Мозг - творение иной цивилизации

МОЗГ – ТВОРЕНИЕ ИНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

По теории эволюции: в организме при воспроизводстве новых клеток происходят мутации (сбои),  некоторые из них дают преимущества в борьбе за жизнь,  и этот организм побеждает и передает приобретенное качество своим потомкам. Таким образом, совершенствуются организмы и приспосабливаются к определенным условиям жизни. Чаще всего в качестве примера приводится рассказ, как перекрасилась шкура бурового медведя в белый, когда наступил Ледниковый период, и когда белая окраска  давала преимущества в охоте на зверей среди снегов и льдов.

На самом деле описанный  механизм передачи приобретенных качеств не действует. Если в силу обстоятельств в организме произошли какие-то изменения, то по наследству они не передаются, рождается потомство с прежними качествами. У человека, ставшего глухим после контузии или слепым по болезни или трагических обстоятельств, рождаются нормальные дети. При этом у потерявших зрение   часто обостряется слух, но у потомков это приобретенное новое качество не проявляется. Особое строение мозга гениев остается тайной для ученого мира, воспринимается как божественный дар, который не осеняет  его потомков.

Мутации могут передаваться только, если они произошли в зародыше, а точнее в программе строительства организма. Одиночные или групповые мутации могут привести лишь к изменению некоторых качеств, параметров организма, но не приведут к созданию нового вида (не говоря уже о новом роде или семействе). В приведенном примере было обращено внимание только на изменение окраски шкуры, но на самом деле белый медведь отличается от бурого по многим параметрам.

• Белый медведь – плотоядное животное, бурый – всеядное. Пищеварительный тракт белого медведя  укорочен.
• Мех белого медведя гуще, чем у бурого, а остевой волос жестче. Шерсть покрыта специальным жиром. Под кожей толстый слой жира.
• Череп белого медведя узкий, вытянут за счет удлиненной мозговой части.
• У белого медведя объем носовых и обонятельных раковин, лобных пазух меньше, чем у бурого.
• Головной мозг белого медведя менее развит, чем у бурого, сходен с мозгом представителей отряда ластоногих, например, тюленя или морского котика.
• Глаз белого медведя  хорошо различает  объекты под водой.

Трудно вообразить, что эти все изменения произошли в результате даже  некой череды направленных (кем направленных, непонятно) мутаций. Прежде всего, при  каждом шаге в цепи мутаций должны были одновременно произойти соответствующие  изменения в мозгу, так как все внутренние системы каждого организма находятся под контролем и управлением его центральной нервной системы (ЦНС). Чем питается, как движется, как охотится, что слышит, что видит, что обоняет, какие издает звуки, как размножается, как дышит – все это заложено в программах мозга. Представим себе, что голову белого медведя благодаря операции трансплантации удалось пересадить на тело бурого медведя. Что  при этом произойдет? Во-первых, он потеряет координацию движений, во-вторых, в действиях всех внутренних систем будут наблюдаться серьезные  сбои, которые приведут к летальному исходу.  В любом организме все системы взаимодействуют друг с другом, как шестеренки швейцарских часов, (под управлением и контролем мозга), изменение даже зубцов в одной из шестеренок приведет к остановке.

Да, взрослый человек может жить без одной почки, одного легкого, с укороченным пищеводом и уменьшенным желудком, но это никаких преимуществ ему не дает, а позволяет ему  прожить еще несколько лет. Но к счастью, эти все вмешательства   в организм, ради его сохранения, никак не отражаются на следующем поколении. А вот изменения в  программах построения  плода, которые передаются по наследству от поколения к поколению, сказываются  и проявляются неожиданным образом.

Не могут оказаться действенными  мутации  в органах без соответствующих изменений в программах  головного мозга. Вот, например, глаз белого медведя усовершенствовался, стал высокочувствительным (назовем мутировал) и  в мозг стали поступать слабые сигналы. Кто и как их будет дешифрировать, если ранее на такие сигналы расчетов не было. Нужны усилители сигналов. Если к своему компьютеру вы подключили новую видеокамеру вместо старой, то она не заработает, пока вы не введете приложенную программу. То же самое происходит с любыми преобразованиями  во внутренних системах, с обонянием, зрением, слухом - без соответствующих настроек  в мозгу они ни к какому результату не приведут. Взаимосвязано все в организме, и  органы все настроены на определенную гармонию.    И эти трансформации должны происходить, чтобы они передавались в следующее поколение, не во взрослом организме, а в зародышевой программе, по которой плод строится.

