Моршанские рассказы

С.Шило Моршанские рассказы

Храню и помню

Память людей хранит многое и в первую очередь память о самом дорогом Человеке давшем возможность жить - Маме . Не даром это слово ассоциируется с не менее дорогим словом Родина – Мать. Это святое слово всегда хранит любящее и помняшее сердце . Что только не пришлось пережить нашим бабушкам, матерям в годы коллективизации, войн и голодных послевоенных лет -достойно подвига. Им приходилось много и трудно работать, поднимая страну из руин. Восстанавливать заводы и фабрики и воспитывать нас – детей.
В каждой семье бережно хранят немногие уцелевшие а может быть и единственные старые фотографии родственников …..
Есть такие фотографии и в нашей семье. Их несколько, но они очень дороги мне, и поэтому я хочу рассказать историю своей семьи.
Мои будущие родители, отец и мама встретились на острове Сахалин.
Отец - Степан Сергеевич Шило 1926 года рождения по достижении призывного возраста в 1944 году был призван на срочную службу из Николаевской области и по распределению попал в действующую армию на Дальний Восток. Здесь стояли многочисленные наши войска, в полной боевой готовности сдерживая от нападения на СССР японскую Квантунскую армию. Местом службы ему был определен остров Сахалин. Здесь отец прослужил более семи лет. Япония - союзница гитлеровской Германии давно уже была разгромлена, война была закончена , а со службы не отпускали – некем было заменить.
Мама – Чернышова Антониной Васильевна приехала на остров по вербовке, на работу в леспромхоз. Родилась она в Нижегородской области , Шатковского района в деревне Арх-Кобылино (ныне Архангельское).В Арх-Кобылине жили ее дед и бабушка Соболевы у которых было 5 детей! Из которых известны трое , Соболева Леля, Наталья и Петр.
Наталья Чернышова  ,мать моей мамы примерно 1900 года рождения . С замужеством ей не везло ,она дважды выходила замуж и в итоге осталась одна .Первый муж был вдовец с детьми Чернышов Василий. От этого брака  родилась моя мать Чернышова (Шило)Антонина Васильевна  1926  г рождения. Теперь уже не известно почему их брак расстроился но Наталья вышла за второго мужа Коршунова Павла и в 1936 году родила сводного брата матери Коршунова Александра Павловича. Новый муж Натальи как-то поехал в Шатки продавать картофель,  после хорошей выручки  погулял  в питейном заведении так ,что его нашли зарезанным! Осталась Наталья  вдовой с двумя детьми , старшей Антониной и маленьким Александром. Работала она в колхозе  дояркой. Началась война . В зиму возвращалась она с вечерней дойки, был сильный буран и мороз и простудилась и в скорости умерла от воспаления легких. К тому времени дедушки с бабушкой  уже не было в живых . Про Дедушку Соболева  из рассказов мамы вспоминается единственное ,что он был сторожем в церкви.Тетка  Леля вышла замуж и уехала в Тбилиси а о Петре ничего не известно.
Таким образом, мама моя осталась  сиротой с малолетним  сводным братом на руках .    Детство ее было очень трудное, с 15 лет после смерти своей матери – колхозной доярки Натальи Чернышовой- Коршуновой нужно было  как- то жить и работать растить младшего брата, а худенькую 15-летнюю девчонку никуда не брали. Помогло несчастье и соседи. Как-то ночью в Арх-Кобылино  начался пожар, оказалось, что сгорел сельсовет со всеми документами. Тут то и помогли добрые люди присоветовали приписать в новые метрики года три, не погибать же с голоду. Так и вышло. И 15 летняя  худенькая девчонка стала 18 летней. Теперь можно было работать и получать трудовой паек. Мама устроилась на районную авиабазу и на аэродроме вместе с другими женщинами подносила и подвешивала к самолетам авиабомбы. Работа трудная , некоторые авиабомбы весили по 500 килограммов.
