Ненецкий бубен

Для ненецкого менталитета характерно не просто обожествление природы – а ощущение абсолютного единства человека с окружающим миром.
Земля - живая, любящая мать и никто не хотел причинять ей боль и поэтому не рыли могил. Хоронили на родовых сопках - поверх земли в домовинах на ножках. По сути – это зороастрийский обычай – не осквернять стихию земли. Кстати, даже русские в наше время в Нарьян-Маре (и кое-где на Урале) хоронят только на помосте, укреплённом в могиле, и накрывают гроб ещё одним дощатым помостом (получается камера). Только после этого засыпают землёй или песком (там, где земли нет).

 Вселенная представляется ненцам в виде трёх миров, расположенных вертикально друг над другом: Верхнего, Среднего и Нижнего. Верхний мир состоит из семи небес, населённых божественными созданиями.

В прежние времена шаман гулом бубна связывал Верхний мир со Средним миром - нашей землёй, которая, кроме людей и животных, населена духами-хозяевами земных ландшафтов и стихий. Звук бубна связывал также мир теней (Нижний мир) и круг жизни (Средний мир).

Шаманы оберегали народ, лечили, искали пропажу оленей, да что только они не умели! Шаман мог найти ответ на любой вопрос соплеменников. И в этом во время камлания ему помогал звук бубна-пензера (из шкуры белого оленя и дерева) с колотушкой. Считается, что в бубне живёт дух предка тадебя, который тоже когда-то был шаманом и именно он призвал своего потомка к шаманскому служению.

Ученик шамана получал бубен лишь на седьмой год. Наставник показывал, из какого дерева можно изготовить бубен и какие заклинания произносить. Для обтяжки бубна использовалась шкура дикого оленя-самца, добытого особым образом; тогда же делалась и колотушка-пенабц. Возле горящего костра при помощи колотушки бубен настраивали, ставили ему голос. Хранился бубен-пензер не в простых ездовых нартах, а в  священных –  хэхэ-хан. Куда бы шаман ни ехал, к его ездовым саням были привязаны олени, которые везли хэхэ-хан с пензером и шаманским облачением.

Ещё через несколько лет ему разрешалось изготовить подвески для своего бубна и через десять лет после этого он считался научившимся шаманом. В целом обучение продолжалось двадцать лет. Тадебя, прошедшие посвящение,  давали  клятву, что будут всегда служить Светлым духам Добра.

 Учились шаманы у жрецов Золотой Бабы за Уралом. Это полиэтничная школа, в которую попадали к наставникам лишь избранные с территории Сибири и современного Ненецкого округа -  Русского Севера.  Нередко наставники брали детей из своих родов: деды и прадеды учили внуков. Готовили жрецов Тайной Богини Севера, но некоторых учеников отпускали на родину – служить людям, да и школ различной степени посвящения было несколько. Жрецы владели приёмами металлургии, делали сами амулеты из серебра и меди. Диких оленей для изготовления бубна и одеяния добывали, стреляя коваными стрелами  из особых старинных луков. Совершали жертвоприношение Великому Духу Огня и другие обряды.
"«Золотая баба» («Золотая женщина») (коми: Зарни Ань; на языке манси - Калтась–Эква) легендарный идол, которому поклонялось население огромных пространств Северо–востока Европы и Западной Сибири".

