Очерк по истории града Чернигова

Чернигов - один из древнейших городов Восточной Европы и славянского мира, крупнейший центр Южной Руси и современной Украины. Возникнув в эпоху раннего средневековья (конец VII в.), он на протяжении многих столетий был вторым городом Киевской Руси. В 1992 г. Чернигов отметил свое 1300-летие.

Впервые на Черниговщине человек появился более ста пятидесяти тысяч лет назад. На северо-востоке области (г. Новгород-Северский, п. Чулатов и др.) археологами обнаружены многочисленные памятники Мустьерской эпохи древнекаменного века. Интереснейшим памятником этого периода является уникальная стоянка первобытного человека позднего палеолита, обнаруженная археологами в 1908 году у села Мезин, на р. Десне, в нескольких километрах южнее города Новгород-Северского.

Здесь выявлены одни из первых в истории человечества музыкальные инструменты, выполненные из морских раковин и костей мамонтов. Здесь же были найдены меандровые изображения, расписанные красками на кувшинах и домашней посуде.

Поселение первобытного человека почти того же времени, что и Мезинская стоянка, обнаружено недалеко от г. Славутича, где ныне проживают Чернобыльские энергетики. Эта стоянка в историю вошла под названием Пустынки и находится в 1,5 км. от села Мнёв, на левом берегу Днепра.

Здесь древние жители выполняли обмен своих товаров, приезжая, как с правого берега Днепра, так и с левого, а также с верховьев Днепра и его притоков. Видимо и название села Мнёв (мена, обмен) сохранилось до наших дней.

Само поселение представляло несколько десятков деревянных жилищ, установленных в два ряда, образуя улицу-канал, по которому на лодках можно было подъехать к любому дому и отовариться. Дома, словно на курьих ножках, стояли на высоких деревянных сваях, тем самым жители могли избежать затопления от полноводных весенних паводков буйного Днепра.

А в районе поселка Навозы (бывшее Днепровское), что в нескольких километрах от г. Славутича на Днепре, археологами были обнаружены останки первобытных крокодилов:
В конце VII в. на древней земле племени "севера, север" (северян) иранского происхождения (?), на Елецких холмах, что рядом с Болдиными высотами, где ныне Вечный огонь воинам павшим в войне 1941-45гг., был заложен град Чернигов, позднее ставший столицей крупного и славного Черниговского княжества.
Но есть мнения, что Чернигов был заложен, видимо, несколько ранее. Северяне, у которых с географическим севером почти нет ничего общего, стоят среди восточнославянских племен загадочным особняком. Возможно, они сформировались в результате ассимиляции одного из племен Сарматов Антами. Античным историкам известно сарматское племя "Сираки" "Сувары", которое известно и под именами "черные аорсы", "черные асы", к тому же syava по-сарматски "черный".. Также известно, что в конце VII века какие-то "северии" упоминаются среди славянских родов, поселившихся в византийских провинциях - Скифия и Нижняя Мёзия. 

По другой версии племена Сувары, Савиры, Сабары, Субары -Sabirs — с персидского - наездники. Это горцы, кочевые тюрские племена, проживающие от Западной Сибири до Южного Урала и Западного Прикаспия, во время Великих переселений народов, в начале VI века переселились на Северный Кавказ, где стали ведущей военной силой, но в середине того же века были разгромлены Аварами и Сасанидским Ираном, в результате чего насильно были переселены в Закавказье, где современный Азербайджан и часть Дагестана.

В честь этого народа якобы назвали Сибирь Сибирью, а в Среднем Поволжье возник этноним "Чуваши",

В Татарстане рядом с волжским древним городом Болгар (Булгар), IX век, в Волжско-Камской Булгарии и до нашествия Монголо-татар, проживали Сувары-Булгары. Семантика слова Сувар очень древняя. С чувашского на русский переводится как - сыр-здоровье, ар - человек. Да, они имели и более темную кожу, нежели северные славянские племена. Эту версию подтверждает и Лев Гумилев, что чуваши — это древние Сувары-Булгары.

Но еще в письменах XVI-II вв. до н.э. в Междуречье Тигра и Ефрата, к северу от Вавилонии, находилась страна Субар (шумер.Su-bir/Subar)или Субарту. То есть, можно предположить, что еще 5000 лет назад древние предки суваро-булгар жили в Северо-Восточной Месопотамии, в стране Субарту. Ныне это земли Южной Турции, Западной Сирии, Ливана и Израиля.

А древнегреческий учёный Клавдий Птолемей в своем 8-ми томном "Руководстве по географии", кн. 3, гл. 5,22, (II век н.э.) включил савиров в список Сарматии, которую он делил на Азиатскую и Европейскую. В числе народов Сарматии он упоминает языгов, роксолан, алан, венедов, галинд, бастарнов, карпов, тирагетов, судин, финнов, тавроскифов, аорсов, борусков и Саваров, которые живут около Риппейских (Уральских) гор. И если его карту наложить на современную, то ареал обитания Саваров (Суваров) попадает на Приволжскую возвышенность, т.е. от Казани на севере, до Саратова - Волгограда на юге, от Москвы на западе, до Магнитогорска на востоке, или вся Волга и низовья Камы. Без гор они не могли жить, и находились недалеко от будущей Волжской Булгарии еще в сотых годах начала нашей эры. Так-что, Сувары — это грозные предки современных чуваш.      
   
