Прогулки с Фейербахом

      Прогулки с господином профессором Людвигом Андреасом Фейербахом
 
Преподавательнице философии Катерине Петровне стали снится сны о прогулках с философами-классиками. Первый раз она увидела себя аспиранткой в 18 веке на научной конференции с И. Кантом, который влюбился в гостью из будущего и сделал ей предложение. Опавшие листья, закружившиеся смерчем  вокруг Катерины и перенесшие её в 20 век, помешали ей ответить знаменитому философу согласием.
Второй сон о путешествиях во времени Катерина Петровна увидела уже будучи кандидатом философских наук. Она снова прибыла из 20 века уже в 19 век на научную конференцию в Кёнигсберг, где изобрели машину времени, дав возможность учёным различных эпох встречаться так, как если бы они общались в вечности, и за дополнительную плату совершать экскурсии в другие года и века. Катерина Петровна на этот раз не встретила своего любимого философа И. Канта среди выступающих: он состарился и тяжело заболел. Зато ей живо заинтересовался Людвиг Андреас Фейербах. Это был человек со смелым взглядом, смотрящим далеко вперед из – под изогнутых бровей; с не слишком густой, но приличной шевелюрой;  приятной, чуть волнистой бородкой, над которой холмиком возвышались  пушистые усы. Одет Фейербах был скромно, но строго, как и подобает учёному. Он активно ухаживал за юной кандидаткой и даже, несмотря на свою бедность, оплатил её поездку в 1984 год, в Клайпеду, где открылся музей часов. Кроме Катерины и Фейербаха, в тот же город  и день  направилась Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Берта Фейербах. Они хотели осмотреть музей янтаря в Клайпедском уезде. Янтарь интересовал Катерину гораздо меньше, чем часы. Выбор объекта её экскурсии был далеко не случаен. Катерина в своей диссертации сделала открытие: есть люди, которые, погружаясь в свой внутренний мир, сознательно выбирают время, соответствующее их душе, мечтам, системе ценностей и там пребывают. Это сознательно выбранное время внутренней жизни человека Катерина назвала экзистенциальным.  С тех пор её интересовало всё, что было связано со временем: часы, легенды, мифы, картины. В музее часов она увидела самые разнообразные устройства и механизмы, определяющие время: водяные часы, будильники, которые через каждый час издают то лошадиное ржание, то кошачье мяуканье, то петушиный крик, знаменитые, казалось бы, и победившие всех часы с кукушкой. Катерина разглядывала часы, а Л. Фейербах смотрел на неё.
 —А вы знаете, что изобрёл Платон? — спросил Л. Фейербах.
— Водяной будильник, чтобы будить спящих на лекциях учеников, господин профессор, — засмеялась Катя. — Я всегда рассказываю это на своих  лекциях о Платоне как интересный факт его биографии.
— А его друг Архит, выкупивший Платона из рабства, для этой же цели изобрёл погремушку, — сообщил Л. Фейербах.
—Неужели? — удивилась Катерина. — Вот, господин профессор,так изобретенья философов стали служить для развлечения маленьких детей.
— У вас есть дети? — спросил Л. Фейербах, задумчиво глядя на обручальное золотое кольцо Катерины.
—Нет, — грустно ответила Катя.—  Мой муж, кстати, тоже учёный, не хотел от меня детей так же, как не желала их В. К. Шилейко от Анны Ахматовой.
Они уже вышли из музея и шли по узкой пустынной улочке. Катерина читала стихи Анны Андреевны:
  Проплывают льдины, звеня,
Небеса безнадежно бледны.
Ах, за что ты караешь меня,
Я не знаю моей вины.
Если надо - меня убей,
Но не будь со мною суров.
От меня не хочешь детей
И не любишь моих стихов.
Все по-твоему будет: пусть!
Обету верна своему,
Отдала тебе жизнь, но грусть
я в могилу с собой возьму.  http://rupoem.ru/axmatova/proplyvayut-ldiny-zvenya.aspx
— Бедная женщина! — вздохнул Л. Фейербах. —Такая талантливая и такая несчастная! Я уверен, что человек создан для счастья, как птица для полёта.  Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью — это стремление стремлений.