Ученые тысячелетия изучали головной мозг, операции  трепанации черепа делали еще древние египтяне и инки. В последние два столетия были проделаны многочисленные эксперименты и операции органов ЦНС, как животных, так и человека. В прошлом веке были обнаружены зоны мозга, отвечающие за речь, за зрение, за слух. Изучение тайн мозга продолжается на современном этапе с помощью новейшей техники. Эти исследования помогли разобраться в том, как выполняет мозг свои важнейшие  функции. В настоящее время устройство мозга, его морфология изучены  довольно детально и основательно.

Наукой установлено:
1. У различных видов позвоночных устройство центральной нервной системы, которая состоит из спинного мозга, переднего мозга, продолговатого мозга, среднего мозга, промежуточного мозга и мозжечка.
 удивительно схоже. Среди позвоночных различия в устройстве мозга касаются главным образом соотношения отдельных его структур.
2. Головной мозг у позвоночных состоит из пяти отделов, расположенных в одной и той же последовательности.
3. Вещество мозга неоднородно. Темные участки - серое вещество, светлые - белое вещество. Белое вещество - скопление липидов (жироподобных веществ), выполняющих роль диэлектрических изоляторов при передаче нервных импульсов. Серое вещество - скопление нервных и миелиновых клеток.
4. Центральная нервная система  (ЦНС) связана со всеми органами и тканями организма через периферическую и вегетативную  нервные системы. Мозг является высшим отделом ЦНС. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг, от них отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам.
5. Принципы функционирования мозга всех позвоночных практически одинаковы. Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, координацию, управление движением принятие решений. Каждому периферическому рецептору в ЦНС соответствует область, называемая ядром анализатора, который обеспечивает восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающей среде или внутри организма, и формирующее специфические для определенного анализатора ощущения (например, болевой, зрительный, слуховой анализатор). Сенсорная зона, где находятся анализаторы,  взаимодействует с моторной, при  раздражении которой возникает сигнал в мышцы и происходит их сокращение.
6. Различные отделы головного мозга выполняют разные функции: продолговатый мозг регулирует деятельность внутренних систем: пищеварения, кровообращения, дыхания и др.; средний мозг преимущественно координирует положение тела, позу, тонус мускулатуры; мозжечок координирует моторные акты; промежуточный мозг осуществляет высшие вегетативные функции и некоторые безусловные рефлексы. Полушария мозга - это главный аппарат всей психической деятельности животного, его поведения в целом. В наружном слое полушарий, в коре мозга, осуществляется переработка воздействующих на организм раздражений, получаемых из внешней и внутренней среды; кора мозга является тем отделом центральной нервной системы, который имеет прямое отношение к образованию памяти и к мышлению.
7. Функционирование нейронов мозга требует значительных затрат энергии, которую мозг получает через сеть кровоснабжения. Мозг питается почти одной глюкозой передаваемой через спинномозговую жидкость, которая играет роль посредника между кровью и мозгом.






Рис. Мозг позвоночных. А—рыба; Б—земноводное; В—пресмыкающееся; Г—млекопитающее: 1—обонятельные доли, 2—передний мозг, 3—средний мозг, 4—мозжечок, 5—продолговатый мозг, 6—промежуточный мозг
Вес головного мозга в процентах от массы тела составляет у современных хрящевых рыб 0,06—0,44 %, у костных рыб 0,02—0,94 %, у  земноводных 0,29 -0,73 %,  у крупных китообразных 0,3 %; у мелких китообразных — 1,7 %; у приматов 0,6—1,9 %; у человека - в среднем равно 2 %.

Различия ЦНС позвоночных не только в объеме и весе, но и в конструкции отдельных ее элементов.

