Перекати-поле Цукикагэ Ран - Kazemakase Tsukikage

ВСЛЕД ЗА ВЕТРОМ: АНИМЕ «ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ ЦУКИКАГЭ РАН»
(рецензия написана для аниме-журнала «НЯ!»)

ОЦЕНКА АНИМЕ: 8 из 10

Название: Перекати-поле Цукикагэ Ран / Kazemakase Tsukikage Ran
Жанр: комедия, самурайский боевик
Выпуск: 2000 г.
Тип: ТВ, 13 эп. по 25 мин.
Студия: Mad House / Мэд Хаус
Режиссер: Дайти Акитаро
Автор оригинала: Дайти Акитаро

Цукикагэ Ран — странствующая женщина-самурай. Великолепная мечница, спокойная и флегматичная, как стадо слонов. Обожает сакэ. Вечно без гроша в кармане. Ее жизнь — бесконечное, свободное путешествие. Она — словно перекати-поле, которое живет, повинуясь лишь вольному ветру.

Мяу Стальная Кошачья Лапка — шубутная девчонка, мастер боевых искусств, последовательница школы Стальной Кошачьей Лапки. Вернувшись в родные края из далекого путешествия, она увязалась за Цукикагэ Ран. А потом уже Цукикагэ Ран увязалась за ней. Потому что у Мяу есть деньги, деньги — это сакэ, а сакэ — это здорово! Да и согласитесь: катиться по дороге вслед за ветром гораздо приятнее в компании с надежным другом, чем в одиночку.

ГЕРОИНИ СЕРИАЛА: ЦУКИКАГЭ РАН И МЯУ

«Перекати-поле Цукикагэ Ран» — аниме на редкость малолюдное. Здесь всего два главных героя, вернее героини: сама Цукикагэ и ее спутница Мяу Стальная Кошачья Лапка. Все остальные персонажи возникают только в рамках одной истории и после ее завершения уже больше не дают о себе знать.

Образы главных героинь простые, но не картонные.

ЦУКИКАГЭ РАН кажется полной пофигисткой. Но на самом деле она просто человек сдержанный, вся в себе. Бурные эмоции Цукикагэ проявляет, лишь когда дело касается сакэ. Надо сказать, что японцы весьма терпимо относятся к выпивке и к людям «под хмельком». Так что ничего удивительного, что увлечение Цукикагэ Ран сакэ показано доброжелательно, с сочувствием, да и сам процесс приготовления сакэ приравнивается к древнему высокому искусству. Что интересно, ест Цукикагэ только самую простую пищу — как и положено благородному мужу…в смысле, благородной жене... Даже в очень дорогом заведении, когда у них с Мяу появляется много денег, Цукикагэ не прельщается деликатесами, а только увеличивает порции своей любимой окары — выжимки из сои, которая считалась едой бедняков.

Хотя Цукикагэ частенько ворчит на Мяу и считает ее наивной бестолочью (не без оснований), она всегда выручает подругу. И дело, конечно, не в том, что Мяу — ходячий кошелек, который оплачивает еду, сакэ и жилье Цукикагэ. По крайней мере, не только в этом. Цукикагэ — верный, заботливый друг. И очень мудрая женщина.

МЯУ — полная противоположность своей «сестрицы». Взрывная девчонка без царя в голове. Наивная, самоуверенная, дерзкая дурочка. Но дурочка с золотым сердцем, широкой душой и неисчерпаемым жизнелюбием.

ВСТРЕЧИ С ПРОШЛЫМ

За тринадцать серий мы практически ничего не узнаем ни о Цукикагэ, ни о Мяу. Кто они, откуда, есть ли у них семья, как они стали теми, кем стали, — чтобы ответить на все эти вопросы, нужно копаться в прошлом, между тем как обе героини живут настоящим и устремлены в будущее. Только в двух эпизодах Цукикагэ и Мяу приходится соприкоснуться со своим прошлым. Каждой героини на это отводится по одной серии. Однако, что примечательно, никаких флэшбэков, то бишь сцен-воспоминаний, в этом аниме нет. Цукикагэ и Мяу видят людей из своего прошлого, но такими, какими они стали в настоящем.

Мяу навещает свою давнюю подругу, у которой судьба сложилась совсем не сладко. Цукикагэ встречает своего бывшего возлюбленного — человека, который научил ее обращаться с мечом и пить сакэ и с которым у Цукикагэ все сложилось…в общем, сложилось как сложилось.

Эти встречи с прошлым не трагичны. Они преисполнены меланхолии и тихой печали.

Мяу безуспешно пытается спасти свою заблудшую подругу. Это единственная серия, где неунывайка-Стальная Кошачья Лапка плачет по-настоящему, не буффонадно. Но и это горе проходит. Мяу заставляет себя взбодриться и идти дальше.

Цукикагэ Ран не старается вернуть своего возлюбленного. Она понимает, что невозможно обратить время вспять. Она даже не винит его в слабости, а делает все так, чтобы он был счастлив с той женщиной, которая живет в его сердце теперь. Тогда, в их отношениях с Цукикагэ, ему нужен был хороший пинок — для смелости. Но, увы, пинателя не нашлось. Сейчас эту обязанность взяла на себя Цукикагэ. Она радуется счастью того, кого некогда любила, и продолжает свое путешествие.