— А знаете, господин профессор, И. Кант говорил, что человек создан исполнять свой долг и, если надо выбирать между счастьем и долгом, следует предпочесть второе, — задумчиво отвечала Катерина. — Особенно, если речь идёт о долге перед Богом. Об исполнении заповедей: « Не убий», « Не прелюбодействуй», « Не пожелай ничего из того, что есть у ближнего твоего» и других.
— Перед Богом? — наигранно рассмеялся Л. Фейербах. — А разве он есть?
—Конечно, есть! — воскликнула Катерина. — Бог посылает поэтам вдохновение; учёным, достойным благодати, радость научных открытий; это Бог распределяет профессии так, что на земле хватает и пекарей, и врачей, и учёных. И. Кант говорил, что чувство времени и пространства вложены в человека Богом ещё до рождения.
С неба раздался колокольный звон, напоминающий о начале вечерней молитвы.
— Вот он, господин профессор, знак с неба, в подтверждении мои слов! —воскликнула Катя.
— Это всего лишь совпадение, — нахмурился Л. Фейербах. —Вы ведь помните, что есть категории случайности и закономерности. Это случайность.  А Бога человек создал сам. «Лучшие стороны своего «Я» — своих помыслов, чувств и желаний — люди издревле переводили в божественные реальности. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственных идеалов в человечестве была всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги — дети желания, продукты фантазии» . Стремление к счастью было причиной появления христианской религии и любой другой тоже. Поверьте, дорогая, что «сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека»  А раз Бога нет, то нет и долга перед ним. Конечно, это не значит, что можно воровать, прелюбодействовать и убивать. Нормальный человек не сделает этого из уважения  себе, из простого желания счастья, аспектами которого для многих являются чистая совесть, спокойствие, благополучие, СТРЕМЛЕНИЕ НЕ ПОТЕРЯТЬ ДОСТИГНУТОЕ, ХОРОШАЯ РЕПУТАЦИЯ.  А Бога нет.
—Господин профессор! Это мне напоминает Ф. Ницше, — сказала Катерина, желая продемонстрировать свою эрудицию и сообразительность. — «Старый Бог  умер! »  На его место идёт сверхчеловек.
—То И. Канта вы вспомните, то Ф. Ницше, то ещё кого-нибудь, — с отчаянием произнёс Л. Фейербах. — А ведь рядом с Вами иду я, и я ещё не закончил свою мысль. И не зовите меня, господин профессор. Это слишком официально. Можете говорить просто Людвиг. Так моя философия станет для вас ближе.
Бога нет, следовательно, нет и долга перед ним, а есть долг человека перед самим собой. Долг — быть счастливым.
Катерина Петровна никак не могла согласиться с Л. Фейербахом, что Бога нет. Она вспомнила Рождество Христово, роскошную ёлку в доме, детскую Библию с рассказами о том,  как шли волхвы в Вифлеем поклониться Христу и несли ему в подарок золото, ладан и смирну. Вспомнила свои взрослые беды, и слёзы у алтаря, и позднее крещение, и первую неудачную исповедь, со словами священника, которые так сильно задели её гордыню и одновременно возбудил плотские чувства, что на исповеди она больше никогда не ходила; вспомнила попытки иногда посещать  церковь и просто ставить свечки за здравие живых и упокой души умерших; дивное пение, светящийся золотом иконостас, таинственный алтарь; священников в золотых ризах, кадильный дым, вкус причастия; иконы с изображением страстей Христовых, распятие, вознесение Христа и девы Марии, богородицу с младенцем на руках, икону « Неопалимая купина», апостолов и святых мучеников — весь мир, в который она пыталась войти несколько раз в своей жизни,  но всё-таки пока душою не вошла, одним только разумом понимая, что он есть, был и будет для избранных, посвящённых, вероятно, всё-таки не для всех.
 Она решила не возражать Л. Фейербаху, помня, что учил Д. Карнеги в книге « Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» не спорить без веской причины, ибо в спорах не рождается истина, а приобретаются враги. Особенно, если спор касается чего-то сакрального. К тому же, Катерина понимала, что машина времени материализовала лишь дух учёного, и её задача не просвещать умершего, а поддержать с ним беседу и не разрушить отношения во время пребывания на конференции. Она решила повернуть беседу в более лёгкую  светскую область и поговорить о счастье. 
