Страница жизни

Химия – для многих непростая наука, ввергающая в ступор. Термины – как магические заклинания на мёртвом языке, способные вызвать демонов, или самые грязные ругательства. « Как ты можешь это пить? Тут даже не ГМО – этот напиток – сплошная ХИМИЯ!» После такой фразы многие пытаются прочитать состав, написанный мелким шрифтом, видят ряд компонентов под буквой «Е», и ставят бутылку брезгливо на полку, после этого не забыв вытереть ладонь. Как будто держали в руках предмет, привезённый из Чернобыля. «Покупай этот продукт, он натуральный, совсем без химии!» - пытаются обмануть доверчивых покупателей предприимчивые продавцы, пользуясь всеобщим незнанием этой науки.
А для меня химия – просто. Как минимум, на порядок проще той же истории, культурологии, правоведения…
Я химиком решил стать в далёком 2007 году. Кому-то «Верни мне мой 2007, сентябрь горит…» и другие прелести неформальной жизни, а я впервые попал в Донецкий Национальный Университет, на областную олимпиаду по химии. Если честно, у нас с реактивами в школе дела обстояли не очень. А тут – настоящая лаборатория, люди в белых халатах. Менделеев! Как оказалось в дальнейшем, дедушка с седой бородой – преподаватель кафедры органической химии, Олейник М.М. Мы синтезировали какой-то оранжевый краситель. Там же я познакомился с моим другом Димой, который так и не смог тогда отмыть руки от синтезированного вещества.
Удачно сдал экзамены в несколько мест. К слову, обычные экзамены, мы были последними детьми, которые не сдавали ЗНО! Когда пришло время выбирать, подал документы на химический факультет, не минуты не сомневаясь – и не пожалел!
Простенький бихроматный вулканчик почему-то вызывал на первом курсе неописуемый восторг. А жизнь в «четвёрке» (четвёртом общежитии) – всеобъемлющий ужас. В «копейке» (первом общежитии, где испокон веков жили химики) как раз делали ремонт, поэтому какое-то время пришлось пожить в чистилище. Работало две(!) конфорки на целый этаж, на которых предприимчивые китайцы любили готовить блюда из сельди. Первое знакомство с оперотрядом. У меня тогда же забрали пропуск в общежитие за хранение и использование электрочайника. Тот ещё смертный грех! Первая объяснительная. «Я приобрёл электрочайник маме на подарок на день рождения. Решил испытать подарок, и именно в этот момент нагрянула проверка!» Комендант долго смеялась, порекомендовала получить второе образование на филологическом факультете. Мол, с фантазией всё хорошо.
А на втором курсе познакомились с Антониной Сергеевной, замечательным преподавателем аналитической химии. В дальнейшем она стала моим научным руководителем. Замечательный человек!
На четвёртом курсе проходили педагогическую практику в техникуме. Вызвал одного юношу к доске, попросил написать формулу оксида железа. Он, недолго думая, начертал мелом: «Жз» Честно, после этого клялся, что в школу больше ни ногой. К слову, не получилось =) Но это совсем другая история.
Так вот, пять лет пролетели, не успели оглядеться. Работу с одногруппниками начали искать в середине пятого курса, и пришли в ужас. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» Отправить бы Базарова искать работу, когда требуются менеджеры по продажам со стажем работы от семидесяти лет, личным авто. Даже встречалась пара объявлений в стиле «Требуются молодые люди спортивной внешности. Высокая оплата» Понимайте, как хотите. И ни слова о химиках!
И вот он – долгожданный звонок с приглашением на собеседование. Март месяц. Холодно, в центре города лежал мягким покрывалом снег. Зимой его не допросишься, а в начале весны – всегда пожалуйста. Но на окраине, где находился завод «Украинские Аэрозоли» - небольшой «плюс», которого было достаточно, чтобы по колено вымазаться в грязи по дороге к новому месту работы. Утром ездил заводской автобус, но я, почему-то, не попал на него, поэтому пришлось идти пешком. В общем, по уши в грязи, но довольный, я добрался-таки на собеседование. Иван Андреевич, мой будущий начальник, выдал толстую книгу на английском языке об углеводородных пропеллентах.