Может быть, и будущий Чернигов изображался на картах Клавдия Птолемея, ведь он нанес на карту координаты восьми тысяч городов. Видимо он знал об этом месте, так как на территории древнего Черниговского Кремля (Вал), в устье Стрижня в Десну были найдены серебряные монеты первой половины первого тысячелетия н.э., а именно: императоров Трояна, Адриана, Антония Пия, Марка Аврелия, а это I и II-й века н.э., Галлиена, Диоклетиана - III-IV вв. н.э.

 В местах обитания северян - в бассейне Десны и Сейма - много иранских гидронимов. Потомками северян считаются и некоторые современные жители Чернигова - "севрюки" — локальная этническая группа XV — XVII вв., по образу жизни близкая днепровским казакам. И действительно "севрюки" имеют смуглую кожу и здоровый вид лица!
    
Нельзя сбрасывать со счетов и версию, согласно которой, на месте города рос лес «Чёрный гай», от этих двух слов, якобы, и пошло название града Чернигова. Одним словом, предположений много, но ни одно из них не может однозначно сказать - почему Чернигов называется Черниговом!
    
Черниговское княжество было самым крупным по территории древнерусским княжеством, занимающим площадь равную 400 тыс. км 2 — это 14 современных Черниговских областей или площадь современной Великобритании.

Границы Черниговского княжества охватывали земли от Днепра на западе до Москвы на востоке, от Южной Белоруссии до Тамани с Тмутараканским княжеством на Черном море.

Черниговщина-Северщина была одной из самых населенных территорий среди двенадцати древнерусских княжеств. Здесь располагалось более пятисот городов и поселков, непреступных замков Средневековой Руси, где проживало почти полмиллиона человек. Черниговщина с южной и восточной стороны соседствовала с Диким Полем, где кочевали многочисленные степные народы (печенеги, половцы, тюрки).

Постоянная опасность со стороны столь агрессивных и беспокойных соседей воспитала в черниговцах воинственный дух. Они знали, как надо было биться с дикими племенами, поэтому многие древнерусские князья часто прибегали к помощи черниговцев-северян по захвату новых земель, при этом наемным черниговцам доставались не малые богатства. Так расплачивались с наемниками чужие князья.

Черниговская православная епархия, приняла христианство в 992 году, спустя четыре года после крещения Киева, и была самой многочисленной по прихожанам, а количеством христианских храмов и монастырей она не уступала Киевской епархии, где находился Патриарх Всея Руси.

По преданиям города Чернигова и польским хроникам первым князем Чернигова якобы был князь Черны, который еще до принятия христианства погиб в битве с древлянами под стенами Чернигова. По другой версии, не древляне, а хазарский каган покушался на руку княжны.

Его же дочь Черна (Царна), из-за которой, собственно, и началась битва, узнав о смерти отца, своего защитника, покончила с собою, чтобы не достаться древлянам. Там, где погиб князь Черны, был насыпан огромный курган высотою 15 и диаметром почти 40 метров. Когда зажигали костер на его вершине, то огонь было видно на 30 км. в округе. Со временем этот курган стали называть «Черная могила», т.е. могила князя Черны.

Расположен он во дворе современного административного здания по ул. Пролетарская, 4, напротив Елецкого женского монастыря. Этот курган является одним из сохранившихся курганов в бывшем Союзе со времен языческой Руси.
Его раскопками в конце ХIХ в. за собственные деньги занимался черниговский  архивист и правовед, археолог-энтузиаст Дмитрий Яковлевич Самоквасов, который пришел к выводу, что способ захоронения, структура холма совпадают с древнегреческими захоронениями. 

Князь Черны, к сожалению, это ничем не доказанная красивая легенда, не более. Иначе мы бы имели определенный источник или версию возникновения названия города Чернигова. До сих пор это историческая загадка.

Борьба за Чернигов и Северскую землю продолжалась на протяжении всей ее истории, уж очень лакомым куском была Черниговщина с ее основной рекой, красавицей Десной.

Первым летописно известным Черниговским князем был сын Владимира «Крестителя» якобы от знаменитой полоцкой княжны Рогнеды  Рогволодовны «Гориславны» (960-1000 гг.) Мстислав Владимирович Тмутараканский по прозвищу «Удалой».

Родился он где-то в 983 году от матери Адели, как нам сообщает сам Татищев Василий Никитович, и взял он эту историю из Иоакимовской летописи, а вот «Повесть временных лет» продолжает утверждать, что он рождён был «чехинею».