АНИМЕ НИ О ЧЕМ

Главная претензия, которую обычно предъявляют к «Перекати-полю», — отсутствие внятного сюжета и смысла. Мол, это аниме ни о чем. Зрители позволяют японской анимации быть бессмысленной только в том случае, если это хентай, этти, яой или явная пародия, «веселый бред». Все остальные жанры должны нести хотя бы минимальную идею, иначе зритель обязательно скажет «фи!». Тем более если речь идет о самурайском боевике. Самураи в нашем представлении вообще были ребята философски мыслящие.

«Перекати-поле» к этти, яою и хентаю никаким боком отношения не имеет. На крышесносящую отвязную пародию это размеренное неторопливое аниме тоже не слишком походит. А значит по всем признакам должно получить свое заслуженное «фи!».

Действительно, «Перекати-поле» — аниме ни о чем. В нем нет сквозного сюжета — нормального, интригующего, постепенно развивающегося от эпизода к эпизоду. Ну, нет. Не предусмотрен. Две боевитые дамы шатаются по Японии и попадают в разные приключения. Все. И так от первой и до последней серии.

В «Перекати-поле» нет сложной философии, психологических драм, нет подтекстов.

В этом аниме много условного, неправдоподобного, нарочито киношного. Например, все бои сводятся к паре взмахов катаной. Крови нет вообще. Убитые просто падают на землю и тихонько там валяются. Ну чистый театр — в лучшем случае. В худшем — малобюджетный киносериальчик годов семидесятых–восьмидесятых. Даже картинка сквозит духом «ретро».

Но именно благодаря всем этим так называемым «недочетам» аниме «Перекати-поле» великолепно. Недостатки всегда случайные, незапланированные. Они появляются из-за низкого мастерства авторов, из-за поверхностного отношения к своему делу, из-за невнимательности. Когда те или иные черты заложены в произведении изначально, когда они закономерны и обоснованны — это уже особенности. В случае с «Перекати-поле» это именно так.

Это аниме наполнено романтикой дороги, путешествия с единственной целью — двигаться вперед. Что бы ни случилось в прошлом — хорошее или дурное, грустное или веселое, трагическое или счастливое — Цукиканэ Ран и Мяу продолжают свой путь. И в этом как раз состоит философия «Перекати-поля». Это аниме бессюжетно, как сама жизнь.

ПОД ГРИМОМ САМУРАЯ

«Перекати поле» — как индийское кино или мексиканский сериал. Сюжеты настолько шаблонны, а шаблоны настолько нелепы, что порой перестаешь понимать: пародию ли ты смотришь, или все всерьез. Однако в случае с «Перекати поле» такой эффект заложен изначально.

Это аниме — не чистая пародия, когда насмешливый тон очевиден, а штампы доводятся до абсурда. Это скорее ироничная стилизация, умело маскирующаяся под реалистичные и правдоподобные сцены из жизни средневековой женщины-самурая. Но если приглядеться повнимательнее, станет очевидно, что у этих сюжетов есть «двойное дно». Словно бы рассказчик с серьезным лицом ведет свое повествование, но сам держит фигу в кармане, готовый в любой момент рассмеяться: «Ребята, вы что, не поняли? Да это стёб!»

Все истории «Перекати-поля» облачены в одежды самурайского боевика. Однако чувствуется, что это не более чем грим. «Перекати-поле» похоже на актера, загримировавшегося под исторического персонажа древности. Подобающая одежда, прическа, атрибуты, манера речи — все при нем. Актер хорошо исполняет свою роль, но все зрители понимают, что он — наш современник, переодетый рыцарем, а вовсе не пришелец из средневековья.

Что получится, если «разгримировать» сюжеты «Перекати-поля»?

Сюжет 1. Талантливый ученый работает над изобретением, которое может послужить благу простых людей, но ему не хватает денег на проведение экспериментов. Тут появляется богач, готовый спонсировать исследования ученого. Правда этот спонсор хочет использовать изобретение ради личной выгоды.

Сюжет 2. Богатый и влиятельный коллекционер антиквариата пытается обманом заполучить очередной ценный экспонат.

Сюжет 3. Честная, но бедная девушка ради обогащения становится наркоторговкой.

Сюжет 4. Мафия ищет карту с указанием места, где их бывший подельник, решивший «завязать», спрятал похищенный «общак».

Сюжет 5. Крупная корпорация монополизирует рынок традиционного японского напитка — сакэ, выпуская продукцию низкого качества и приучая к ней потребителей. Жадным и бездушным капиталюгам противостоят люди, для которых изготовление сакэ — не ремесло, а искусство.

Таким же вот образом можно пересказать сюжет каждой серии. Давайте забудем на минутку, что мы ведем речь об аниме про женщину-самурая «Перекати-поле Цукикагэ Ран» и постараемся взглянуть на эти сюжеты отвлеченно. Получим типичные сюжеты современных боевиков и криминальных сериалов. Антураж средневековой Японии не должен сбивать нас с толку. Это не более чем обманка. Фраза «эта история могла произойти где угодно, но произошла она в…» очень точно подходит для описания сюжетов «Перекати-поля».

Так что если в процессе просмотра вы будете находить «исторические ляпы», вам покажется, что сюжеты заштампованные, бои поставлены неправдоподобно, а герои ведут себя по-дурацки… «Расслабьтесь, ребята! Вы что, уже забыли? Это же стёб!»

ИТОГ

«Перекати-поле Цукикагэ Ран» — чудесное аниме, спокойное, неторопливое, веселое. Отличное средство, чтобы просто расслабиться и успокоить нервы. Помогает не хуже чашечки доброго сакэ.


Рецензии