Штрихи к портрету. Осип Мандельштам

1. Личность

Восходящее солнце Александра Пушкина знаменует начало русской классической поэзии, чёрное солнце Осипа Мандельштама - её конец.

Имея некоторую известность при жизни, Мандельштам обретает всемирную славу после смерти: на здании Сорбонны, где он слушает лекции, устанавливается мемориальная доска в честь русского поэта.

Поэзия и личность в творчестве Мандельштама неразделимы. Это обуславливает внутреннюю свободу поэта.

Поэзия Мандельштама внешне скована железными обручами жизни, внутренне – свободна!

Мандельштам зависит от жизни ровно настолько, насколько свободен от неё. Высшая ценность для Мандельштама – поэзия!

Мандельштам верит не в Бога, а в поэзию.

Мандельштам изменяет всем и вся, но только не поэзии.

Мандельштам – деспот в жизни и мудрец в поэтическом творчестве.

Деспотичный Мандельштам превращает жену в служанку. Он умертвляет в ней женщину.

Надежда Мандельштам – умная прислуга поэта-сумасброда.

Для Надежды Мандельштам каждое стихотворение мужа - «частица духовности».

Стихи Мандельштама - это поэтические откровения, содержащие мудрость.

Недовольство собой Мандельштам выражает словами: «Сам себе не мил, не ведом».

Накануне ссылки Мандельштама захватывает стремнина отчаяния.

В последние годы жизни Мандельштамом овладевает чувство фатальной безнадёжности.

2. Советская власть

Мандельштам – поэт-нарцис, бунтующий против советской власти.

Мандельштам рисует карикатуру на руководителя государства Иосифа Сталина.

«Двойное бытиё - это абсолютный факт нашей жизни», - читаем в воспоминаниях Надежды Мандельштам. Эту мысль она высказывает по поводу «Оды» Мандельштама, посвящённой Сталину. Поэт обличает тирана и в то же время прославляет его.

Мандельштам не столько борец против советской власти, сколько стихийный бунтарь.

Мандельштам откровенно асоциален. Он от страха бесстрашен!

Мандельштам – посторонний человек в советском обществе. Изначальный солипсизм поэта освобождает его от обязанности гражданина: он творит поэзию, а не живёт ради людей.

Мандельштам беспощадно обличает власть Советов. Из его уст брызжет тысячелетняя еврейская желчь!

Обвинение в продажности советских писателей, выдвигаемое Мандельштамом, вполне объяснимо: ведь почти все они - евреи!

Для Мандельштама «Век - волкодав»! В такое время, по его мнению, поэзия особенно значительна и ценна!

Мандельштам не гражданин советского государства, он - гражданин мира.

3. Поэт

Поэтический гений даётся Мандельштаму Богом!

Поэзию Мандельштама определяет формула: образ-символ-парадокс.

Поэзия Мандельштама - это музыка слов, исключительно богатая эмоциональными и смысловыми оттенками.

Проза Мандельштама – это стихи в прозе.

Проза Мандельштама – это изящная инкрустация слов.

Стихи и проза Мандельштама интимны: они предназначаются для дружеской среды. Главная их черта - субъективность, хотя они претендуют на объективное видение мира.

В стихах Мандельштама действует «силовой поток». В них совершается водоворот слов!

Стихи Мандельштама выбрасывают пучки энергии и света. Это радиоактивная поэзия.

4. Красота

Мандельштамовский акмеизм – это не что иное, как приземлённый символизм.

Мандельштам воспевает земную жизнь, ибо восхищается её красотой.

Мандельштам с детской непосредственностью повествует о прекрасной жизни.

Мандельштам разоблачает жизнь с высоты поэзии.

Символические образы Мандельштама физиологичны, ибо опираются на редкую остроту обоняния, осязания, зрения, слуха.

В предметах быта и жизни Мандельштам видит отражение собственной персоны. Он оживляет и одухотворяет физический мир.

5. Мудрость

Мандельштам – поэт с разветвлённой системой образов-символов.

Поэзия Мандельштама состоит из значимых символов. В ней присутствует «дыхание всех эпох».

Мандельштам вмещает глубокий философский смысл в лаконичные фразы.

В афористичных высказываниях Мандельштама проглядывает мудрость поэта-ясновидца.

6. Имена

Поэзия Мандельштама – это развёрнутая во времени и пространстве «гераклитовская метафора».

В поэзии Данте Мандельштам видит собственную душу.

Мандельштам – наивный провинциал, в отличие от сметливого горожанина Александра Блока.

Стихи Мандельштама имеют еврейскую подоснову. Его поэзия, как и живопись Марка Шагала, - это еврейское национальное искусство.

Мандельштам подчиняется «формообразующему инстинкту», как, скажем, Дмитрий Шостакович - в музыке.


Рецензии