Но как бы там не было, все-таки отцом его был сам Великий князь Киевский «Красное солнышко», святой Владимир I «Креститель», который сам-то был незаконнорожденным сыном Святослава Игоревича «Болгароборца» и матери Малуши, дочери Любечского князя Мала.  Согласно законам того времени, побочные дети не имели права на княжеский стол. 
А вот что сообщает о Мстиславе известный «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», цитирую:
«Мстислав (хр. имя Константин) Владимирович — князь тмутараканский, по прозванию Храбрый или Удалой, сын Владимира св. от третьей супруги. В 1016 г. он боролся против хозар и помог грекам овладеть Тавридой; в 1022 г. объявил войну косогам, которая окончилась счастливым для него поединком с косожским князем Редедею.

В 1023 г. М. собрал подвластных ему косогов и хозар и пошел на Киев, во время отсутствия Ярослава; но киевляне не приняли его. У Листвена, на берегах р. Руды, произошла битва между М. и Ярославом, окончившаяся победой Мстислава. Тем не менее, М. предоставил великое княжение Ярославу, а сам ограничился вост. частью тогдашней Руси (на В от Днепра).

В 1031 г. он помогал Ярославу овладеть червенскими городами. Умер в 1036 г., а по другим — в 1034 г. По словам летописи, М. никогда не был побеждаем, был милостив к народу, любил дружину и отличался религиозностью. М. называют также первым северским князем, вследствие владения им страной по левую сторону Днепра, соответствовавшей Северской земле. Единственный сын его Евстафий умер в 1033 г.».

Дед по матери Мстислава был полоцким князем Рогволод, который, очевидно, происходил из тех мужей Рюрика, которых, по сообщению «Повести временных лет», тот «сажал» по славянским городам. Рогволод и его дочь Рогнеда скорее всего были варяжского (скандинавского) роду-племени.


Кроме родных братьев у Мстислава имелось еще 9 сводных братьев, ведь Владимир до своего крещения обладал 8 женами и бесчисленным «штатом» наложниц в гареме. Говорят, было у него их более 1000!

Большинство восточнославянских племен до принятия христианства предпочитали многоженство, и обширный гарем подчеркивал социальный статус, величие и богатство князя. Хотя Рогнеда предназначалась другому, Владимир взял ее силой, убив при этом ее братьев и отца. Ну и времена, ну и нравы!..


Прекрасен был князь Мстислав «Удалой»! О его великодушии говорит и тот пример, что после гибели касожского (ныне адыги, абхазцы) князя Редеди Мстислав приблизил к себе его семью, даже женил свою дочь на сыне Редеди. Поступил он весьма мудро, не то, что сделала его прабабка княгиня Ольга с «вероломными» древлянами… 

И вообще о Мстиславе Черниговском мало исторических сведений, хотя летописцы о нем отзываются как о достойном продолжателе ратной славы Киевского князя Святослава, деда Мстислава, отца Владимира Крестителя.

Этих слов вы не найдете о его брате Ярославе Мудром, который своим норовом и амбициями развязал первую гражданскую войну в Киевской Руси, отказавшись платить своему отцу Владимиру Крестителю налоги от правления в Великом Новгороде.

В год 1024 Мстислав закладывает Спасо-Преображенский собор, как кафедральный собор столицы Левобережной Руси - города Чернигова. Ныне этот Спасский собор является самым древним православным храмом, как на Украине, так и в России. Древнее только Константинопольская София, которая ныне находится в турецком Стамбуле. Киевская София моложе Черниговского Спаса на 12 лет, а Новгородская София - на два десятилетия.

Спасский собор Чернигова, который ныне расположен на древнем княжеском дворе (Вал), по сей день вызывает восхищение. Здесь прослеживается архитектурный стиль Византии и Индии в начальной Руси. Его две башни, к сожалению, принявшие столь странный для православия католический остроконечный вид после сильного пожара в конце ХVIII века, выполняли роль часов, но не кварцевых, а солнечных.

Вы когда-нибудь задумывались о том, каким образом наши древние предки определяли время суток, время богослужения в соборе? А вот черниговские священники могли с точностью до пяти минут определять время начала богослужения. Оконные ниши, на левой башне-колокольне Спасского собора, непосредственно являлись часами. Они расположены таким образом, что солнечный свет большие ниши заполняет ровно за один час, а которые поменьше - за 30 минут, за 15 и 5 минут.

Действительно, таким образом звонарь определял, когда надо бить в колокол время утренней службы, обедни и вечери. Но вот как они определяли это время в пасмурные дни, особенно зимою? Но все равно, это открытие сделал черниговский художник Петраш Георгий Йосифович, венгр, бывший политзаключённый.

После освобождения Петраш каждый день три с половиной десятилетия уже почти ослепший продолжал изучать литературу в библиотеках и архивах музеев. Утром и вечером в солнечные дни он ходил вокруг древних храмов, поднося к самому носу часы, и упрашивал бывших поблизости случайных прохожих рассказать, как именно в этот момент храм освещен солнцем.

