Идеология коммунизма и православие

ИДЕОЛОГИЯ КОММУНИЗМА И ПРАВОСЛАВИЕ

«… пришло время царства Божия, такое время, когда  все люди будут понимать, что они все равны, что нет ни высшаго, ни низшаго, и все должны жить в любви и согласии друг с другом».
                Толстой Л.Н.
   
     Почему «теория коммунизма», возникшая на Западе из трёх известных теоретических источников (английская политическая экономия, французский утопический социализм, немецкая классическая философия)  стала прежде всего претворяться в жизнь не на Западе, а в России (материальное же воплощение идей научного коммунизма на Западе оказалось весьма скромным и ограничилась всего лишь: созданием немногочисленного Союза Коммунистов, международной рабочей организации –  I – го Интернационала  и социал-демократических партий  от II – го Интернационала, которые в настоящее время уже практически не отличаются от чистых буржуазных партий). Ещё в 60 – е годы прошлого века один донской казак из старообрядцев отвечал на сакраментальный вопрос, «Почему в России?», просто: «в России территория большая, и страна богатая». Наверно, в этом ответе есть какая-то доля правды.
    Но нас интересуют прежде всего духовные факторы, обусловившие успех распространения этого учения не на его родине (западная Европа), а большей частью за её пределами (европейские же коммунистические партии, появившиеся в первой половине прошлого века были уже отражением радикальных опытов по Ленину в просторной России).     Особую нравственно-моральную атмосферу, созданную в российском социуме расцветом художественной литературы (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Горький) и художественной культуры в целом (Глинка, «могучая кучка», Чайковский, передвижники) мы уже отмечали.
   Однако, ещё бОльшую роль в духовном канализировании марксизма, по нашему мнению,  как это ни парадоксально сыграло русское православие и его ответвления, точнее его (православия) нравственно-моральные духовные основы. Сама РПЦ как организация на рубеже XIX – XX –го века не пользовалась особыми симпатиями у народа, но дух народа и психология пронизаны были феноменологией православных мотивов.
   В этику протестантизма и католицизма теория научного коммунизма как-то на Западе не вошла, а вот в дух православия в народе, в котором оказалось больше элементов аскезы, самоотверженности, коллективизма, поисков социальной справедливости (правды) вписалася.  Советская идеология и психология примерно до 60 – 70 годов –  представляла собой невообразимую смесь марксизма – ленинизма и православия.  Эту смесь можно было бы назвать «материалистическим» православием (Н.Бердяев назвал это "русским коммунизмом"). Религию как идеологию поддерживают ведь не только ритуалы, а и следование её нравственно-моральным правилам. Но к 80 – м годам «дух» советской идеологии всё более стал заменять ритуал. Аннигиляция духа советской власти (русской версии теории коммунизма) в сознании советских вождей различного уровня, не прошедших испытание властью и стало одной из причин неудач в российском (советском) опыте создания создания народной власти.


Рецензии
Глубокая тема, Игорь!
Собственно, идея "царства Божия" это идея социальной справедливости для всех родившихся, ибо они равны перед Богом: до 7 лет вообще безгрешны, а после 7 лет - в грехах своих. Полагаю, именно в этом основа "«материалистического» православия", как Вы это определяете.

Можно считать, что «теория коммунизма», возникшая на Западе от Маркса, это первая попытка глобализации, но не на основе капитала, которым владеют (Маркс говорил, что капитал - ревнивый бог "Израиля"-рассеяния евреев того времени), а на основе общественной собственности, которой распоряжаются. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" с этого подхода лукавый лозунг, так как ничего не говорит о том, кто же будет управлять соединёнными пролетариями, владеющими, по определению, обобществлённой собственностью. Но это смекнули соплеменники Маркса, и массово пошли в социал-демократию, которую поддерживали еврейские же банкиры (например, Лейбу Троцкого (Бронштейна) американский банкир Яков Шифф). Российская социал-демократия в этом отношении ничем не отличалась от западной и тоже стояла за "мировую революцию" (чем не глобализация?)