— Счастье бывает разное, — философски произнесла Катерина. —  Для садиста счастье — принести боль. Его счастье помешает стремлению нормального человека быть счастливым.
— Я об этом не задумывался, — отвечал Л. Фейербах. —Представлял счастье как солнце, что-то яркое, тёплое, лучезарное, и оно с тобой рядом.
— Значит, вы не садист и не мазохист. О счастливых садомазохистских парах, кажется, что-то писал один наш философ 20 века. Из его размышлений можно сделать вывод, что, если вывести породу людей-садистов и соединить их со специально выведенными  мазохистами, то на новом, психологическом уровне тотально возникнет рабство, но при этом и рабы и господа будут счастливы, правда, каждый по-своему в соответствии со своим психотипом и никогда не будет ни восстаний, ни революций.
— Нет истинного счастья там, где есть несвобода, — заметил Л. Фейербах. К тому же, садизм и мазохизм — это патологии. Мир не может быть абсолютно патологичен, иначе он погибнет. Я говорю о нормальных людях и простом человеческом счастье взаимно любить, иметь семью, детей, быть свободным, всегда иметь право выбора и возможность выбрать наилучшее.
— Но счастливым быть нельзя постоянно. А Шопенгауэр говорил, что счастья нет, поскольку оно миг. Всем правит мировая воля, которая ведёт нас к очарованию, а приводит к опустошению и разочарованию. Мне близки эти мысли. Когда-то я вступила в неравный брак. Золушка покорила  принца. Всякий раз, до свадьбы, торопясь на свидание, я думала, что не выдержу этого счастья или заплачу за него страшным горем. Я написала об этом стихотворение:
В миг, когда я лечу на свиданье,
Я хочу попасть под машину,
Чтобы вниз не упасть с вершины
Счастья, жгущего, как страданье.
Плачу, губы твои целуя.
Счастье — слишком тяжелая ноша.
"Аллилуйя любви, аллилуйя",
Только лучше бы в сердце нож мне.
Убивают птицу в полете,
Так убей же меня, как птицу!
Для чего же вы все живете,
Если счастье всю жизнь не длится?!
Для чего жить, Людвиг, «если счастье всю жизнь не длится?»
— А Вы не задумывались, почему? — запальчиво произнёс Л. Фейербах. — Не потому ли, что многие в своём счастье эгоисты? Каждый хочет быть счастливым один. Надо сделать счастливым всё своё окружение. Настоящая мать счастлива, если рад её ребёнок; истинная жена счастлива, если муж доволен; человек с большой буквы счастлив, если обрело высшее благо человечество. Надо активно стремиться к счастью и стараться сделать счастливыми других.
— Если бы всё было так просто, наверное, и время не делилось бы на прошлое, настоящее и будущее, — горько улыбнулась Катерина. — Мы жили бы в земном раю.
В это время на улице, по которой шли Катерина Петровна и Фейербах, показалась похоронная процессия. За гробом шла женщина в чёрном бархатном платье, тёмном кружевном платке. По щекам её катились слёзы, губы причитали :
« Родной мой! На кого ты нас покинул? Как без тебя мы жить будем? Зачем ты умер, а я осталась на этой грешной земле! Что без тебя мне делать тут?» Видимо, она хоронила мужа, сына или любимого отца. За гробом  и рыдающей женщиной шли люди в чёрном. Их лица были мрачны. Некоторые провожающие покойника тоже плакали.
— Вот и конец вашим оптимистичным рассуждениям, —сказала Катерина, указывая на даму в трауре. — Объективная реальность не даёт человеку быть счастливым. Что стоит за ней? Бог, законы природы или общества, но факт остаётся фактом: счастье далеко не вечно. Принцу Гаутаме было достаточно трёх встреч за воротами его искусственного рая, чтобы понять, что жизнь — это страданье.
— Но он пытался избавить человечество от страданий и, став Буддой, обрёл больше, чем счастье — блаженство, — продолжал отстаивать свою мысль Л. Фейербах, — если это, конечно, не легенды человечества.
