Карас - Karas

ОЙ, ТО НЕ БЭТМЕН, ТО НЕ БЭТМЕН: ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ «КАРАСА»
(рецензия написана для аниме-журнала «НЯ»)

ОЦЕНКА АНИМЕ: 4 из 10

Название: Карас / Karas
Жанр: приключения, триллер, мистика
Выпуск: 2005 — 2007 г.
Тип: ОВА, 6 эп. по 30 мин.
Студия: Tatsunoko
Режиссер: Сато Кэйити
Автор оригинала: Сато Кэйити

Ёкайный бабай!!!
(крик души)

Юринэ ты моя, Юринэ!
(почти есенинское)

Если честно, я была уверена, что аниме «Карас» снято по какой-то компьютерной игре. Крайне невнятный, вторичный сюжет вкупе с качественной графикой и обилием эффектных боевых сцен — это типичный портрет не слишком удачной экранизации компьютерной игрушки.

Проверила: оказалось, что все-таки нет! Снято по оригинальному сценарию Сато Кэйити. Им же, кстати говоря, срежиссировано.

Тем удивительнее обилие восторженных отзывов. Нет, о вкусах, конечно, не спорят. Но ведь надо иметь хоть каплю зрительского достоинства и самоуважения, чтобы отличать зрелищную посредственность от Книги Откровений.

Понятное дело, что смотреть одни только «евангелионы» невозможно. Иногда душа просит чего-то легкого и светлого — простого, незамутненного мочилова из серии «тапки — в сторону, мозги — в сторону». Но даже кровавая мясорубка должна быть снята качественно и увлекательно.

В шестисерийной ОВА «Карас» проливаются реки крови, а из трупов можно понастроить пирамидок на роту Хеопсов. Но все это сделано как-то мутно, без огонька в глазах.

Взяли классический сюжет про Супергероя, защищающего город, добавили национальной мифологии, круто замешали все на мистике. Выкурив пару косячков, еще раз перелопатили сценарий, убрав оттуда остатки чудом выжившей логики. И постарались все это дело максимально красиво нарисовать. Ну, что сказать? C задачей справились на все сто! «Вы все здесь мо-лод-цы!»

ЁКАЙ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Внимание, внимание! Смертельный номер! Только для вас и только один раз! Краткое изложение сюжета аниме «Карас»!

Издавна миры людей и демонов-ёкай сосуществуют друг с другом. Причем не вполне ясно, то ли эти «миры» ограничиваются одним единственным Городом, всеми светофорами похожим на Токио, то ли описанная история происходит в отдельно взятом Городе с отдельно взятым Карасом.

Воля Города воплощается в Юринэ — духе-хранителе, которая выглядит как маленькая беловолосая девочка с кошачьими ушками и хвостиком. Причем, как выясняется по ходу действия, этих Юринэ у Города — что груш на прилавке. Завалят одну — Город мигом порождает другую. Для охраны Города Юринэ призывает Воина Караса (Ворона). На выпуск карасов ограничений тоже нет. К каждой Юринэ прилагается свой Карас. И, соответственно, наоборот. Очень практично.

Вот так и стоят они на перекрестке миров, словно бравые гайцы. Разве что договориться с ними нельзя: чуть что — сразу жезл в…этот…багажник!

Но со временем люди, погрязшие во благах прогресса и цивилизации, забывшие, каким концом держать палку-копалку, перестали верить в ёкай.

И ёкай обиделись. Особенно захандрил карас Эко. Он ведь отдал Городу лучшие годы своей жизни! Оскорбленный в самых светлых чувствах Эко восстал против Юринэ, собрал нескольких сильных ёкай, вдохновил их идеей «страшной мсти» и способом, о котором становится известно только в шестом эпизоде, превратил их в гибриды демонов и механизмов. Апгрейденные ёкай стали убивать людей и пить их кровушку, потому что в ней много питательных веществ, полезных для здоровья демонов и благотворно влияющих на их иммунитет!