Почему же именно в России идеи научного коммунизма реализовались в социалистическую государственность, но русско-православно-мессианского типа?
Полагаю, западный прагматизм натолкнулся на русскую духовность, становление которой произошло не только потому, что «в России территория большая, и страна богатая», но и в силу Православия. Католицизм и Православие исторически разделились по ментальному признаку: Католицизм - это культ тела и его проявлений в виде удовольствий и наслаждения индивидуалиста, а Православие - это культ души с её духовными проявлениями служения и соборности, не понятными прагматичному Западу. Например, в Католицизме почитаются скульптуры, а в Православии - иконы, с которых через глаза смотрит на человека божественное семейство и души святых. Протестантизм вообще считается духовным прародителем капитализма, который возвёл в достоинство и праведность материальный успех, отодвинув пути его достижения на задворки мотиваций. Типичный путь: первичный капитал - бандитский (отцы), дети - прагматики наживы, а внуки, наследовавшие эту частную империю, уже меценаты, праведные приверженцы религиозного культа.

Итак, и капитализм, и коммунизм Маркса - две стороны одной медали: глобализм, но не для всех, а для избранных. А социальная справедливость для всех по праву рождения (царство Божие)- в Единстве и Гармонии двух видов собственности в обществе, которое способно учитывать интересы всех родившихся без подавления несогласных и непонятных. Подробности и аргументация здесь: http://www.proza.ru/2014/12/14/1545 - не устаю повторять в надежде на понимание и солидарность.

С уважением,

Александр Белислав   07.01.2017 16:18     Заявить о нарушении
С рождеством Христовым, Александр! Спасибо за интересную версию взаимосвязей двух видов мировых процессов: глобализации и/или интернационализации. Основоположники научной теории коммунизма/социализма жили в эпоху, когда уже собственно 1-й уровень глобализации капиталистической завершался: капитализм как система мировая утвердил своё экономическое господство на всей планете, сохраняя частные национально-государственные свои разновидности. Однако они предчувствовали (а Ленин уже воочию наблюдал), что схватки между этими частными группами капитала могут привести к гибели человеческую цивилизацию. И мы наблюдаем, что их предчувствие подтверждается. Поэтому они и предложили проект опережения дикой капиталистической глобализации пролетарской гуманистической интернационализацией: "Все люди (труда) - братья!". С уважением, И.Е.

Игорь Ерошенко   08.01.2017 14:20   Заявить о нарушении
Спасибо за поздравление, Игорь! И поздравляю Вас с рождением Спасителя!

Применительно к теме - Спасителя от чего? Понятие греха слишком расплывчатое. Спасать людей надо от самоуничтожения через алчность, индивидуализм, эгоизм, противоречащих абсолютной необходимости соборности и общественной формы цивилизации для выживания человечества на планете. Собственно, для этого и нужна глобализация - объединение сил человечества в масштабах планеты. Капиталистическая глобализация направлена на выживание избранных за счёт остальных. Отсюда и теории "золотого миллиарда", "богоизбранной нации", "арийского этноса" и т. п. Это крайность, не могущая быть устойчивой по определению. Вы говорите об альтернативе - пролетарской интернационализации в мировом масштабе: "...пролетарской гуманистической интернационализацией: "Все люди (труда) - братья!". Но это тоже неустойчивая крайность, к тому же сам посыл неопределённый по следующим причинам: "пролетарии" - условность, в человеческом сообществе таких нет, а есть наёмные работники, не опускающиеся на уровень рабов (пролетариев, у которых нет ничего, кроме рабочих рук и цепей); труд - широкое понятие, распространяющееся не только на интересы наёмных работников, выполняющих задания, но и на интересы людей предпринимательского труда, обеспечивающих развитие; "братья" - не панацея гуманистической жизни на планете, это демобилизующее заблуждение. На планете надо учитывать интересы ВСЕХ людей, по праву рождения, причём на принципах Гармонии в рамках Единства обоих видов собственности, естественных для человечества. Природные общественные и трудовые интересы людей нельзя подавлять, уничтожать их носителей, не приемлемых для захвативших власть крайностей, и совершенно бесполезно, так как народятся новые в естественном процессе воспроизводстве человечества, которому разные интересы совершенно необходимы для выживания вида "гомо сапиенс".
С уважением,