— С вами очень интересно беседовать, — сказала Катерина.( Оставаясь при своём мнении, она всё же решила польстить своему собеседнику и одновременно задеть его) — Жаль, что Вы уже не преподаёте в университете. Вас не устраивала зарплата, наскучила деятельность лектора, надоели глупые студенты, увлекла большая наука?
— Нет, всё было гораздо печальнее: «в течение трех лет, с 1829 по 1832 год, я читал лекции по логике и метафизике, а также по истории новой философии. Через год после начала моей преподавательской деятельности, в 1830 году, в Нюрнберге вышла  моя анонимная книжка под названием: "Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических эпиграмм". Это и было моим первым печатным выступлением. Я не мог не понимать, что бросаю вызов церковникам, теологам, правоверным властям. Недаром я издал книгу анонимно. Однако их негодование превзошло все ожидания. Особенное озлобление вызвали приложенные к "Мыслям" ядовитые сатирические двустишия. Книга вскоре была конфискована. Тайна анонима была раскрыта, и я был изгнан из университета и лишен права преподавания.  К тому же в 1833 году я потерял своего отца. Но я не упал духом! Лишившись преподавательской работы, я напряженно продолжал изучать историю новой философии. В результате в 1833 году вышел первый, а в 1837 и 1838 годах второй и третий том моей  "Истории новой философии"». 
— А на что же вы жили все эти годы? — с любопытством спросила Катерина.
—Мне повезло с женой, — отвечал Л. Фейербах. — Я познакомился с девушкой, Бертой Лев. Она была мне приятна, умна, не так чтобы слишком сильно, но всё-таки богата. Я предложил Берте руку и сердце, и она согласилась. В 1836 году я женился и переехал в деревню  жены Бруберг, где мы жили долго и счастливо много лет.
— Не скучно ли вам было в деревне после изысканного университетского общества? — спросила  Катерина слегка разочарованно.
—Представьте себе, нет! — с лёгкостью отвечал Л. Фейербах. — Я был счастлив, что могу заниматься уединённо интеллектуальным трудом, развивать свои идеи, превращать их в книги, мечтать о мировой славе. В лице своей жены я встретил поклонницу, почти единомышленницу, интересную собеседницу и красивую, страстную женщину одновременно.
— Всё, даже самое красивое, имеет свойство надоедать человеку. Вы никогда не изменяли своей Берте? — задала Катерина слегка провокационный вопрос.
— Изменял ли я? —  воскликнул Л. Фейербах. — Мог ли я изменить этому ангелу, который отдал мне себя без остатка, посвятил мне всю свою жизнь? Видит бог: у меня и в мыслях никогда не было того, о чём вы говорите.
От внимания Катерины, знакомой с книгой А. Пиза « Язык телодвижений», не ускользнуло, что здесь Людвиг потёрся шеей о ворот рубахи и прикоснулся к ямочке под носом. « Знак лжи или всё-таки случайные жест и движения? — подумала она. — Предположим, что не всякий человек, который прикасается к ямочке под носом и трётся шеей о ворот рубахи, лжёт». Задумчиво глядя на философа, она спросила с надеждой:
— Но, может быть, вы ссорились?
—Что вы! — не понимая смысла её вопроса, воскликнул Л. Фейербах и опять потёрся шеей о ворот рубахи и прямо-таки потёр ямочку под носом.—У неё был такой спокойный характер, что поссориться было совершенно невозможно: Берта ни на что не обижалась  и всё мне прощала.
— А кроме философии, у вас были общие увлечения? — задала вопрос Катя, подсознательно утешаясь тем, что в разговоре о Берте все глаголы произносились в прошедшем времени.
— Да, - отвечал Людвиг. — Она, как и я, любила природу и даже немножко рисовала её. Любила изображать розы, левкои, сирень, которая росла возле нашего дома и весной превращалась в неземной праздничный салют. Берта развешивала свои картины на стенах нашей спальни. Когда она стояла спиной, я тихо подкрадывался и целовал её в ушко. Там у Берты была эрогенная зона. Я гладил её по загорелой спинке и тихонько увлекал на супружеское ложе, покрытое ветками сирени.
— Берта пыталась выставлять свои картины в салонах? — отводя в сторону глаза и вдруг быстро взглянув на Фейербаха, спросила Катя.