- Переводи! О чём здесь говорится?
Английский язык перестал вселять ужас после второго или третьего совещания на английском языке. А такая традиция повторялась у нас раз в две недели, иногда реже – делать доклад не по-русски, а по-английски.
А люди в белых халатах оказались позитивными людьми =) На полную громкость «Аркона», «Cradle of filth», «Rammstein», «Ария», и это всё на спаянных собственноручно Димкой колонках, на которых лежал неизменный «админский» бубен из старых жёстких дисков и дискет.
И, конечно, испытывали разработанную продукцию. Попробовал намазаться автозагаром, а потом сразу же надел халат. В общем, вернувшись после выходных на рабочее место, обнаружил «загоревший» изнутри халат! За мухами гонялись по всей лаборатории, чтобы испытать на них «Дихлофокс». Дышали гелием, газом-носителем для хроматографа.
Каждому своё, но у меня химия ассоциируется с такими вот приятными и интересными моментами из жизни, а вовсе не с «это же сплошная ХИМИЯ, не ешь этого!» Химия, как строптивая девушка: даётся только тому, кто знает, с какой стороны подойти.
***
История о «Жз»
Первая встреча с учениками оказалась не очень приятной. Помню, как вчера: тёплый сентябрь. Нас определили на педагогическую практику в техникум. Строгая полная тётечка рассказывала студентам первого курса обо всех прелестях нарушений техники безопасности на уроках химии всякие страшилки, как в пионерском лагере, в стиле: «Однажды маленький непослушный мальчик опустил руку в серную кислоту и умер» А будущим механикам и сварщикам наука вовсе не интересна.
Потом и нам, нерешительным студентам, дали возможность проявить себя в роли «мудрых наставников». Конечно, под чутким наблюдением нашего куратора.
Кабинет, пропахший реактивами. Холодный неоновый свет. Отверстия для раковин в партах. Пробирки, наполненные разноцветными растворами для опытов. Склянки, в которых разлиты все цвета радуги. А ведь это многообразие красок когда-то и привлекло меня в «благоухающий» мир химии.
Вызвал одного юношу к доске. Я на пять лет старше его, или ещё меньше разница в возрасте. Но под неусыпным взором моей опытной наставницы он встаёт из-за парты, прячет ехидную ухмылку и неуверенным шагом направляется к доске.
- Напиши реакцию горения железа, - сказал невысокому парню. Полный ужаса и недоумения взор направлен в сторону товарищей. Одногруппники «незаметно» для меня жестами пытались объяснить, как написать загадочные для любителя «Доты» латинские символы химических элементов. К слову, все ученики почему-то считают, что стоящий у доски учитель ничего не замечает и не слышит, что творится за партами. Иногда можно им и подыграть.
- Пиши – «железо», - бросаю ему «спасательный круг»
«Железо» - появилось на доске.
- А теперь то же самое, но символами из таблицы Менделеева.
«Жз», - шах и мат моей логике. Это хуже того момента, когда на первом курсе нам рассказали, что есть способ ноль разделить на ноль. Рядом появился ещё один загадочный элемент – «Ок», он же кислород. В общем, поклялся в тот день, что НИКОГДА не пойду работать в школу.
Никогда не говори «никогда». Такая вот простая истина жизни. Всё течёт, всё меняется. С того дня прошло четыре года, и вот я снова оказался в стенах школы. За это время успел поработать в лаборатории. К слову, скучаю за теми деньками. Потом пара месяцев работы продавцом-консультантом в магазине бытовой техники. Потом менеджер по продажам – этот неуютный ад с телефонной трубкой у уха. Конечно, много есть и негативных моментов в жизни учителя. Похоже, у входа в кабинет нужно сразу ставить бутылочку с успокоительным. Но не будем зацикливаться на плохом, как советуют психологи. Но многого стоят слова учеников из моего класса: «Юрий Андреевич, мы Вас любим», улыбки на добродушных лицах. Теперь я не могу представить себе, что когда-то придётся работать где-то в другом месте.
***
О вредных привычках.