Будничная одежда - причудливые тёмно-бордовые одеяния из оленьей замши-ровдуги. Шаманское одеяние тадебя – изображает зверя-оленя-птицу с многочисленными подвесками-амулетами. Сердце шаман прикрывает круглым овалом из меди (ныне – круглая нашивка). Шаманское сердце – вместилище жизненной силы тадебя. На лице повязка с нашитыми на месте глаз медными бляшками и с бахромой, -  проникнуть в мир духов можно лишь внутренним взором.
 Для того, чтобы быть посвящённым в жрецы-хранители, необходимо было пройти иные испытания и дать обеты.
Быть выбранным в ученики шамана непросто… Младенцу – будущему тадебя-шаману -  даже благополучно родиться было проблематично. Считалось, настоящий шаман рождается шестым ребёнком у женщины, чьи предыдущие дети умерли вскоре после рождения. Чтобы злые духи не могли погубить шестого младенца, в тундре бытовал старинный обряд подмены матери: рожала одна женщина, а все вокруг делали вид, что роды у другой, поздравляли её с младенцем и пр. Люльку ставили рядом с ней, а родная мать украдкой приходила к ребёнку, чтобы покормить.
 Кстати, все ненки испокон века рожали стоя и без крика (опять же – чтобы не привлечь духов). Вынося ребёнка из чума, произносили старинное ненецкого заклинание, которым вручали ребёнка защите и заботе Светлых Добрых Духов. Кланялись им на все четыре стороны.  Кстати, у русских до христианства был подобный обычай: отец выносил дитя, представляя Солнцу, Луне и стихиям.

После Октябрьской революции многие шаманы были репрессированы. Прервалась преемственность поколений, исчез или ушёл далеко в подполье «институт обучения» как таковой. Изменились и бубны. Пензер прежде мог брать в руки только шаман. Для непосвящённого человека это реально небезопасно: в XX веке это не раз проверено на настоящих шаманских бубнах учёными с самыми страшными последствиями.

Сейчас мастера в основном делают бубны, которые используются в качестве сувениров и как музыкальный инструмент.

Бубен с выделанной шкурой
без хозяина замолк…
В этот день – прощальный, хмурый –
догорал закат пурпурный,
тайну пряча под замок…
К тайне ключ – скрыт в смысле зова,
что волнует чью-то грудь!
Молодой Владыка Слова
бубен жить заставит снова,
к прадедам отыщет путь!..
Но пока – бессильно, немо,
вещий бубен замолчал.
Боги грустно смотрят с неба,
как шаман уходит в небыль,
бросив свой земной причал…

(Прокопий Явтысый,
Перевод с ненецкого Вадима Гордеева)

По словам ученых, когда шаман танцует у костра и бьет в бубен, вызывая духов, то находящиеся рядом зрители как будто тоже видят духов. На самом деле шаманы вводят себя и людей в глубокий транс. Лабораторные исследования показали, что бой в бубен вызывает изменения центральной нервной системы. Шаман бьет с частотой 4-7 ударов в секунду, этот ритм совпадает с частотой мозговых волн, которые связаны со сновидениями, гипнотическими образами и трансом. Эксперимент советских ученных с использованием электроэнцефалографа обнаружил, что шаман за десять минут исполнения этой «музыки» достигает такого транса, который японские мастера дзен добиваются после шестичасовой практики глубокой медитации. Под монотонные ритмы шаманского бубна психическое состояние приходит в норму."

"Особую тайну представляет волхование северных шаманов рядом с этими спиралевидными каменными мегалитами - лабиринтами.
Очевидцы рассказывают, когда шаман танцует у лабиринта и бьет в бубен, вызывая духов, то участники действия как будто тоже видят духов. Что это - гипноз - или реальные проявления тонкого мира?
Ритм шамана с частотой 4-7 ударов в секунду вводит правовое полушарие участников камлания в особое измененное состояние, в котором открывается связь с "коллективным бессознательным", как называл Карл Юнг феномен, часто упоминаемый сегодня как "энергоинформационное поле".


Под монотонные ритмы шаманского бубна участники действия выходят на какие-то другие уровни понимания этого мира. "


Бубен ненецкого театра "Илебц" ("Жизнь")  ГБУК  "ЭКЦ НАО", Нарьян-Мар

#ненецкий бубен #шаман #камлание


Рецензии
Здравствуйте, Любовь!
Прочитала с интересом! Вы отличный знаток ненецкой культуры!
Даю вам адрес Николая Кирюшова. http://proza.ru/2022/09/18/1242
Его маленькая повесть "Шаман" - о том, как лётчик оказался среди ненцев, и о том, что его особенно поразило. Думаю, вам будет интересно.
С уважением,

Элла Лякишева   11.10.2022 10:32     Заявить о нарушении
Благодарю, Элла.

Любовь Царькова   11.10.2022 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.