1. ЦНС  рыб состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг рыб весьма мал и по весу составляет от 1/250 до 1/1800 веса тела взрослой рыбы. У рыб имеются все основные отделы мозга — передний, промежуточный, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Передний мозг небольшой, не разделен на полушария. По существу, передний мозг - только обонятельный центр. Развитое обоняние у некоторых видов рыб (например, акуловых) стало причиной увеличения переднего мозга, который является центром переработки обонятельных сигналов. Промежуточный мозг сверху прикрыт передним и средним. Средний мозг - наиболее развитый отдел мозга, это - зрительный центр. Это высший отдел мозга рыб, поскольку сюда приходят сигналы от всех раздражителей и здесь вырабатываются ответные импульсы. Мозжечок рыб развит хорошо, особенно у акуловых, поскольку движения рыб отличаются разнообразием. Развитые доли продолговатого мозга связаны с органами вкуса.  Коры у рыб обычно нет - только у акул имеются зачатки коры.
2. Головной мозг амфибий больше, чем у рыб в объеме. Отдельные области  головного мозга у амфибий, как и у рыб, вытянуты в один ряд, но их передний мозг, который  разделился на два полушария,  слегка накрывает промежуточный переднего мозга, он  по-прежнему выполняет функцию  обонятельного центра. Средний мозг меньше по размерам, чем у рыб. Полушария среднего мозга хорошо выражены и покрыты корой. В крыше полушарий образуется тонкий слой нервных клеток - первичный мозговой свод, древняя кора. Это - ведущий отдел ЦНС, так как здесь происходит анализ полученной информации и выработка ответных импульсов. Средний мозг сохраняет значение зрительного центра. Мозжечок развит слабо и имеет вид небольшого поперечного валика. Слабое развитие мозжечка соответствует простым движениям амфибий.
3. Мозг рептилий представляет следующую стадию развития ЦНС. Общий объем головного мозга увеличился, в особенности   обонятельные и зрительные доли полушарий.  Передний мозг перестал быть только обонятельным центром, он стал ведущим отделом ЦНС. Большую часть верхнего слоя полушарий занимает древняя кора, которая имеет примитивное строение. Полушария переднего мозга наползают на другие отделы, вследствие чего образуется изгиб в области промежуточного мозга.  Средний мозг  в размерах уменьшился, в связи с уменьшением  его роли  как  центра ЦНС. Мозжечок развит лучше, чем у амфибий.
4. У птиц по сравнению с рептилиями резко возросли  относительно к  массе тела объем и  размеры переднего мозга, полностью накрывшего собой  все остальные отделы, кроме мозжечка. Кора  переднего мозга развита слабо, сохранилась на уровне развития как у рептилий. Промежуточный мозг небольшой. Крупные зрительные доли среднего мозга свидетельствуют об усилении роли зрения в поведении птиц. При этом  обонятельные доли уменьшились. Мозжечок, координирующий  движения и сохраняющий равновесие птицы в полете, достиг огромных размеров.  Необычайное развитие у некоторых хищных птиц получили зрительные центры. Сокол сапсан  видит на земле небольших птичек величиной с горлиц с расстояния свыше  тысячи метров. Экспериментально доказано, что птицы способны различать цвета, формы предметов, изображения. Столь высокоразвитое зрение имеет для птиц огромное значение в связи с необходимостью постоянно ориентироваться в пространстве в полетах.
5. У млекопитающих передний мозг достигает наибольшей величины и сложности. Большую часть мозгового вещества составляет новая кора больших полушарий, которая  состоит из нервных клеток и волокон, расположенных в несколько слоев. Это совершенно новая структура. У низших млекопитающих поверхность коры гладкая, у высших - на ней многочисленные извилины. Общая поверхность коры головного мозга увеличивается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушария на выпуклые доли. Наибольшие образования борозд у китообразных, наименьшие - у насекомоядных и летучих мышей. Кора приобретает значение ведущего отдела головного мозга. Обонятельные доли сильно развиты. В кору мозга всех млекопитающих перемещаются все ядерные зоны анализаторов. Разрастающиеся полушария переднего мозга накрывают промежуточный и средний мозг. У приматов полушария переднего мозга покрывают собой и мозжечок, а у человека и продолговатый мозг. Промежуточный и средний отделы мозга у млекопитающих невелики. Средний мозг уменьшен в размерах. Его верхний слой, кроме продольной борозды, имеет еще и поперечную борозду. Поэтому вместо двух полушарий образуется четыре бугра. Передние бугры связаны со зрительными рецепторами, а задние - со слуховыми. Площадь мозжечка  резко увеличивается за счет  изменения  внешней и внутренней структуры.