Город однако не растерялся и быстренько скамстралякал новую Юринэ, которая нашла себе опять же таки нового Караса — Отоху, бывшего якудза, безжалостного и беспринципного убийцу, резко подобревшего в виду пребывания в коме (чес-слово, все так и было!).

Параллельно с Карасом и независимо от него съехавшему с катушек Эко противостоит демон-химера Нуэ. Бывший соратник Эко, он отказался от своей силы и хочет спасти своего брата, томящегося в плену у Эко.

Во всю эту круговерть вмешиваются двое полицейских — единственные сотрудники особого отдела по расследованию загадочных убийств. Начальник этого отдела верит, что убийства — дело рук (лап? клешней?) злобных ёкай. Его молодой напарник относится к подобным идеям скептически.

В конце концов в городе начинается Апокалипсис. Хорошие, немеханизированные ёкай принимают сторону Караса-Отохи и даже немножко помогают людям. А сам Ворон вступает в смертный бой с Эко. Угадайте (зевая), кто победит.

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА

Качество сюжета — далеко не всегда самое важное. Даже самый банальный сюжет может заискриться бриллиантовым блеском, если правильно его рассказать и показать. Талантливый автор всегда умеет подобрать верное соотношение между «тем, ЧТО» и «тем, КАК».  Одну и ту же историю можно рассказать совершенно по-разному, и в одном случае она превратиться в шедевр, а в другом — в унылое органическое удобрение.

История «Караса», увы, изложена заунывно.

Во-первых, на шесть серий такой сюжет не тянет никак. Четыре — это его потолок.

Во-вторых, развитию сюжета не хватает плавности. Сато Кэйити нужно было как-то ввести зрителей в курс дела, рассказать об устройстве придуманной им вселенной. Для этого он выбрал самый простой, прямолинейный и неуклюжий способ: заставил своих героев произносить длинные объяснительные монологи.

В довершении всего Сато Кэйити еще и совершенно завалил ритм повествования. Герои то долго-долго болтают о мироустройстве и своей роли во всей этой лабуде, то долго-долго сражаются.  В итоге динамичные эпизоды слишком затянуты и быстро утомляют, а сменяющая их болтология вовсе вгоняет в зеленую тоску.

В-третьих, в «Карасе» явно не хватает настоящего Главного Героя, который стал бы сюжетным центром и вокруг которого должна была бы вращаться вся эта махина шестисерийного повествования. Номинально, конечно, такой герой есть — Карас Отоха, однако на деле в трех из шести серий он тянет максимум на сильно второстепенного персонажа.

В первой половине аниме Карас появляется эпизодически и лишь для того, чтобы молча раздолбать очередного врага. Выскочит — отмутузит — исчезнет. Еще он на полставки подрабатывает в ёкайской больничке, выпаивая больных хороших демонов какой-то зеленой дрянью. С загадочной улыбкой Джоконды он протягивает очередному пациенту дымящееся варево, а тот, доверчивый, с благодарностью принимает кубок. Тут из-за занавесок выглядывает Юринэ, говорит «пс!» — и добрый доктор Карас, трансформировавшись уже в менее доброго воина Караса, выскакивает, мутузит… (далее по тексту). И так несколько раз, по одному и тому же шаблону.

Собственно, на этом его роль и заканчивается. Основное же повествование первых трех серий распылено между детективами особого отдела и демоном Нуэ.

Но действия-то как такового нет! Детективы ходят туда-сюда, косят под Малдера и Скалли. В этих шатаниях еще был бы смысл, если б в аниме сохранялась интрига (как, например, в «Агенте паранойи»): существуют ли ёкай на самом деле или все убийства — дело рук обычного маньяка. Но нет, зрителю известно все с самого начала!

Нуэ тоже не радует зрителя особой изобретательностью: он то сражается, то лежит бревном в убежище, зализывая раны.