Он что-то промерял, щелкал фотоаппаратом, настроенным очередным сердобольным прохожим, и, держа листки блокнота прямо перед глазами, что-то лихорадочно подсчитывал, радостно вскрикивая и спешил поделиться выясненным со всеми. Его помнит множество благодарных слушателей...
 
Но недолго Чернигов был столицей Левобережной Украины. Загадочная смерть сначала взрослого сына Мстислава Евстафия, а затем таинственная гибель от расстройства живота после охоты (сгорел за три дня) в 1036 году и самого Мстислава, позволили Ярославу Мудрому захватить все земли Великой Руси в свои руки.

Только через 18 лет, в 1054 году, в год великого раскола (схизмы) в христианской церкви, в Чернигове был посажен первый официальный князь Святослав Ярославич, старший сын Ярослава Мудрого. Правил он в Чернигове почти 20 лет. За это время город стал прекрасно укрепленной крепостью. Был построен Елецкий монастырь с величественным Успенским собором.

В 1069 году в Болдиных горах великий черниговец, уроженец Любеча, первый русский монах, отец русского монашества, основатель Киево-Печерской лавры, Антоний Печерский (в миру Антипа) закладывает Черниговские Антониевые пещеры, тайны и загадки которых и сегодня продолжают волновать многих ученых.

Перед входом в эти пещеры, имеющие протяженность более четырехсот метров под землей, на глубине до 12 метров, где круглый год постоянная температура 10 - 12 о С и почти 100 % влажность воздуха, при Святославе была построена одностолповая Ильинская церковь, не имеющая по времени и архитектуре мировых аналогов.

Пещеры и церковь, в несколько перестроенном виде, сохранились до наших времен и действуют. Вход платный: для взрослых 15 гривен, для школьников - 5 гривен. В самой пещере расположено несколько церквей, но ни одной иконы - их ставят только в 12 Великих православных праздников. От постоянной высокой влажности дерево и металл быстро приходят в негодность.

Есть внутри её загадочный 24-метровый таинственный коридор, где частенько появляются приведения. Много раз я был в этих пещерах, но так и не видел ИХ....

Но что интересно, это место явлений в пещере строго совпадает с местом повышенной магнитной активности. В начале 1980-х гг. группа ученых из Днепропетровска, Ленинграда и Киева решила исследовать этот феномен и в результате пришли к выводу, что на глубине 120-130 м. залегает крупный металлический предмет, который мощным магнитным лучом излучает свою энергию высоко вверх. Считают, что это тело космического происхождения... 

В Киеве на Старокиевской горе, где остатки фундамента Десятинной церкви, есть не менее загадочное место, куда часто съезжаются экстрасенсы со всего мира и сказали!). Я разговаривал с ними и мне они сообщили, что в центре фундамента церкви имеется место, где они успешно подпитываются (прямо так и сказали!) мощным пучком энергии, идущей из недр горы...
 
Вот уже более тридцати лет служащие и сотни посетителей Черниговских пещер наблюдают загадочные явления, происходящие в недрах пещер, на глубине почти 12 метров, рядом с подземной церковью Николы Святоши.

И ещё не менее загадочным является исчезновение 17-го номера «Черниговских губернских ведомостей» за 1853 год с подробнейшим описанием Антониевых пещер. Исчезла она в одночасье из подшивок всех библиотек бывшего СССР...

Ежегодно, 18 февраля русская православная церковь празднует день памяти Елецкой Черниговской иконы Божией Матери. Весьма интересна история этой удивительной и первой в русском Православии чудотворной иконы.

Во времена правления Святослава Ярославича в Чернигове было чудесное явление иконы Божией Матери на одной из елей Елецкой горы. И произошло это в 1060 году. Князь увидел в этом великое знамение и повелел на этом месте закладывать Успенскую церковь.

Но приключения чудесной Елецкой иконы только начинались. В истории русской церкви явление этой иконы было первым подобным чудом, поэтому и была названа – «Неувядаемый цвет» Елецкой Божьей Матери Успенского монастыря города Чернигова и являющейся великим достоянием и святыней не только Черниговской епархии и всей Черниговщины, но и всей мировой православной христианской церкви в целом.

Первая Елецкая икона, якобы, исчезла в дни татарского погрома в Чернигове осенью 1239 года. Хотя есть предание о том, что успели ее замуровать в каменную стену Успенского собора. Затем она была изъята из стены и опять выставлена на своем месте в Успенском соборе.

В 1579 году святую икону взял в свой дом прямой потомок Черниговского князя Святослава Ярославича (рода Ольговичей) князь Барятинский. Но в 1687 году окольничий (второй высший боярский чин), князь Даниил Барятинский, будучи командиром Новгородских полков, взял святыню с собою в Крымский поход.

Возвращаясь домой после тяжелых боев, князь Даниил смертельно заболел и, находясь недалеко от современного Харькова, передает икону Харьковскому Успенскому собору. В советское время икона бесследно исчезает.