Заканчивалась война, нужно было восстанавливать страну, а для этого требовалось огромное количество стройматериалов и в первую очередь строительного леса. По деревням и селам заездили вербовщики, сулящие большие заработки и хорошее питание. Мама с братишкой жили впроголодь и им ничего не оставалось как поверить человеку, вербующему на Дальний восток. Подкупили рассказы об изобилии рыбы в тех краях и о больших заработках. Вербовщик не обманул. Всю жизнь мама вспоминала, что рыбы и красной икры было на Сахалине вдоволь больше даже чем хлеба. Особенно когда горбуша шла на нерест, все речушки и ручейки кишели от рыбы и люди руками заготавливали себе рыбу и икру на пропитание. Рассказывала, что икру ели черпаками и в каждой избе стояла кадушка соленой икрой. Так и выжили.
Работа в леспромхозе заключалась в валке леса и его обработке. Пилили столетние великаны обычными ручными пилами, валили и рубили сучья. Сучья шли на костры, которыми отпугивали мошкару, да и разное зверьё. Не смотря на трудности (плановые задания были большие, и их нужно было выполнять) мама с удивительной нежностью вспоминала своих подруг по работе, время, проведенное на Сахалине. Здесь ,на острове Сахалин и встретились мои родители , поженились. В 1951 году на Сахалине в селении Арги - Паги родилась моя старшая сестра Людмила , затем в 1952 там же сестра Нина. К тому времени началась демобилизация призывников 1944-45 годов призыва и мой отец, находившийся на сверхсрочной службе теперь смог демобилизоваться. Мои родители были чрезвычайно самостоятельными людьми, не боявшимися ни лишений, ни трудностей, ни неизведанности. Поэтому отец и мама решили не возвращаться на родные пепелища и приехав с острова Сахалин к родным на побывку, тут же засобирались на новые заработки, на новые стройки. Судьба закинула их в Дагестанскую АССР на станцию Ялама. Здесь в то время строилась железная дорога, и отец приехал сюда на строительство. Так он стал железнодорожником. Работал простым рабочим – путейцем. Семья жила в предоставленной начальством дороги железнодорожной будке. Здесь в 1957году родился мой старший брат Александр. Так и пошло, заканчивалось строительство и снова переезд. Но профессию отец не менял, всё время работал на железной дороге, а семья продолжала жить в железнодорожных будках.
В 1959 году имея уже троих детей мама и отец переехали в Тамбовскую область, в маленькое село Вяжли, Моршанского района. Перебрались к маминому сводному брату, Александру Коршунову. Здесь в 1961 году родился я - Сергей. Через некоторое время родителям удалось купить деревянный дом в районном центре – Моршанске. Отец продолжал работать железнодорожником. Проработал он на железной дороге более 25 лет: путейцем, хвостовым кондуктором, путевым обходчиком. Очень любил свою работу и всегда относился к ней ответственно, был награждён медалью «Ветеран Труда», также неоднократно награждался почётными грамотами.
В те годы жизнь в Моршанске была трудная. В магазинах были голые полки и люди сидели на картошке с грибами. Молока было недостать, и мама держала свою корову-кормилицу. К концу 1960-х я уже был бойким мальчишкой, с семилетнего возраста научившимся переплывать реку Цну. Когда я подрос, мама стала работать уборщицей в горисполкоме. Родители уходили на работу, а старшие сестры и брат учились в школе, и я был предоставлен самому себе. До сих пор удивляюсь одному факту, сыгравшему огромную роль в истории нашей семьи. В 1969 году, летом, мои родители - простые рабочие, имея четырех детей как-то смогли , ухитрились подкопить денег и взяв меня с собой уехали на отдых в Геленджик на две недели. После моршанской зимы это было что-то. Это был взрыв, после которого мама так и не смогла успокоиться и забыть Кавказские горы и море. В итоге в 1970 году наша семья переехала в черноморский Новороссийск. Город, который благодаря маме стал моим дважды родным и любимым.


Рецензии