— Аренда салонов была нам не по карману, — отвечал Фейербах. — К тому же, настоящего самоотверженного художника из неё не вышло, так как удел женщины — выбирать между служением мужу и другими увлечениями. Берта выбрала меня!
— А всё-таки, откуда у неё были деньги? — с тайным раздражением спросила Катерина.
Фейербах помолчал минуту, удивляясь дотошности собеседницы, но потом обстоятельно ответил:
— Берта «… была одной из трех совладелиц небольшой фарфоровой фабрики, управляемой ее братом и расположенной в бывшем охотничьем замке…. Доля скудного дохода, приносимого фабрикой, и скромные литературные гонорары служили средствами существования нашей семьи».
— И как ? Ваше фарфоровое дело успешно развивается до сих пор? Можно ли у вас приобрести на память чашечку для кофе или чая? — весело спросила Катерина и подмигнула Фейербаху.
Философ покраснел и произнёс:
— Увы! « В 1859 году мой зять  обанкротился, и его фарфоровая фабрика была продана на аукционе с молотка. Я лишился основного средства к существованию. В конце сентября 1860 года  я переселился в Рехенберг, неподалеку от Нюрнберга» .
— Но денег на путешествие во времени у вас всё-таки хватило, — заметила Катя, смутно чувствуя свою вину за принятые подарки.
— Это были литературные гонорары, которые я копил в течение многих лет, — сообщил Л. Фейербах, устремив свой взор на городской пруд, в котором плавали прекрасные белоснежные лебеди. — Смотрите, какие царственные птицы! Платон пред смертью видел сон, что он превратился в прекрасного лебедя, которого никто не может поймать.
— У меня есть булочка, — улыбнулась Катя. — Давайте покормим потомков Платона.
       Они остановились, и Катерина начала кормить лебедей, отщипывая от булочки маленькие кусочки. Лебеди подплывали близко к Катерине, и Л. Фейербах улыбался, глядя на то, как они берут крошки и у неё из рук.
— Волшебница! Вы понимаете людей, зверей и птиц, —шутливо сказал Л. Фейербах. — Может быть, вы предсказываете будущее?
— Отчасти, да, — улыбнулась Катерина, вспомнив, как она преподавала учение и биографию Л. Фейербаха в московском вузе двадцатого века. ( Всего из неё Катя, конечно, не помнила, так имела привычку поглядывать в тест на своём айпаде, но некоторые вещи ярко отпечатались в её памяти. — Я могу вас утешить сообщением, что вскоре вы не будете так бедствовать. «В 1862 году издатель собрания ваших сочинений Отто Виганд … будет просить просил назначить вам стипендию, и Шиллеровский фонд предоставит вам пособие, которое даст возможность вам  с женой и дочерью жить в условиях "античной республиканской бережливости и воздержанности"» .
— Вы приносите хорошие вести, — обрадовался Л. Фейербах. — Как приятно принимать гостей из будущего!
— Я счастлива, что мне удалось принести вам радость, —сказала Катерина, решив умолчать о том, что  13 сентября 1872 года Л. Фейербах умрёт, и « у его гроба не будет ни одного представителя немецких университетов» . https://www.kazedu.kz/referat/12750
 http://istina.rin.ru/ , а также о том, что под влиянием учения последователей Л. Фейербаха  К. Марса и Ф. Энгельса, В. И. Ленин разработает ряд теоретических трудов; разгул атеизма поспособствует революции в России, а после социалистического периода страна снова встанет на капиталистический путь развития и медленно будет возвращаться к религии, что многими учёными труды религиозных философов станут цениться гораздо больше, чем работы тех, кто критиковал церковь.
Ничего этого не сказала Катерина. Она кормила лебедей, а счастливый Л. Фейербах смотрел на свою спутницу и восхищался её точёной фигурой, золотыми локонами, плавными движеньями оголённых рук, белоснежной лебединой шеей. Было удивительно тихо в городском парке, и вдруг в эту тишину ворвался звук столь хорошо знакомого Л. Фейербаху голоса:
—Людвиг! Я ищу тебя с самого утра! Я думала, что со мной идёшь в музей янтаря, а ты исчез и даже не сказал, куда собираешься. Кто эта женщина?