Но наш Чернигов не остался без своей святыни. Еще в 1676 году братья Матвей и Никита Козелы привезли в Чернигов на Богоявленскую ярмарку образ святой Елецкой Богоматери. По какой цене сговорились не известно, но черниговец Константин Мезопета покупает у братьев эту икону и 11 января 1676 года дарит ее Елецкому монастырю.

В 1930 году, по распоряжению советской власти, эта икона была передана в Государственный Черниговский исторический музей им. В.В.Тарновского (из коллекции которого в основном и был создан этот музей), где и находилась до 1941 года.

В 1941 году во время бомбежек Чернигова, пожары не миновали и музей, где на пепелище брошенных исторических ценностей, неизвестная женщина подобрала чудом уцелевшую деревянную икону и передала ее в Троицкий Ильинский монастырь Чернигова. Игуменья монастыря хотела снять копию иконы и передать ее в музей, но музей потребовал оригинал.

Таким образом, после войны икона опять была взята в Черниговский исторический музей. В музее я неоднократно видел, как к этой иконе приходили верующие христиане и, падая ниц перед святыней, молились перед нею, не обращая внимания на удивленные взоры посетителей.

Наконец, городские власти 1-го апреля 1999 года передают Елецкому монастырю на временное пользование Елецкую икону. Немало сил и мудрости приложили в получении своей святыни митрополит Черниговский и Нежинский Антоний и игуменья Елецкого Свято-Успенского женского монастыря матушка Амвросия (в миру Иваненко).

Современные искусствоведы провели экспертизу иконы и установили, что она действительно относится к 90-м годам ХVII в., т.е. это есть та икона, которая была подарена Елецкому монастырю черниговцем Мезопетой. Слава тебе Мезопета!

Икона написана темперными и масляными красками на двух широких досках, скрепленных двумя деревянными шпонками. Общая длина иконы 135 см., ширина 76 см., толщина досок 3 см.

Интересна и композиция иконы, имеющая как богословский смысл, так и иконографию самой истории появления святыни в далеком 1060 году.
На Болдиных горах находятся два уникальных языческих кургана – «Безымянный» и «Гульбище», где были выявлены останки воина-гиганта, который имел почти полутора метровый стальной меч, весом более десяти килограммов. Но им еще и работать в бою надо было. Так какой же силищей обладал его хозяин?

А недалеко от этих курганов вы можете увидеть множество больших и маленьких курганов, их более двухсот. Это курганы, под которыми еще в языческие времена были погребены черниговцы.

Около двадцати лет в Чернигове правил великий князь Владимир Мономах, сын Всеволода, внук Ярослава Мудрого, пока его не призвали к себе киевляне в 1113 году, чтобы усмирить восстание горожан против евреев-ростовщиков.

Именно Черниговский князь Владимир Мономах был инициатором первого съезда русских шести князей в городе Любече в 1097 году. Здесь было принято, что междоусобицам наступил конец, каждый держит вотчину свою, здесь все присягнули сообща идти против поганых половцев.

Похоронен был Мономах не в Киеве, а в любим Чернигове, в Спасском соборе.
Черниговский князь Давид в 1120-х годах закладывает на языческом капище православный Борисоглебский собор, что на Валу, рядом со Спасским собором. В Борисоглебском храме похоронен первый украинский просветитель и создатель украинского книгопечатания, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович (захоронение сохранилось).

Так же в годы правления Давида был заложен монастырский комплекс и церковь Параскевы Пятницы (ныне на территории монастыря располагается Черниговский украинский драматический театр, а площадь перед ним называется Красной площадью города).

Во время войны фашисты разбомбили церковь Пятницы, этот памятник Черниговской архитектуры. Только усилиями архитектора Петра Дмитриевича Барановского, который в свое время спас от уничтожения большевиками собор Василия Блаженного в Москве, после войны была восстановлена Пятницкая церковь, ровесница «Слова о полку Игореве».

А герой этого удивительного произведения князь Игорь одно время даже был Черниговским князем, где он просидел как мышь тихо после неудачи с половцами в 1185 г., тогда он еще был Новгород-Северским князем.

Осенью 1239 года Чернигов пал под ударом татарских полчищ. На протяжении почти трех веков о Чернигове летописи молчали, пока Черниговщина не попала под власть федерации Королевства Польского и Великого княжества Литовского.

 В 1503 году большая часть Черниговщины вошла в состав Московской Руси. Литовцы и польская шляхта покинули Чернигов. Но хрен оказался не слаще редьки.

Летом 1606 года из Черниговского Путивля, где некогда плакала Ярославна по своему князю Игорю, огромная армия восставших казаков, черниговцев, под руководством Ивана Болотникова, устремилась в Москву. Восстание было подавлено, но в Московии задумались о свободолюбивом черниговском народе.

