецензируемого произведения и вызвала к жизни соответственную рецензию. Вы были честны, и Вы не виноваты, что отражение не стало чем-то большим.

Анна Гриневская   08.02.2017 10:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анна. У меня много живых развёрнутых отзывов или условных рецензий. С Левченко похоже случилась беда - люди на месяц просто так не пропадают, не судите его строго. Спасибо за отзыв.

Вадим Яловецкий   08.02.2017 10:43   Заявить о нарушении
Да,Вадим, я прислушалась к Вашим словам.

Анна Гриневская   08.02.2017 10:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.