Посещение мест бытия моей юности

     Как-то летом в августе 2015 года, в воскресенье, был  проездом, со своей сестрой в селе Борки, Суджанского района, Курской области. Приезжал я  посетить церковную службу в местной Знаменской церкви, одной из  самых красивых церквей России, постройки конца 19 века, и пройтись по селению Борки,  по местным лугам и пойме реки Псел, где когда-то прошли мои годы в детстве, у дедушки и бабушки в гостях. Приехал я накануне вечером, и совершил вечернюю прогулку по селу, прошел к реке, искупался в ней, и даже немного побросал блесну со спиннинга. И ночевал   ночь, в церковной сторожке, рядом с церковью. А сестра ночевала в городе Суджа, в гостинице. По моей просьбе, и  с разрешения отца  Михея (иеромонаха) настоятеля церкви, я ночевал в церковной сторожке, чтобы утром попасть на церковную службу. Но, что  еще, это то, что  хромал я тогда на правую ногу – предварительный диагноз врачей: "артроз". И думал вечером,- не проспать бы начало церковной службы еще, так как спал я беспокойно, просыпался и думал, как я отстою церковную службу, -  это 6 часов с моей хромой ногой. Церковная служба должна была начаться с 7-00 и идти до 14-00. Опять же в сторожке 4 железных одноместных кровати с матрасами, подушками и покрывалом. И сначала я лег на кровать дальнюю от входа справа, но в ней были сильно растянуты пружины и я перелег на кровать ближнюю к проходу справа. Причем, мое лицо было обращено в сторону церкви через окно сторожки.
     Вот сплю я в сторожке, и, как-бы во сне под  утро, над окном со стороны церкви,  и на фоне ее, явился мне во сне, образ человека. Возраст человека 30-35 лет, по плечи, включительно, и  похожего на Иисуса Христа нашего. Человек еще в образе, очень похожим на образ, с известной "Туринской плащаницы".  И волосы у него  были длинные до плеч, и усы и борода, все желтые с зеленоватым отливом, и  весь  он светился желто-зеленым светом.  И в моем сне в этом образе, спрашивает: что ты хочешь? Я, как-бы ответил: вот хочу не проспать к заутренней. Тогда человек, как-бы говорит мне: Вставай, и иди, пора. Я, как-бы спросонья, встал и подошел к окну, и увидел, что образ человека тоже повернулся вместе со мной к окну, но еще было темно и видны были звезды на земном небосводе. И я вышел из  сторожки, но на часах было еще только 5-30 утра. А когда я вернулся образ исчез. Еще меня удивило, что  когда я ложился спать  в этот вечер не было слышно ни одной мышки, обычно они скребутся в старых домах.И как только образ исчез, как по команде, они начали скрестись под полом.Что еще меня удивило в этом образе, что я в своей жизни сколько ездил по православным храмам, все время видел образ Иисуса Христа на иконах и крестах, с волосами темно-коричневого и коричневого цвета, а образ с волосами желтого цвета, отливающего ярким очень светло-зеленым цветом по краям, вообще никогда не видел. Опять же говорил я с образом в полудреме не раскрывая рта, как-бы обмениваясь мыслями. Что интересно, что в интернете, если поискать, есть похожее описание.  Поэтому и пишу, что приснился  мне образ, похожий на Иисуса Христа. Далее, - только начиналось утро. И естественно церковная служба еще не началась. Но надо было приготовиться к посещению церковной службы, умыться. И еще тогда я вспомнил своего дедушку Михаила, – протоиерея (отца Михаила в быту), служившего церковную  службу раньше здесь в 70-х годах прошлого столетия. Он около 30 лет прослужил здесь в селе Борки, в этой церкви, пока здоровье не покинуло его.Общий стаж церковной службы у него был 50 лет, при уходе на пенсию в 80 лет. И он ушел, когда  совсем плох здоровьем  стал: видеть у него плохо стал уже  второй глаз (катаракта), а первый глаз давно уже не видел.  И уже не мог он службу стоять и вести,  от болезней, ему уже было 80 лет, отекали ноги у него  от варикозного расширения вен.  А зимой, увы, тогда еще и церковь плохо отапливалась печным отоплением. А   перед  самим уходом на пенсию, дедушка попал еще и в аварию (лошадь понесла, дедушка упал с  повозки, запряженной этой лошадью, сильно ударился, и сломал 2 ребра). А  ехал он тогда по делам церковной службы, на отпевание усопшего в село Спальное (это тоже приход, и был за церковью в селе  Борки).   Что интересно еще, что дедушка, на моей памяти, утреннюю службу всегда начинал в 5-30 утра, звонили колокола. И в  5-00 дедушка выходил из своего дома в селе Борки, и он  шел к заутренней. И подумал я, - может,  поэтому проснулся и вышел из церковной сторожки я, в 5-30?