Вскоре Москва отдала Черниговщину (1618г.) опять полякам, мол, от греха подальше. Вот тут уж шляхта вспомнила всё украинскому народу, пока не пришел Богдан Хмельницкий. Среди ближайших сподвижников Богдана был первый Черниговский полковник Мартын Небаба со своим Черниговским полком лихих казаков.

В 1696 году именно черниговский казачий полк под командованием наказного гетмана Якова Лизогуба ворвался в турецкую крепость Азов. Петр Первый от восторга перед героизмом черниговцев наградил их всех и особо Якова Лизогуба. По возвращении домой в Чернигов Яков Лизогуб на средства, собранные участниками Азовского похода строит Екатерининскую церковь в Чернигове в стиле украинского барокко.

Не менее известен и участник Полтавской битвы, полковник черниговского полка Павел Полуботок, на смелость и умение воевать которого так рассчитывал Петр Первый и черниговцы не подвели царя.

В 1679 г. на Болдиных горах был заложен архиепископом Черниговским Леонтием Барановичем Троицкий собор по проекту немца из Вильно (ныне г. Вильнюс, столица Литвы) Иоанна Баптиста. А в 1775 г. была построена великолепная 58-метровая колокольня по проекту Растрелли, автора Зимнего дворца в Петербурге.

В 1700 г. в Чернигове был построен Коллегиум, где наукам обучались дети богатых черниговцев. Готовили их к государственной службе. Позже будет открыт (1811г.) подобный Царскосельский лицей под Петербургом.

При императрице Елизавете Петровне граф Потемкин неоднократно посещал Черниговщину. Именно на Черниговщине в селе Лемеши, Козелецкого района, что в 57 км. от Чернигова, в местной церкви он услышал пение прекрасного юноши Алексея Розума, сына казака Григория Розума и Разумихи, который днем пас коз, а вечером подрабатывал на клиросе. Юноша немедленно был доставлен в Петербург пред ясны очи императрицы.

Так началась молниеносная карьера до фельдмаршальского жезла фаворита Елизаветы Петровны черниговца, графа Алексея Григорьевича Разумовского и его брата Кирилла, который будет Президентом Петербургской Академии наук, покровителем Ломоносова, последним гетманом Левобережной Украины.

Черниговцы были активными участниками Декабрьского восстания 1825г., но не на севере, а на юге империи. Восстание Черниговского полка, организованное подполковником Сергеем Ивановичем Муравьёвым-Апостолом и Михаилом Павловичем Бестужевым-Рюминым, которое началось 29 декабря 1825г. в селе Трилесы.

Затем более тысячи солдат и офицеров захватили город Васильков Черниговской губернии. Но под Белой Церковью были разбиты правительственными войсками 3-го января 1826г. В июле 1826г. руководители Черниговского восстания были казнены в Петропавловской крепости Петербурга.

В селе Вороньки, что недалеко от г. Бобровицы на Черниговщине, последние годы после амнистии 1856 года, прожили, а затем здесь же были погребены декабрист Сергей Григорьевич Волконский и его удивительная жена Мария Николаевна Волконская, дочь генерала, героя 1812 года Николая Николаевича Раевского.

Именно 20-летняя Мария Волконская стала героиней Некрасовской поэмы «Русские женщины», именно Мария Волконская, бросив теплый дом, дворянское звание, малолетнего сына Николая, поехала на каторгу в Сибирь за мужем, Сергеем Волконским, где провела с ним самые тяжкие для него годы в рудниках, а это 30 лет на чужбине, в полуголодном краю. Славные были времена и люди!..

Троицкий Ильинский мужской монастырь: в правом нефе Троицкого собора выставлена рака Черниговского архиепископа, святого чудотворца Феодосия Углицкого и Черниговского, небесного покровителя Чернигова. Около его святых останков многие тысячи больных людей были исцелены и тому есть масса свидетельских показаний. По сей день на территории Елецкого монастыря сохранился деревянный домик, которому более трехсот лет и где жил великий Феодосий.

В феврале 1921г. черниговцы были свидетелями отвратительных кощунств, совершаемых властью. В памятный день смерти святителя Феодосия 5\18 февраля 1921г. было проведено освидетельствование его мощей, невзирая на сопротивление народа и просьбы епископа Пахомия (Кедрова) не совершать кощунственных действий. В результате было открыто, что мощи святого хорошо сохранились. Врачи не смогли дать однозначное и выгодное для власти заключение. Несмотря на протесты верующих и священства, мощи святого Феодосия оставили необлаченными и поместили как экспонат в этнографический музей Чернигова. Потом перевезли их в Москву, а затем в Ленинград в Казанский собор, где тогда располагался Музей истории религии и атеизма. В 1946 году состоялось возвращение мощей в Чернигов, а перед этим несколько месяцев они хранились в раке в Николо-Богоявленском морском соборе Ленинграда, где осталась и по сей день рака с частицей Его мощей (палец Его руки).