В соответствии с теорией Дарвина и ее современных апологетов мутация (группа направленных мутаций) в одном из органов становится  причиной  перемен и в центральной нервной системе и, прежде всего, в головном мозгу. Причем не случайным образом, а продуманным, взвешенным образом так, чтобы произошедшая трансформация могла существовать и проявить свои преимущества. Следуя логики эволюционистов, мы должны принять на веру, что после того, как у первой птицы появилось крыло, и она взлетела, в ее мозгу, в мозжечке, сразу произошли перемены, благодаря которым бывший ящур смог подняться в воздух, махая крыльями (ранее он был настроен на движение ног). Более того, этой птице потребовалась повышенная острота зрения, и с перевоплощением ящера в птицу чудесным образом желание птицы мутации выполнили.
Нас убеждают, что человекообразная обезьяна из-за сухого климата встала на две ноги и взяла палку, с помощью которой в саване стала раскапывать корни. И что именно труд создал из обезьяны человека. Во-первых, когда обезьяна встала на две ноги, она в этом положении простояла недолго, так как ее скелет и мышцы не были приспособлены к такому виду перемещения. Более того, хождение на двух ногах не ускоряет движение, а замедляет. Животные развивают на четырех лапах/ногах/копытах скорость порой более 50 км/час, а леопард и более 100 км/час, а человек на дистанции 100 метров может максимально развить скорость 36 км/час. Во-вторых, обезьяна часто использует разные предметы для того, чтобы достать  лакомую пищу или для игры, но человеком она не становится, и мозг у нее не растет в объеме. Майкл Хаффман и его коллеги из университета Киото в качестве объекта для исследования использовали макак, которые сумели овладеть 45 методами оперирования с камнями, среди которых качение, складывание, выкладывание, постукивание и собирание в кучу. Они научились передавать и создавать новые способы игр с камнями, но при этом не извлекали из них абсолютно никакой пользы, не использовали булыжники в качестве орудий труда, нападения или защиты, или хотя бы как стройматериал.
Даже между австралопитеком, высшей стадии приматов, и человеком огромная пропасть прежде всего потому, что мозг человека в объеме оказался вдвое больше. Чтобы мать смогла родить ребенка, было использовано  решение, которое было опробовано на млекопитающих, - развивать черепную коробку и мозг с момента рождения особо ускоренными темпами вместе со всем организмом.  Мозг новорожденного ребенка весит около 330–340 грамм, к 7 годам приобретает размеры, близкие к объемам взрослого человека, а максимального веса достигает в возрасте от 20 до 30 лет. А мы говорим об эволюции, о случайности мутаций, которых одновременно должно произойти множество,  и при том таких, которые оказываются между собой неразрывно связаны -  одно изменение (увеличение черепной коробки у взрослого человека) не может существовать без другого (незначительное увеличение размеров черепа ребенка), в противном случае роды всегда бы заканчивались смертельным исходом для матери.