     Спасибо сейчас отцу Михею, он добился и провел газовое отопление в церковь. Отец Михей, - добрый хороший человек, пришел  в 6-00 за час до начала службы.  И служба началась, как и планировалось в 7-00. Служилось сразу: заутренняя и обедня вместе 6 часов. И тяжело мне было с моей ногой. То стоял я, то присаживался на одну ногу, то стоял и молился я на коленях. И не чувствовал я ног уже в конце службы, но после окончания службы,  вдруг перестала болеть моя правая нога, и  перестал я хромать в итоге. Может и исцелился, - подумал тогда я. Сильная православная вера. Но помогает,  если верить в нее.
     И еще обратил я внимание, на  недалеко протекающую реку Псел. И накануне вечером прогулялся вдоль ее. Раньше в 70-х годах она протекала совсем близко от церкви, можно сказать, рядом под горой и была шире в два раза, чем сегодня. Церковь  стоит на горе, а под горой,  рядом тогда, протекала эта река  Псел.  И была вода в реке Псел чистая, как слеза, видно было дно из желтого песка. Можно сказать, вода была, как святая.  Тогда в 70-х годах, жившие жители на улице Королевка, рядом с рекой,  спускались  вниз по тропинке к реке, с ведрами на коромысле. И они набирали воду из реки Псел,   и пили ее, и готовили на этой воде пищу, хотя в селе рядом были колонки на улице, и колодцы. И говорили они тогда, что вода из колонок не такая чистая и вкусная, как в реке Псел. Да и сам я в юности, тогда пил ее, будучи на рыбалке, и купаясь летом в реке. Вспоминаю,- идешь, бывало по берегу реки,  и там где небольшая глубина в солнечную погоду видно  желтое песчаное дно, и видны в чистой воде рыбы, там обитающие, на фоне желтого песка.  Обычно это были полу килограммовые и килограммовые: язи, голавли, жерехи. И  это было  поистине "чудо". Увы, сегодня река Псел, уже, похоже, перегорожена выше по течению, и весной не разливается, как бывало, и нет той девственной чистоты. Стала вода  мутной и не прозрачной, по сравнению с той чистотой, что когда-то была, и, стал песок на дне реки темно-серого цвета, и нет той желтизны. Изменилась растительность вдоль реки: раньше вдоль реки рос везде аир массово, - индикатор чистой воды, теперь он исчез, и лоза вдоль реки местами, превратилась в деревья - великаны, чего раньше не было. И русло реки изменилось. Оно, как – бы "почувствовало" изменившуюся чистоту воды, и отодвинулось от церкви дальше на 500 метров. И стало под горой, на месте старого русла, болотистое место, поросшее осокой.  И увидел я, что стала река Псел такой. Я сказал отцу Михею, что река Псел сегодня, по потерянной  чистоте  и полноводности стала, как - будто отражением грехов наших. И заметил еще, что наверно в реку направляют еще и не очень чистые воды, если вода такая мутная, по сравнению с былыми годами, не просто же так все это?  И подумал тогда я еще, что хорошо бы хотя бы выкопать  родник под горой, у церкви, и освятить его, и  пить верующим, хотя бы оттуда   незамутненную воду. Так многие православные, в местах нахождения церквей на Руси, делают.
     Еще я обратил внимание на брошенный каменный дом в ограде церкви, который по своей постройке указывал, что при постройке  церкви, он,  скорее всего, был построен вместе с церковью, и для церкви, - видны были в кладке со  стороны церкви проемы дверей, заложенные потом. И был он, наверное, либо церковно – приходской школой, либо просто домом церкви, который может быть, был изъят потом у церкви, и сделали магазином? Да и бросили. И подумалось, - а хорошо бы, вернулся этот дом снова в лоно церкви….  Вот так,  в думах, и  закончилась моя поездка с сестрой, по местам моего бытия в юности…
     Позже, стал я искать среди икон образ Иисуса с желто-зеленоватыми (золотыми) волосами. И нашел. Оказывается, есть такая икона "Спас златые власы". И, задумался я, к чему приснилась мне икона? Посмотрел толкователь снов в интернете: к чему снятся и предвещают иконы во сне? Оказывается, есть толкование: икона во сне - к церковной смуте с жертвами. Но не было еще тогда событий с разделением РПЦ на Украине, которые мы увидели позже...


Рецензии