- А Вы когда-нибудь пробовали наркотики? – спросил меня ученик. Конечно же, на уроке – они нередко готовы на всё, лишь бы не писать конспект. А может, и правда они мир таким образом изучают?
- Нет, я против наркотиков. Я за здоровый образ жизни!
- А предлагали? – с той же наивной улыбкой спросил меня парень. А ведь все они – дети. До двадцати одного, как на Западе, даже не до восемнадцати лет! Только внешне выросли, на две головы за лето. Теперь приходится смотреть на них снизу вверх. Но в душе такие же мальчики, какими были в пятом классе. Только материться стали чаще и характер показывать, и вместо игрушечного мотоцикла хотят на день рождения теперь настоящий. Нередко дерутся. Целуются они теперь не с помидорами, как пять лет назад. В объявлениях можно встретить: «Крепкий мужчина 14 лет ищет спутницу жизни для серьёзных отношений», - и понимаешь, что ты уже старик, похоже, в свои двадцать шесть! И к никотину у них отношение поменялось:
- Так это же не сигарета, эта всего лишь «электронка»
Почему-то среди них бытует мнение, что электронные сигареты безопасные, как водяным паром подышать. Правы разработчики рекламы или нет покажет лишь время, сейчас этого не поймёшь. Время – главный судья и лекарь. Строгое, но справедливое, как хороший отец. Учит, но иногда остаются синяки на спине от учёбы.
И вот как им объяснить, что все мы живём в одном и том же мире, и он не сильно изменяется с течением времени? Да, приходят новые технологии. Я в школьные годы писал рефераты от руки, так как не было у меня дома компьютера, это было недешёвое удовольствие. И в библиотеку ходил, чтобы информацию получить для сообщения. Старики любят говорить: «Вот молодёжь! В наше время…» А что - в Ваше время? Точно такими же Вы были в их годы,  и не нужно завидовать чужой молодости. У них всё впереди: и жизнь, и мечты, и свершения. И ошибки, и их исправление – но для того она и молодость, чтобы ошибки совершать.
И почему-то в этом мире, как тщательно ни выбирай себе круг общения, всегда находятся те, кто хочет подговорить тебя на что-то плохое, вредное, иногда даже противозаконное. И редко встретишь случайного прохожего, который предложит невзначай: «Давай спортом займёмся. Вот прямо сейчас - пошли на стадион бегать! Или в качалку. Или, на худой конец, в бассейн» или «Пошли в книжный магазин – там вышла новая книга С. Лукьяненко!»  Такие люди встречаются редко, особенно среди незнакомых прохожих. Но если встретил – нужно за них держаться, чтобы не потерять среди потока будней.
Зато чаще встречаются те, кто хотят предложить свои вредные привычки. Может, им легче становится от того, что не одни в силки привычек попали.
Мир для всех одинаков. Он отличается лишь тем, как мы реагируем на его выходки. И как принимаем (или не принимаем) его искушения.
А наркоманов я не уважаю. И не жалко их. Можно пожалеть обделённых природой людей. Но как можно понять и принять людей, которых Бог дал обе руки и ноги, голову на плечах и всё-всё то, чего достаточно для полноценной жизни. Но они решили добровольно стать инвалидами, рабами на привязи белого порошка.
- Да Вы наверно сами матюкаетесь, когда из школы выходите. И курите! – ничего более обидного пойманные за вредной привычкой подростки придумать не смогли, чтобы защититься. Да, люди в разных обстановках иногда ведут себя абсолютно по разному. Строгий непреклонный начальник дома любящий муж и ласковый отец.
- Нет, я не курю. И вам не советую.
Нет на свете людей абсолютно положительных, без негативных черт. Но зачем надевать на себя этот поводок вредной привычки, от которой потом не откажешься? Есть ведь и другие способы получить положительные эмоции и разрядку. Можно, например, съесть шоколадку.
А ребятам улыбнулся в ответ на их неумелые попытки уколоть. Я знаю, в глубине души они добрые. Просто пытаются показаться взрослее. А взрослый мир в их глазах жестокий, несправедливый и грубый. Может, так оно и есть, но главное – быть оптимистом. По другому жить не получается.


Рецензии