Высшим достижением инопланетян в области нейроинженерии было изобретение коры головного мозга, которая у млекопитающих становится центром управления, диспетчерским пунктом.  Кора мозга представляет собой огромное скопление нервных клеток (нейронов): по разным данным у человека их – от 14 до 20 млрд. Толщина коры составляет всего от 1,2 до 4,5 мм, а площадь поверхности у взрослого человека – от 1700 до 2200 см2,  у  новорожденного она в 30 раз меньше. Нервные клетки расположены в коре 6 - 7  слоями  и имеют определенный порядок. Многочисленными отростками нейроны связаны между собой как в пределах каждого слоя, так и между слоями. Длинные отростки крупных (так называемых пирамидных) нейронов третьего и пятого слоев выходят за пределы коры и обеспечивают передачу информации в различные отделы головного и спинного мозга. Вставочные нейроны осуществляют  взаимодействия внутри коры, что необходимо для обмена информацией между нейронами, лежащими в разных извилинах, долях и полушариях, а также для хранения и воспроизведения информации. Нейронная сеть после рождения развивается, увеличивается  количество нейронов и усложняется форма их отростков. Вокруг отростков нейронов формируются оболочки, таким образом, совершенствуется строение нервных волокон и процесс передачи нервного импульса. От тела клетки отходят два типа отростков - дендриты и аксоны. У большинства нейронов много ветвящихся дендритов, но лишь один аксон. Дендриты обычно очень короткие, тогда как длина аксона колеблется от нескольких сантиметров до нескольких метров. На дендритах имеются тысячи синапсов; именно через синапсы аксон, несущий информацию от тела нейрона, передает ее дендритам других нейронов. Каждая нервная клетка   имеет от 7 до 10 тысяч связей с соседними клетками. На самом деле кора мозга, имеющая более 1013  связей, это – разветвленная сеть со множеством ответвлений и взаимосвязанных центров.   Усложнение строения нейронов после рождения позволяет совершенствовать  управление функций всех органов и, более того, развивать умственную деятельность ребенка.
В кору больших полушарий поступают импульсы от рецепторных образований. Каждому периферическому рецепторному аппарату в коре соответствует область, называемая корковым ядром анализатора, который является  анатомо-физиологическим образованием, обеспечивающим восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающей среде и (или) внутри организма человека, и формирующее специфические для определенного анализатора ощущения (например, болевой, зрительный, слуховой анализатор). Области коры, где находятся ядра анализаторов, называются сенсорными зонами коры больших полушарий. С сенсорными зонами взаимодействует моторная зона коры больших полушарий.
На современном этапе даже, если кому-нибудь  в голову придет мысль попробовать воспроизвести мозг какого-либо организма, то он ее тут же попытается забыть, как неосуществимую. Для того чтобы создать хотя бы мозг лягушки из зародыша, надо:
1. Определить какие клетки после деления оплодотворенной клетки приступили к изготовлению белков и липидов для мозга.
2. Какие гены из огромного генома ДНК участвуют в их производстве.
3. Как готовые материалы доставляются к клеткам мозга.
4. По какой программе строится 3-D конструкция мозга.
5. Где она находится и как происходит сборка мозга из доставленных материалов just- in time.
6. Как образуются нервные клетки.
7. Как нейроны  соединяются между собой.
8. Как вся система запускается в действие.
На эти вопросы наука на современном этапе ответить не может, тем более создать искусственным путем мозг любого организма, даже самого примитивного.
В настоящее время ученые четко выяснили, как реагирует ЦНС на механические, тепловые и химические воздействия. Чувствительные нервные волокна (рецепторы боли), которые располагаются по всему  телу, на кожной поверхности, обладают определенным порогом чувствительности, при его превышении рецептор боли генерирует сигнал, который  передается по аксону нерва в спинной мозг и далее в зоны коры больших полушарий головного мозга. Импульсы в коре формируют болевые ощущения и передают сигнал в моторную зону, где рождается сигнал, направленный на устранение болевого раздражителя. Команда мышцам поступает через доли секунды. Уколов руку, человек, почувствовав боль,  моментально ее одергивает.
Несмотря на значительный прогресс в изучении головного мозга в последние годы, на все достижения современной науки, многие тайны в его работе остаются   до сих пор нераскрытыми, а происходящие в нем процессы необъяснимыми. Рассмотрим некоторые из них:

1.Досконально изучены органы слуха, в котором выделяют три отдела:
; Наружное ухо, слуховой проход и барабанная перепонка.
; Среднее ухо размещается в барабанной полости, где находятся молоточек, наковальня, стремечко и евстахиева труба, соединяющая полость среднего уха с носоглоткой.
; Во внутреннем ухе находится  преддверие, три полукружных канала и улитка, которая имеет вид тонкого конуса, закрученного в форме спирали. По всей длине улитка  при помощи двух мембран делится на три канала – лестницу преддверия (верхний), улитковый проток (средний) и барабанную лестницу (нижний). При этом нижний и верхний каналы заполнены специальной жидкостью – перилимфой, а улитковый проток заполняется эндолимфой. Основная мембрана улитки содержит кортиев орган, который  представлен несколькими рядами волосковых клеток, выполняющих функции рецепторов. Кроме рецепторных клеток кортиев орган содержит покровную мембрану, нависающую над волосковыми клетками.
Звук, вошедший в наружный слуховой проход, вызывает колебания барабанной перепонки. Далее эти колебания проходят через слуховые косточки, которые усиливают звуковые волны и передают колебания к мембране, находящейся у входа в улитку. Жидкость (эндолимфа), которая наполняет улитку, передает волны по барабанной лестнице. Звуковые колебания передаются с жидкости, заполняющую улитку, на стремечко, благодаря чему мембрана с расположенными на ней рецепторными  клетками (кортиев орган), похожими на волоски, начинает колебаться.  Каждая волосковая клетка соединена с чувствительным нейроном.  Во время колебаний нейроны приходят  в состояние возбуждения и  к образованию нервного импульса.
Схематично наружное ухо  является  приемником звуковых волн, среднее ухо -  усилителем,  внутреннее ухо – преобразователем волн в электрические импульсы и их передатчиком в головной мозг. При всем скрупулезном изучении каждой детали слухового органа до сих пор не выяснено, как звуковые волны (их громкость, высота звука) преобразуются в электрические импульсы. Способ превращения волн в электрические импульсы, которые затем анализируются в головном мозге и дешифрируются,  не ясен. При этом,  звуки мы слышим не внутри черепа, а исходящими от источника: соловья -  в кустах, трактора -  на поле, буксира – на реке, оркестра – на сцене. Лишь только, когда надеваем наушники, слышим музыку внутри головы.    Звуки стали одним из главных источников восприятия окружающего мира. Создается удивительная легкость в понимании процесса восприятия звуков – они доходят до нас, а наш слуховой аппарат их улавливает, при этом в голове нашей тишина, а звук исходит оттуда, где находится источник, и мы воспринимаем это, как должное – а как же могло быть иначе?  А вот как это происходит в головном мозгу, на это ответить никто не может.  Непонятно, какими импульсами передается все разнообразие звуков в полосе частот от 16 Гц до 20 Кгц    и разной громкостью, от шепота до артиллерийского выстрела, и как они дешифрируются, чтобы затем превратиться в нашем мозгу в симфонии, жужжание, вздохи и крики. Придет время, и эта  великая тайна  будет открыта.
2.Зрение приспособлено к восприятию электромагнитных излучений видимого света (400-750 нм). Свет попадает на сетчатку глаза, происходят возбуждение фоторецепторов (колбочек и палочек). В сетчатке каждого глаза человека находится 6-7 млн. колбочек и 110-123 млн. палочек. Импульсы от клеток сетчатки поступают по зрительному нерву, в составе которого около 1 млн. аксонов, в зрительную зону коры, где расположена первичная проекционная область зрительной зоны коры, которая занимает затылочную область поверхности больших полушарий. Здесь реализуется последовательное узнавание всех сложных визуальных образов и объединение разных потоков зрительной информации. Анализаторы идентифицируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение, положение и так далее.  Установлено, что в шестислойном подкорковом зрительном центре расположение нейронов сохраняет определенную упорядоченность и свойственные сетчатке топографо-анатомические соотношения. Затем все эти данные объединяются в единый комплекс, который и передается в высшие отделы мозга. Распознавание наиболее сложных и обобщенных признаков изображений связано с зоной, находящейся на границе затылочной, теменной и височной коры. Ее иногда называют третичной зрительной корой. У обезьян здесь обнаружены нейроны, избирательно реагирующие на «лицо» другой конкретной обезьяны. У человека эта область также связана с узнаванием знакомых лиц и, кроме того, с чтением текстов.
И опять создается видимость, что все понятно, более того, что вся зрительная система в настоящее время, кажется,  уже воссоздана в видеосистемах и великолепно действует. Свет в видеокамере преобразуется в электрические импульсы, они приходят на процессор, который их воспроизводит на экране.  Но в головном мозгу преобразования импульсов в зрительный образ происходит по-другому. Первый вопрос: где – процессор (можем предположить, что это – третичная зрительная кора) и как он работает? Но главное:  где – экран? Внутри нашей черепной коробки темнота, а вот, когда мы открываем глаза, то видим мир перед собой. Экран как бы не внутри  нас, а перед нами.  Изображение при этом, четкое, красочное, яркое, объемное, и без каких-либо усилий мы можем перевести взгляд и рассмотреть мелкие детали вблизи нас, следить за движением объектов и видеть все, что находится вдали. Объективный мир существует сам собой, а мы благодаря этому изумительному органу воспринимаем его, становимся его частью, наблюдаем, что в нем происходит,   из своей черепной коробки. До сих пор остается великой тайной, как рождается это чудо, как эти сигналы превратились в эти непрерывающиеся изумительные изображения, которые исчезают, как только мы закрываем глаза.   
3.Головной мозг сохраняет информацию и при необходимости ее воспроизводит. Все многоклеточные организмы обладают памятью, но объемы информации, которые они хранят, резко различаются. Чем сложнее организм, тем больше его объем памяти. Каждый организм, находясь в определенной среде, ориентируется и выясняет, кто для него враг, кого он может не опасаться и кто является пищей. Окружающее пространство у каждого организма своеобразно, и внести эти детали в общую программу, внесенную в зародыш, невозможно. Вариаций сред обитания даже для одного организма множество. Именно, сохранение информации о среде создает возможность существования для организма. Обучает молодое поколение чаще сама жизнь, хотя для большинства из них это знакомство обрывается в первые моменты их появления, но некоторым счастливчикам удается избежать  трагического конца в юном возрасте, созреть и принести потомство. Детеныш на собственном опыте:  осознает, что под корягой можно спрятаться, а на солнечной стороне жарче.  С опытом, под которым понимается набор нужной информации, появляется умение защищаться, добывать пищу и ориентироваться в пространстве.