На современной территории Троицкого монастыря расположено одно из немногих на Украине духовных училищ по подготовке церковных регентов - руководителей церковных хоров. Здесь же размещается Управление Черниговской епархии, которую возглавляет архиепископ Черниговский и Нежинский Антоний. В настоящее время, к сожалению, украинская православная церковь переживает очередной раскол.

Так же на территории Троицкого монастыря ныне размещается часовня Щербины Григория Степановича, уроженца Черниговщины (1868 – 1903), российского дипломата, знавшего 16 языков, в Москве закончившего Лазаревский институт восточных языков. Работал он в Турции, Египте, Албании, а в 1902 году был назначен консулом в Митровицу (Сербия), где и был убит в 1903 году албанским фанатиком. Щербина Г.С. был членом Российского географического общества, докторскую диссертацию защищал на турецком языке.

У Троицкого собора установлен бюст погребенного здесь Глебова Леонида Ивановича. В украинской литературе он считается как наиболее талантливый баснописец (по-украински - байкар).

Также рядом с Троицким собором погребена генерал-майорша, княгиня Софья Ивановна Прозоровская, урожденная Скоропадская, родившаяся в 1767г. и скончавшаяся в 1833г. Она была родственницей жены генералиссимуса А.В. Суворова Варвары Ивановны Прозоровской. Софья Ивановна происходила из древнего дворянского рода Скоропадских. Ее дед Иван Ильич был гетманом Левобережной Украины, участником Северной войны. 

В 1820 году потомок гетмана Скоропадского, Иван Михайлович Скоропадский, покупает село Тростянец Ичнянского района Черниговщины, где создает огромный регулярный парк не хуже Петергофского под Петербургом. К нему приезжали ученые, любители природы почти со всего света и привозили с собою новые саженцы для столь удивительного парка, который раскинулся на площади более двухсот гектаров. Здесь же расположен семейный склеп Скоропадских.

А последний из рода Скоропадских, генерал-адъютант российского царя, Павел Петрович Скоропадский в 1918 году был объявлен гетманом Украины. Но он так и не стал «щирым украинцем», он не справился с обязанностями гетмана, - Украина не стала самостоятельной и независимой страной вплоть до 1991 года.
На Болдиных горах, на отвесном склоне похоронен Маркович Афанасий Васильевич - фолькролист и этнограф, который был женат на не менее знаменитой писательнице М.О. Вилинской (Марко Вовчек).

Собирает народные песни, присказки. Написал музыку к пьесе Котляревского «Наталка Полтавка».

Там же на Болдиной горе, над Ильинской церковью, похоронена чета Коцюбинских - Михаил и его жена Вера Устиновна Дейша. Михаил Коцюбинский - выдающийся украинский писатель, общественный деятель, основоположник современной украинской литературы.

Несколько слов хочу рассказать о Любече, замечательном городе, впервые упомянутом Нестором в «Повести временных лет» под 882 годом, что на 25 лет раньше, чем Чернигов.

Долгие годы Любечем владел граф Андрей Милорадович, отец Михаила Милорадовича, генерал-губернатора Петербурга, героя 1812 года, смертельно раненого Петром Каховским 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге во время декабрьского восстания. Именно в Любече родилась мать Владимира Крестителя Малуша, а ее брат былинный богатырь Добрыня стал наставником и отцом малолетнего Владимира.

По сей день в Чернигове бытует легенда, что от Чернигова и Любеча до Киева были выкопаны подземные ходы, по которым жители города в лихие времена уходили от врага. Действительно, в те далекие времена, нападающие и захватившие крепость, в основном входили в пустой город от людей и провианта. Куда же уходило мирное население этих городов?

В заключение хочу сказать, что Чернигов, являясь уникальным историческим городом, никогда не претендовал на первенство в русской истории, а тем более в новейшей истории, хотя на то есть все права.

Черниговщина стала родиной российского скульптора Мартоса Ивана Петровича, автора памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве на Красной площади, открытого летом 1818 года. Когда императору Александру Первому принесли на утверждение проект памятника, то князь Пожарский стоял, а мещанин Минин сидел. Такое положение возмутило царя, мол, где это видано, чтобы дворянин стоял пред мещанином, поменять их местами, что и было сделано Мартосом.

С 1875 года и до самой смерти на Черниговщине жил российский живописец Ге Николай Николаевич, автор известных полотен: «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина?», «Пушкин в селе Михайловском», «Голгофа».

Илья Репин неоднократно посещал Чернигов и его пригороды, где пытался найти живых прототипов своих героев картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В селе Кабаны, что в 30-ти км от Чернобыля, родился известный советский государственный и партийный деятель Каганович Лазарь Моисеевич.

Город Чернигов имеет какую-то необъяснимую ауру, ибо события 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в первые дни не коснулись его. Действительно, если посмотреть на карту радиоактивных осадков первых пяти дней после 26 апреля 1986 года, то можно увидеть, что зараженность Чернигова минимальна по сравнению с другими областями, особенно Киевской.