—А это кто? — удивлённо спросила Катерина, отрываясь от кормления лебедей.
— Катерина Петровна! — краснея, произнёс Л. Фейербах. —Позвольте представить Вам мою жену Берту.
—Очень приятно. Меня зовут Катрина, — вежливо отвечала Катя, замечая про себя, что ничего приятного она не чувствует.
— Людвиг! Где твоё обручальное кольцо? Ты же всегда носил его? — с тревогой в голосе проговорила жена.
— Я оставил его дома, в ящике стола, успокаиваясь, проговорил Фейербах. — Дорогая, ты так прекрасно готовишь иногда, так замечательно ведёшь домашнее хозяйство, что я чуть-чуть поправился, и кольцо мне стало жать. Вот я и убрал его в ящик.
— Если кольцо жмёт, надо пойти к ювелиру и растянуть его, а не убирать невесть куда, — раздражённо пробурчала Берта. — Кто эта Катерина?
— Катерина Петровна — гостья из будущего. Кандидат философских наук, поэтесса, — сказал Л. Фейербах. — Она просила меня сделать небольшое путешествие во времени и показать музей часов в Клайпеде.
— Но надо же было меня предупредить хотя бы, — нервно и сердито проговорила Берта.
— Я не успел: ты исчезла гораздо раньше, — парировал Л. Фейербах. — Где ты была сама?
— Я встретила твоего бывшего студента, Карла Маркса и его друга. Они захотели совершить со мной небольшое путешествие во времени и побывать в музее янтаря. Кстати, я обещала этим поклонникам твоей философии, что устрою им личную встречу с тобой, Людвиг!
— Извините, — прервала их беседу Катерина. — Я должна вернуться в Кёнигсберг. И. Кант не смог прийти на нашу конференцию: он заболел. Я хотела бы передать ему фрукты и лекарства.
— А также передайте И. Канту моё восхищение! — произнесла Берта. — Я согласна с ним, что человек создан для того, чтобы выполнять свой долг и, в частности семейный долг! Пойдём, Людвиг! Надо приготовиться к встрече с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Они разошлись в разные стороны. Начался мелкий дождь. Лебеди забились в свои маленькие домики на воде. Городской пруд покрылся рябью, прохожие раскрыли над головами цветные зонтики. Катерина Петровна проснулась и увидела раскрытый учебник философии, со страниц которого на неё на этот раз смотрел Л. А. Фейербах, и с ужасом вспомнила,что в первый день окончания новогодних праздников ей с утра принимать  экзамен у студентов. " Ну почему? Почему мне сделали такое ужасное расписание? — подумала Катерина Петровна.— Вероятно, это карма за преступную страсть к сочинительству и за всё остальное..."Катерина Петровна встала, умылась,позавтракала,надела деловой костюм,взяла портфель с лекциями, учебниками и гаджетом и отправилась в университет преподавать немецкую философию.
                02.01-06. 2016 г.



Список литературы, использованной при подготовке данного научно-фантастического рассказа ( в почти свободной форме, после  фамилии часто стоит дата создания произведения. В файле сноски есть, а здесь их система не проставила почему-то)
   Иванова И. С (2006) Экзистенциальное время в поэзии А. Ахматовой//  РУССКАЯ РЕЧЬ М.:
Издательство Наука (Москва)
№  4 С. 25-29; . [  Электронный ресурс]  http://russkayarech.ru/files/issues/2006/4/04-ivanova.pdf ( дата обращения 05.01.2017)
  Ахматова А. А 1918. [ Электронный ресурс ] //  Русская поэзия. URL: http://rupoem.ru/axmatova/proplyvayut-ldiny-zvenya.aspx
  Короленко В. Г. 1894 [ Электронный ресурс ] //  Словари и энциклопедии на Академике URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2971/
 Комментарий :Человек рожден для счастья, как птица для полета
Ошибочно приписывается Максиму Горькому.
Из очерка «Парадокс» писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853—1921). В его очерке эти слова пишет ногой человек, безрукий от рождения.
  Фейербах Л. [ Электронный ресурс ]  //  Афоризмы великих людей  Источник: URL: http://www.wisdoms.ru/pavt/p245_1.html


Рецензии