Гениальность на примере Есенина

«Брат по песенной беде, я завидую тебе…» или «…не расстреливал несчастных по темницам», или его надменный и тупой Чекистов-Троцкий… Не получилось, не получилось счастья-то на крови построить. Или «Стыдно мне, что я в Бога не верил, горько мне, что не верю теперь», или «…и молиться не учи меня, не надо, к старому возврата больше нет».
Есенин не шел на попятный перед прихотью истории. Есенин не раскаивался? Во всяком случае, Есенин не фарисействовал. Его общение с читателями, опосредованное творчеством, всегда подкупающе доверительное, интимно лиричное. Роковые настроения последних лет жизни поэта не изменили музыки его стиха, свободы и ясности образов его произведений, но придали им особую трагичную задушевность. Его лира – это обнаженный нерв жизнелюбия, незамедлительно реагирующий и запечатлевающий как красоту происходящего, так и несправедливость, и уродливые извращения в обществе и в душах людей. Прощание, прощение, боль, местами разочарование в жизни, любви, навязчивое, не покидающее предчувствие скорой кончины, ощущение безысходности – основные составляющие элементы тематики последних лет его литературной деятельности. Но именно «фатальность мысли», если так можно выразиться, придала его произведениям особый колорит, особую притягательность. Это крик израненной души, многократно усиленный гением литератора, в свою очередь, резонирующий в сердцах, умах и душах читателей, надолго врезающийся в память, заставляющий задумываться о суровой действительности, о смысле жизни.
Ясно говорить о неясном, смутном и опасном, в конце концов, стоило Есенину жизни.
Сидя в теплом кабинете легко писать: Есенин сдался, Есенина покинула вера в будущее, спорным кажется факт веры его в высшие силы.
«Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина – под дуло пистолета,
Достоевского – на эшафот».
Прав был Максимилиан Волошин, писавший эти строки. А вообще гения искусства или науки отличает повышенная восприимчивость к происходящему, энергичность, одержимость деятельностью, что ведет к быстрому истощению жизненных ресурсов, эмоциональному и интеллектуальному выгоранию, являющимся иногда причиной рокового исхода.
Эти люди не берегут себя, не имеют чувство меры, прибегают к дополнительным стимуляторам активности, часто впадая в зависимость от них. Они выбиваются из привычных жизненных ритмов.
Они своеобразны, не такие как все. Они зачастую эмоционально неуравновешенны, противоречивы в мыслях и поступках, неуживчивы с другими людьми. Иногда кажутся психологически незрелыми, даже инфантильными. Они испытывают и заставляют испытывать по отношению к себе только яркие, сильные чувства. Попытка приручить гения, подстроить под себя обречена на провал.
Гений – это всегда особое, ни с чем несравнимое видение жизни, отражение существенных признаков и взаимосвязей происходящего в творчестве. Гений – это анализ произошедшего и происходящего и верный взгляд в будущее. Гений – это лакмусовая бумажка истории, общественных настроений. Ее цвет – это всегда сигнал, предупреждение, предостережение. Тому доказательство, к примеру, творчество русских классиков и классиков-фантастов. Есенин также не остался в стороне.
Однако, все позитивное, что делается в жизни, делается ради жизни и любви.
Любовь – мотив жизни. Жизнь – цель любви.
«Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить…»


Рецензии