Давайте детям слушать музыку! Часть1

Слушая сегодня Гала-концерт из Германии   Анны Нетребко и других звёзд первой величины, в мои годы, до сих пор мурашки пробегают по телу от гордости за музыку, которая даёт человеку непередаваемые ощущения, не сравнимые ни с чем в нашей жизни!

Пятеро великих артистов покорили тысячи людей, сидящих на огромной открытой площадке, своим неповторимым пением.

И это большое счастье для человека – получать удовольствие, наслаждаться величайшими творениями гениальных композиторов всех времён!

Но это даётся человеку не просто так.

Я сегодня хочу поговорить о детях, живущих в больших и маленьких городах, посёлках.
Они- наше будущее. И кто, как не вы – родители, можете приобщить их к великой музыке.

Сегодня это доступно почти каждому. Купить плейер для воспроизведения дисков, подключить его к телевизору, и сцена готова. Осталось только купить диск, но какой?

Что за аудитория должна сесть перед телевизором?  Прежде всего – маленькие дети от трёх лет и старше. Они будут самыми благодарными слушателями. Только запаситесь терпением сначала для себя, а за них не беспокойтесь. Вы вступаете в новый для себя мир, а ваши благодарные слушатели и одновременно зрители вас не подведут. Понемногу, не сразу, но приучайте их слушать и смотреть музыку. Почему смотреть? Потому, что это может быть лучший в мире балет, созданный специально для детей.

Вот с него я и начну свой рассказ.

Есть такая серия: «Лучшее на DVD».  Это прекрасно оформленные диски с балетами, операми, концертами в красивых папках-книжках с прекрасным описанием. Стоят они не дорого. Ваши родственники помогут вам их купить или заказать. Немного напрягитесь, и приобретите хотя бы один такой диск – Балет «Щелкунчик».

                ЩЕЛКУНЧИК

Это балет-феерия, рождественская сказка, спектакль – праздник, музыку к которому написал наш русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Поставил этот балет балетмейстер Мариус Петипа.  Этот балет был поставлен специально для детей. Но его с удовольствием смотрят взрослые с 1892 года.
Лично я, возможно, посмотрел его более двадцати раз, а музыку к нему слушал всю свою жизнь. Он завораживает с первых же звуков. Как только закончится увертюра, и начнётся праздник детей, ваши дети обязательно обратят на него внимание. Не усаживайте их специально к телевизору, заставляя смотреть. Пусть они сами увидят картинку балета и услышат звуки. Эти звуки – волшебные, притянут их. Они бросят все свои дела и игры и присядут возле телевизора.  Не старайтесь показать в один день весь балет. Это долго и не нужно. Последите за интересом детей к этому действию.

Большой удачей будет, если вы купите диск с главной героиней Екатериной Максимовой – первой ученицей знаменитой Галины Улановой. Лучшие театры хотели бы заполучить  Максимову в свой театр. Но она предпочла Большой театр. Сценическим партнёром Максимовой более тридцати лет был Владимир Васильев, бывший ещё и её мужем.

Этот дуэт, безоговорочно названный «лучшим дуэтом мира», «легендой двадцатого века».

Итак, мы с вами и с вашими детьми приступаем к Балету. Пусть Увертюра (так начинаются все балеты и оперы без действующих лиц) не заинтересует ваших детей).

Балеты строятся на Действиях и картинах. Этот балет в двух действиях.  Действие 1 состоит из пяти отдельных картин: Картина 1, Картина 2, Картина 3, Картина 4, Картина 5.     В зависимости от того, насколько внимательно будут смотреть ваши дети, вы можете пропустить Картину 1. Там всю картину взрослые идут по дороге на бал, ведя за собою детей.
А вот Картина 2 заполняется звуками тарантеллы (танец такой) и приходит ощущение, что готовится праздник?  Дети могут прислушаться к этим звукам, настолько они необычные для них в их повседневной жизни.

