Штрихи к портрету. Осип Мандельштам
Восходящее солнце Александра Пушкина знаменует начало русской классической поэзии, чёрное солнце Осипа Мандельштама - её конец.
Имея некоторую известность при жизни, Мандельштам обретает всемирную славу после смерти: на здании Сорбонны, где он слушает лекции, устанавливается мемориальная доска в честь русского поэта.
Поэзия и личность в творчестве Мандельштама неразделимы. Это обуславливает внутреннюю свободу поэта.
Поэзия Мандельштама внешне скована железными обручами жизни, внутренне – свободна!
Мандельштам зависит от жизни ровно настолько, насколько свободен от неё. Высшая ценность для Мандельштама – поэзия!
Мандельштам верит не в Бога, а в поэзию.
Мандельштам изменяет всем и вся, но только не поэзии.
Мандельштам – деспот в жизни и мудрец в поэтическом творчестве.
Деспотичный Мандельштам превращает жену в служанку. Он умертвляет в ней женщину.
Надежда Мандельштам – умная прислуга поэта-сумасброда.
Для Надежды Мандельштам каждое стихотворение мужа - «частица духовности».
Стихи Мандельштама - это поэтические откровения, содержащие мудрость.
Недовольство собой Мандельштам выражает словами: «Сам себе не мил, не ведом».
Накануне ссылки Мандельштама захватывает стремнина отчаяния.
В последние годы жизни Мандельштамом овладевает чувство фатальной безнадёжности.
2. Советская власть
Мандельштам – поэт-нарцис, бунтующий против советской власти.
Мандельштам рисует карикатуру на руководителя государства Иосифа Сталина.
«Двойное бытиё - это абсолютный факт нашей жизни», - читаем в воспоминаниях Надежды Мандельштам. Эту мысль она высказывает по поводу «Оды» Мандельштама, посвящённой Сталину. Поэт обличает тирана и в то же время прославляет его.
Мандельштам не столько борец против советской власти, сколько стихийный бунтарь.
Мандельштам откровенно асоциален. Он от страха бесстрашен!
Мандельштам – посторонний человек в советском обществе. Изначальный солипсизм поэта освобождает его от обязанности гражданина: он творит поэзию, а не живёт ради людей.
Мандельштам беспощадно обличает власть Советов. Из его уст брызжет тысячелетняя еврейская желчь!
Обвинение в продажности советских писателей, выдвигаемое Мандельштамом, вполне объяснимо: ведь почти все они - евреи!
Для Мандельштама «Век - волкодав»! В такое время, по его мнению, поэзия особенно значительна и ценна!
Мандельштам не гражданин советского государства, он - гражданин мира.
3. Поэт
Поэтический гений даётся Мандельштаму Богом!
Поэзию Мандельштама определяет формула: образ-символ-парадокс.
Поэзия Мандельштама - это музыка слов, исключительно богатая эмоциональными и смысловыми оттенками.
Проза Мандельштама – это стихи в прозе.
Проза Мандельштама – это изящная инкрустация слов.
Стихи и проза Мандельштама интимны: они предназначаются для дружеской среды. Главная их черта - субъективность, хотя они претендуют на объективное видение мира.
В стихах Мандельштама действует «силовой поток». В них совершается водоворот слов!
Стихи Мандельштама выбрасывают пучки энергии и света. Это радиоактивная поэзия.
4. Красота
Мандельштамовский акмеизм – это не что иное, как приземлённый символизм.
Мандельштам воспевает земную жизнь, ибо восхищается её красотой.
Мандельштам с детской непосредственностью повествует о прекрасной жизни.
Мандельштам разоблачает жизнь с высоты поэзии.
Символические образы Мандельштама физиологичны, ибо опираются на редкую остроту обоняния, осязания, зрения, слуха.
В предметах быта и жизни Мандельштам видит отражение собственной персоны. Он оживляет и одухотворяет физический мир.
5. Мудрость
Мандельштам – поэт с разветвлённой системой образов-символов.
Поэзия Мандельштама состоит из значимых символов. В ней присутствует «дыхание всех эпох».
Мандельштам вмещает глубокий философский смысл в лаконичные фразы.
В афористичных высказываниях Мандельштама проглядывает мудрость поэта-ясновидца.
6. Имена
Поэзия Мандельштама – это развёрнутая во времени и пространстве «гераклитовская метафора».
В поэзии Данте Мандельштам видит собственную душу.
Мандельштам – наивный провинциал, в отличие от сметливого горожанина Александра Блока.
Стихи Мандельштама имеют еврейскую подоснову. Его поэзия, как и живопись Марка Шагала, - это еврейское национальное искусство.
Мандельштам подчиняется «формообразующему инстинкту», как, скажем, Дмитрий Шостакович - в музыке.
Свидетельство о публикации №217010801124