Более подробно по истории Черниговщины, вы можете прочитать в книге: Груздев В.Б. "История Черниговщины. С древнейших времен и до середины XIII века". - Чернигов. Издатель Лозовой В.М., 2015. 352 с.+16 ил.


 


Рецензии
Позволю себе некоторые уточнения по ранней истории Чернигова.
"Подобный меандровый узор через многие тысячелетия появится у древних греков и римлян."
Ну и что? Меандровый узор характерен для искусства людей каменного века. Исследователи доказывают, что ромбы, ромбический меандр и серии параллельно идущих зигзаговых линий являются сознательным воспроизведением первобытным художником естественного облика мамонтовой кости, её природного «коврового узора». Различный угол среза бивня мамонтов давал разные варианты ромбического «орнамента» на самой кости. Поэтому не только древние греки покрывали подобным узором свои изделия, но и задолго до них, скажем, американские индейцы или монголы или арии-индийцы. Кроме того, специалисты пришли к выводу, что охотники-кроманьонцы не просто «придумывали» или воспроизводили некий геометрический узор, а с помощью насечек, рисок, точек, геометрических фигур, выглядевших как некий орнамент, изображали лунные календари, служившие для подсчетов и ориентации во времени.

В конце VII в. на древней земле племени «севера, север» (северян) иранского происхождения, на Елецких холмах, что рядом с Болдиными высотами, где ныне Вечный огонь воинам павшим в войне 1941-45гг., был заложен град Чернигов, позднее ставший столицей целого княжества.
Чернигов был «заложен», видимо, несколько ранее. Северяне, у которых с географическим севером почти нет ничего общего, стоят среди восточнославянских племен особняком. Возможно, они сформировались в результате ассимиляции одного из племен сарматов антами. Античным историкам известно сарматское племя сираки (по другой версии, савиры), т.е. «черные», и их главный город – «Сирим» (может быть, будущий Чернигов) изображается на картах Клавдия Птолемея. К тому же syava по-сарматски "черный". В местах обитания северян - в бассейне Десны и Сейма - много иранских гидронимов. Сираки известны и под именем саварсы – т.е. черные аорсы, черные асы. Примечательно, что в конце 7 века какие-то "северии" упоминаются среди славянских родов, поселившихся в византийских провинциях Скифия и Нижняя Мёзия. Потомками северян считаются севрюки — локальная этническая группа XV — XVII вв., по образу жизни близкая днепровским казакам. Нельзя сбрасывать со счетов и версию, согласно которой, на месте города рос лес «Черный гай» - от соединения этих двух слов, якобы, и есть-пошел Чернигов.

"Его же дочь Черна (Царна), из-за которой, собственно и началась битва, узнав о смерти отца, своего защитника, покончила с собою, чтобы не достаться древлянам. Там, где погиб князь Черны, был насыпан огромный курган высотою 15 и диаметром почти 40 метров. Когда зажигали костер на его вершине, то огонь было видно на 30 км. в округе. Со временем этот курган стали называть «Черная могила», т.е. могила князя Черны."
По другой версии, не древляне, а хазарский каган покушался на руку княжны. Что касается Черной могилы, то византийские монеты 10 в., найденные в ней, свидетельствуют против легенды об основании города в 7 веке.

"способ захоронения, структура холма полностью совпадает с греческими захоронениями времен Троянской войны, овеянные славой Ахиллеса… Так же нам известно, что греческий поэт Алкей (VII — начало VI в. до н. э.) именует Ахиллеса «владыкой земли скифской» !!!
Во-первых, Самоквасов никак не объясняет, почему в «ахейском» захоронении лежат доспехи и оружие (два меча и сабля) плюс монеты отнюдь не троянских времен, а эпохи на двадцать веков более поздней; во-вторых, Алкей, говоря об Ахилле, владыке «скифской земли», по мнению античных комментаторов, имел в виду либо остров Левка в устье Дуная, где по одной из версий легенды троянского цикла поселился после смерти Ахилл; либо островок в устье Днепра, «за Таврикой», под названием «Бег Ахилла», где тот, согласно мифу, гонялся за Ифигенией, либо, наконец, тот же островок, но принадлежавший какому-то вождю племени тавров, почему-то носившему то же имя, что и знаменитый герой «Илиады»

Алексей Аксельрод   09.01.2017 17:52     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо Вам за критические замечания, мне есть ещё над чем работать. Чернигов увлекал и увлекает меня тем, что более 10 лет, работая на Чернобыльской АЭС после аварии, я с семьёй прожил в городе Славутиче, что в 40 км от Чернигова, который никого и никогда не оставит равнодушным,и севрюки есть знакомые, переписываемся с ними, даже события последних лет не сказались на наших отношениях.
Алексей, ещё раз спасибо за прочтение и понимание!!!
Удачи Вам и жду ещё Ваших писем.
Вячеслав Груздев

Груздев Вячеслав   16.01.2017 19:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.