Время от времени на экране появляется Эко, сильно смахивающий на Зарксиса Брейка из «Сердец Пандоры», но лишенный и сотой доли брейковского обаяния. Давясь злодейским смешком, Эко обещает жестоко покарать неблагодарных людишек и создать новый Город. Обещает, обещает…

«Брюки превращаются…Брюки превращаются…Превращаются брюки…»

Серии с четвертой появляется надежда, что страдания были не напрасны и сейчас начнется ТАКОЕ!...Савва Игнатьевич, в смысле, Карас в конце концов выходит на первый план.

А зря.

Боевых сцен становится больше, зрелищность зашкаливает, тоска из зеленой становится фиолетовой в крапинку, логика со свистом вертится в гробу.

В конце даже присутствует целая россыпь морали:
Город всегда прав.
Оборотни в погонах есть везде.
Карас круче Бэтмена. У него и телка симпотнее.
Любимый Город может спать спокойно.
Мир, дружба, жвачка.
В деревне люди лучше и молоко свежее.
Мойте руки перед едой.

ТЫДЫЩ!!!

Будем справедливы: сцены сражений в «Карасе» действительно хороши. Все вокруг взрывается, разлетается в разные стороны, здания рушатся, осколки стекла и вороньи перья сыплются градом, все сверкает, кровища льется потоками, герои трансформируются, скачут, как мячики, задорно фигачат друг друга самым разнообразным оружием. Бах! Бум! Вжик! Хрясть! Тыдыщ!!! Гигантские щупальца пронзают людей насквозь, иссохшие обескровленные трупы пачками валяются на дорогах.

Именины сердца!

Причем в первых трех сериях крови присутствует по минимуму. Карас сражается в своем боевом обличии с механизированными демонами. Поэтому в основном показываются эффектные падения, вспышки, взрывы, искры. Этакие бои трансформеров.

Зато в последних трех сериях кровяка хлещет через край. Без особых изысков, зато обильно.

КАВАЙНАЯ УЛИТКА В ТЕНИ «КАРТОНА»

Кроме захватывающих боевых сцен в «Карасе» есть еще кое-что, достойное внимания, — немногочисленные второстепенные персонажи.

По ходу действия несколько раз появляется девушка-карас со своей розоволосой Юринэ. Ничего особенного они не делают, в основном наблюдают за происходящим и пару раз в самый ответственный момент подключаются к сражениям. Но в промежутках «карасиха» гуляет по Городу, сидя на крыше лопает мороженое, роняя его на стоящих внизу людей, сидит в кафе с трупом…В общем, в отличие от картонных Караса, Эко, Нуэ и прочих главных героев, в ней есть хотя бы крохотная частичка жизни, малюсенькая изюминка.

Сто очков вперед всей это толпе героев и антигероев дает маленький ёкай-улитка в желтом плаще с капюшоном (заставляющим вспомнить Мицуко из японского ужастика «Темные воды»). Персонаж — просто чудо! Бездна обаяния и кавая.

Кроме улитки там есть еще несколько хороших ёкай. В отличие от механизированных сторонников Эко, которые умеют принимать человеческий облик, эти ёкай выглядят как сказочные существа, разноцветные, полупрозрачные чуды-юды. Однако в «Карасе» они всего лишь молчаливые статисты. Улитка же непосредственно принимает участие в действии. Он трогательно заботится о Нуэ, тырит для него кровь из донорских запасов больницы и агитирует всех мирных ёкай сплотиться против Эко, чтобы помочь людям и Карасу.

Эх, плюнул бы Сато Кэйити на всю эту мистическую чушь и снял бы детскую мультяху про ёкай-улитку. Получилось бы мило и оригинально. Но не судьба, не судьба…

ИТОГ
— Каков же диагноз, доктор Хаус?
— Псевдоинтеллектуальная фигня со зрелищными боями и прикольной ёкай-улиткой. Смотреть только за неимением ничего лучшего. Совсем ничего.


Рецензии