Рождественский подарок

   Обитель с историей  не одного столетия ... Я впервые узнала это название -не имея понятия о том,что это святое место, еще в классе шестом или седьмом. Дома нашла книгу - так и называлась-Оптина пустынь -  автора запомнила только на какую букву фамилия -  читала долго - хотя книга небольшая по объему. Читала долго от того, что очень сложная она была для меня. Так и запомнила - очень умная и сложная.
  Много позже я прочла в календаре отрывном замечательные слова - эти слова характеризовали душевный поступок  человека ,Мне они запомнились и я сама не раз их использовала. 
  Прошло еще какое-то время и я  опять столкнулась с этими же словами - но на этот раз  у них был автор -
"Там где просто там ангелов за сто - там где мудрено -ни одного"- Амвросий Оптинский.
  Об этом знаменитом старце написано немало книг , но ведь словами просто не описать то, что может вместить  душа человека. Душа всего лишь искорка  Вселенной Душа может  так и остаться - просто искоркой, но есть и  такие Души , которые могут вместить в себя Вселенную -  вот про таких и помнит человечество ....
  До этой поездки я познакомилась и  с биографией старца. В одной из  серии книг о Великих Святых русских и о самой Оптиной пустыни - из рассказов  О.Рожковой , современной писательницы. Благодаря экскурсоводу я узнала много интересного из истории  становления  обители и о том, как связаны между собой  судьбы  других святых мест на земле.


"В XV веке монастырь — центр книгописания, где переписывали рукописи Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску и другие известные мастера[3].В конце XVIII века в монастыре трудился преподобный Паисий Величковский. Здесь он написал Добротолюбие.Нямецкая лавра была одним из крупнейших средневековых центров молдавской культуры и образования. Монахи обосновали в Бессарабии Кицканский монастырь, который иногда называют Ново-Нямецкой лаврой (в этом случае Нямецкую лавру называют Старо-Нямецкой лаврой).В 1934 году число насельников Лавры вместе с двумя скитами доходило до 800 человек, в Лавре также находились Духовная семинария, типография митрополита Молдовы и большая библиотека."
Паисий Величковский - вот это имя - преподобного Паися - связывает Афон и Оптину пустынь.

"Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий (Кицканский) монастырь — православный мужской монастырь в приднестровском селе Кицканы на правом берегу Днестра в 6 км южнее Тирасполя. Монастырь относится к Молдавской митрополии Русской православной церкви."

Я была в этих монастырях в свое время - и в Румынии и в Приднестровье, но  я не знала тогда о преподобном Паисии.

"Родился в семье священника в Полтаве, учился в Киеве. С ранних лет стремился уйти в монастырь, но его иноческий путь по началу был весьма сложен. Поступив в Медведковский монастырь, через несколько лет он был вынужден его покинуть, когда он был захвачен униатами. Работал в типографии Киево-Печерской Лавры."

"В 1758 году был рукоположен в иеромонахи. Из-за начала Русско-Турецкой войны вернулся в Молдо-Валахию, где попытался возродить иноческую жизнь. В 1763 году стал настоятелем Свято-Духова монастыря в Буковине, с 1774 по 1779 год управлял Секульским, а затем перебрался в Нямецкий монастырь. В нем Паисием была налажена работа по переводу творений святых отцов с греческого языка. За плодотворную деятельность в 1790 году он был поставлен во архимандрита.""

Это выдержки из интернет-ресурсов. А еще я узнала, что преподобный Паисий  с 50 -десятью учениками  ушел с Афона - чтобы прославлять Христа и сам  имел множество учеников , среди которых был и Амвросий.

"Практически всю свою жизнь он посвятил делу перевода и распространения святоотеческих творений."
"старец Паисий сделал не меньше, чем святой Сергий Радонежский для Московского Царства или Антоний Печерский для Киевской Руси. Преподобный Паисий Величковский не был реформатором Православной Церкви, он был восстановителем монашеской традиции. Главным делом его жизни стало возрождение в Православии школы старчества."

Амвросий и стал его продолжателем.

"Старец, руководитель совести – это лицо, которому поручают себя люди – миряне точно так же, как монахи – ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к старцам, как к вдохновенным руководителям, обращаются верующие люди в трудных положениях, в скорбях, в часы, когда не знают что делать, и просят по вере указания: «скажи мне путь мой, в онь же пойду»."


"Почему же, зачем, к кому ездили и шли в Оптину: деревенская баба, изнывающая над пояском своего единородного «ангельчика», отошедшего от нее к Богу и унесшего с собой все ее земные радости; мужик с загрубелым телом, которому пришло в жизни «ложись да помирай»; мещанка с кучей ребятишек, не имеющая куда главу преклонить; дворянка, оставшаяся от мужа с дочерью «ни с чем», и дворянин с семьей, по старости оставшийся без дела, с восемью детьми, которому пришло «хоть петлю на шею»; ремесленник, торговец, чиновник, учитель, помещик – с разбитым здоровьем или с разваливающимся состоянием, запутанными делами и все с разбитыми сердцами?.. Почему, зачем, к кому ездили: сенатор с семьей из Петербурга, важные лица по управлению империей, по управлению губернией, по управлению уездом, митрополит из столицы, Великий князь, член царской семьи, писатель, полковник из Ташкента, казак с Кавказа, целая семья из Сибири, износивший сердце и мысль атеист русский, запутавшаяся в делах ума и сердца русская полунаука, разбитое сердце отца, мужа, матери, оставленной невесты… Куда, к кому шло все это? В чем тут разгадка?.."

"Да в том, что тут, в Оптиной, было сердце, вмещавшее всех, тут были свет, теплота, радость – утешение, помощь, уравновешение ума и сердца, – тут была благодать от Христа, тут был тот, кто «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» – все ради Христа, все ради других, – тут была любовь, всех вмещающая, тут был старец Амвросий…» "

Так писал в своем письме к редактору "Гражданина" -Константин Леонтьев. Тот самый К.Леонтьев чью книгу читала я  еще школьницей.

"Константин Николаевич Леонтьев (1831—1891) — русский дипломат; мыслитель религиозно-консервативного направления; философ, писатель, литературный критик, публицист, социолог. В конце жизни принял монашеский постриг с именем Климент."

Вот так, как говорят -не прошло и... всего то 40 с лишним лет, как я узнала совсем пока немного о авторе книги, которая была прочитана, не понята ,но в памяти часто всплывающая и приведшая меня к поездке в эту святую обитель.

Я не знаю хорошо ли, плохо ли читать книги  оставляя их  не до понятыми ,не до осмысленными - это из категории уважения к себе самому - мало ли какие книги попадаются  в поле зрения .Говорят надо уметь бросать читать то . что тебе не нравится ... может и так, у каждой книги свой срок, свой читатель . свое время для ее  восприятия . Есть книги как и люди - сами по-себе - одинокие . Есть как клубочек - потянул ее ниточку и она не отпускает тебя . ведя за своим клубочком по просторам , во времени , от события к событию. Я Люблю раскручивать такие клубочки - мне нравится складывать стеклышко к стеклышку калейдоскопный узор .

Оптина пустынь,как и Шамардино - ее продолжение со своей интереснейшей историей - это как самоцветный камушек - зарубка ,оставленные нам не просто для того чтобы мы им любовались, но вызревали,трудясь над душой. Кто то может заметить - много их таких вот рассыпано по земле - не мало - но и одного достаточно порой для  жизни ,чтобы успеть хотя бы предпринять попытку  не просто узнать, посетить, но осмыслить столько, чтобы  быть уверенным - вот оно - то самое место,где тебе ответят на все твои вопросы ...


Рецензии