Картина 3   Большой зал. В дальнем углу стоит наряженная высокая ёлка. Огни на ней ещё не горят. Дети веселятся вовсю, а взрослые ласково и снисходительно смотрят на них. Ёлка вот-вот вспыхнет огнями. И взрослые и дети, глядя на ёлку, замирают в немом восторге. Позабыты игрушки, не тронут праздничный стол – хоровод восхищённых гостей окружает чудо-дерево.  В кругу малышей словно проносится очарованное: «А-ах!» - это арфа, самый чарующий и пленительный инструмент симфонического оркестра, разливается своим волшебным звоном.
Начинается самая долгожданная часть праздника – раздача подарков! Счастливые и взволнованные маленькие гости буквально изнемогают от избытка веселья: мальчишки с игрушечными саблями в руках изображают гордых всадников, а девочки отплясывают галоп. Этот танец – апогей первого действия- настолько это захватывающая, волнующая душу музыка. В центре – главная героиня: Маша –дочь бургомистра –Екатерина Максимова. Её чудесный танец выделяет её из всех. Он настолько изящен, что зрители срываются в аплодисменты. Его хочется слушать и смотреть постоянно. Таких мест в этом балете много. Они, как яркие огни этого прекрасного балета. Последним подарком оказывается кукла Щелкунчика, который дарят Маше и она, как с ребёнком, танцует с ним на руках. Она ставит его на пол, и он тоже делает танцевальные движения. Брат Маши – Фриц выхватывает игрушку и ломает её. Игрушка замирает. Маша плачет. Волшебник, который присутствует на празднике, успокаивает её. Родители уводят Машу и Фрица в спальню. Последний танец взрослых. Бал заканчивается.

Картина 4. В доме темно. Маша в ночной сорочке босиком и со свечой в руках пришла в тёмную залу, ещё недавно сверкавшую огнями. Она пришла навестить раненного Щелкунчика.
 Ёлка вдруг вырастает ещё выше. Из-под пола неожиданно появляются мыши, они настроены весьма воинственно и угрожают Маше.
 А дальше всё превращается в сказку. Из игрушечной казармы выходит отряд солдатиков, вступающих в сражение с мышами. Гремят выстрелы. Щелкунчик тоже вступает в битву, встав на защиту девочки. Появление Мышиного короля, кажется, решило исход сражения: Маша окружена, а Щелкунчик отступает. Но девочка решительно бросает туфельку в мышиное полчище и попадает прямо в Мышиного Короля. Он мёртв. Отважный Щелкунчик, превратившийся в юного принца, падает наземь без чувств.

Так заканчивается картина четвёртая. Зачем я это вам пишу? Да затем, что абсолютное большинство из вас никогда не были на этом балете, не читали сказку Гофмана о Щелкунчике, и не знаете его содержание, чтобы объяснять детям по ходу действия. Они ещё маленькие. Они поймут, где добро, а где зло, но они должны знать кто есть- кто, чтобы уже во второй раз смотреть этот балет и рассказывать о нём тем детям, кто ещё его не видел.

Картина 5. Величественная музыка, предвосхищающая волшебство. Вообще весь балет – сплошное волшебство. Мы смотрим его и забываем, что мы взрослые.
Юноша-принц под звуки самой чарующей музыки медленно поднимается с пола. Он подходит к Маше, протягивает к ней руки, и они вместе танцуют чудесный танец – высшая степень мастерства балета. Принц – это Владимир Васильев – лучший танцовщик Большого театра на протяжении тридцати лет.
Они танцуют с Машей, и, вдруг, их окружает заснеженный лес. Неизвестно откуда появляются белоснежные, словно летящие, балерины пушинки. Начинается Вальс снежинок. Слышится нежный хор детских голосов: сцена неземной фантастической красоты. Танец увлекает Машу и её спутника, соединяя их судьбы.

Так заканчивается первое действие. На этом или на любой картине первого действия показ балета можно остановить, чтобы дети не устали. Спросите их понравилась ли им сказка и хотели бы они завтра посмотреть ещё?

И, как знать, может быть, среди ваших детей уже есть будущий новый Чайковский, которые рождаются на земле раз в столетие, новый Марис Петипа. Которые ставят хореографию балета, в результате которой рождаются сказки в танце, подобные Щелкунчику.  Смелее давайте детям слушать музыку и слушайте сами.

В следующей части – второй я продолжу описание этого чудесного балета, чтобы он стал любимым для вас и ваших детей.  Желаю вам удачи в этом! С Рождеством вас всех!

6 января 2017 год
PS. Для более продвинутых пользователей, имеющих компьютеры и хороший монитор, ничего не нужно покупать. В поисковике найти балет Щелкунчик, и давать детям его смотреть. У кого есть телевизор SONY- плазма с большим экраном, то можно специальным кабелем соединить его с компьютером, и перед вами будет почти сцена театра. Зрелище фантастическое. Не забыть туда же перевести звук. Пультом телевизора выбираются соответствующие входы.


Рецензии