Александр Белислав   08.01.2017 17:57   Заявить о нарушении
Согласен с вами во многом. Почему и использовал первую версию лозунга Союза Коммунистов, добавив в скобках (труда). Под трудом я в данном случае подразумеваю всякую общественно полезную деятельность. Но и вознаграждаться этот труд должен без присвоения результатов чужого труда. Конечно, социум должен стремиться к тому, чтобы предприимчивость и талант были использованы на благо общества. В конечном итоге и то и другое являются продуктами общественными, вне общества, вне коллектива они проявиться не могут. С уважением, И.Е.

Игорь Ерошенко   08.01.2017 21:58   Заявить о нарушении
"Конечно, социум должен стремиться к тому, чтобы предприимчивость и талант были использованы на благо общества. В конечном итоге и то и другое являются продуктами общественными, вне общества, вне коллектива они проявиться не могут." - совершенно с Вами согласен, Игорь! Но надо пойти и дальше: труд тоже нельзя разделять на "свой" и "чужой", так труд тоже общественный продукт, который "вне общества, вне коллектива проявиться не может"! Представьте труд рабочего, сделавшего гайку с болтом, и труд учёного, создавшего новый высокоурожайный сорт пшеницы на средства предпринимателя-спонсора с его вдохновляющим понуждением (тоже труд!). Кто тут кого эксплуатирует? Но и тот, и другой продукт труда совершенно необходимы обществу!

Эксплуатация, как инструмент принуждения, превратится в латентный фактор, если будет реализована Гармония видов собственности в обществе. Общественная собственность () законами гарантирует право на труд и право на предпринимательство, право на жизнеобеспечение до вступления в трудовой возраст и право на выбор трудиться в сфере избранного вида собственности. По закону, священна и неприкосновенна и общественная собственность (60% по суммарному влиянию, всегда!), и частная собственность (40% по суммарному влиянию, но нажитая без воровства и произвольного присвоения). Работник, не нашедший себя в наёмном труде, может уйти в предпринимательство без всякого общественного остракизма, и даже наоборот, с частно-государственным партнёрством. Равным и свободным образом предприниматель, потерпевший крах в своей деятельности, может уйти не в долговую яму или из жизни вообще, а в сферу общественной собственности, где найдёт применение своим талантам. Эти переходы "туда и обратно" будут осуществляться в обществе СВОБОДНО и ДОБРОВОЛЬНО, что переведёт феномен эксплуатации в латентное состояние, ибо человек получит настоящую, обеспеченную общественным конституционным устройством, свободу - свободу выбора поприща деятельности. А нравственность, задаваемая общественной собственностью, всегда порицает алчность, сверхпотребление и эгоистическую роскошь людей предпринимательского духа, как деятельность, по определению осуществляемую за счёт других. Равно, как и увиливание от общественно полезного труда при действующем праве на труд. И церковь в этом порицании должна помогать, ведь перечисленное общепризнанные смертные грехи гордыни, стяжательства и захребетничества.

Примерно так видится торжество социальной справедливости для ВСЕХ, по праву рождения на планете Земля людей с разными жизненными интересами, естественными, от Бога.

С уважением,

Александр Белислав   09.01.2017 10:22   Заявить о нарушении
Спасибо ,Александр! Мы с вами здесь, в наших размышлениях, фиксируем две роковые ошибки инженеров социальной жизни (большевиков наших) ещё в начале революции недооценка роли религии и вместе с ней нравственно-морального фактора в жизни социалистического/коммунистического общества и неумение подключения к делу совершенствования общества предпринимательского труда. Последнее, по-видимому может осуществляться разными способами. Но это выходит за рамки нашей темы и требует особого разговора. С уважением, И.Е.

Игорь Ерошенко   09.01.2017 12:23   Заявить о нарушении