Мозг постоянно отражает положение организма в координатах: пространства, его отношение с другими двигающимися и неподвижными объектами. Пчела, перелетая с цветка на цветок, всегда находит дорогу к своему улью, она ориентируется непосредственно на местности, запоминает место своего дома  и спокойно собирает нектар. Процесс оплодотворения икры происходит у рыб и земноводных  в нерестилищах. Некоторые рыбы идут на нерест из моря в реки (лососевые и осетровые), а некоторые из реки в море (угорь уходит в море на расстояние 8 тысяч км в Саргассово море и нерестится на глубине 400 метров). Угри проплывают через проливы, соединяющие Балтийское и Северное моря,  Атлантический океан и достигают  Бискайского залива. Предполагается, что длительное путешествие угри совершают с помощью высокоразвитого обоняния. Угорь может, например, почуять запах розы в пропорции 1: 2,8 1012. Эта почти невероятная способность позволяет им прекрасно ориентироваться на местности. В долгосрочной их памяти занесены маркеры на пути их следования (запахи, направления течений, температуры воды), и по ним они сверяют свое движение.  Перелетные птицы летят на зимовье на юг и возвращаются весной туда, где они выросли. Сохраненный в памяти маршрут позволяет им найти свои родные места, а там гнездиться и растить свое потомство. Детеныш млекопитающих отличит свою  мать из множества подобных в стае, а мать помнит всех своих детей.   
Сохранение информации в головном мозгу процесс феноменальный и необъяснимый. Некоторые личности поражали современников своими способностями запоминать огромные объемы информации. Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, персидский царь Кир помнили в лицо и по имени каждого из своих воинов, начиная с простых пехотинцев и заканчивая высшими чинами. Моцарт в 14 лет запомнил наизусть услышанную им  один раз в Риме музыку к псалму «Мизерере» и записал ее  дома без единой ошибки (ноты этого музыкального произведения хранились в большой тайне). Французский живописец Гюстав Доре,  ослепшей, лепил замечательные произведения из глины, воссоздавая на ощупь все увиденное прежде. Гениальные немецкие математики Лейбниц и Эйлер могли цитировать наизусть «Энеиду» Вергилия, а итальянский дирижер Артуро Тосканини по памяти записал квартет № 5 Раффа, английский поэт Дж. Г. Байрон помнил наизусть все свои произведения. Математик  Джон фон Нейман мог через много лет пересказывать страницы некогда прочитанных книг, тут же переводя текст на английский или немецкий языки, а с небольшими задержками и на французский или итальянский.
Утром, открывая глаза, мы включаемся в окружающий нас мир и по сути дела являемся зрителем фильма, который просматриваем в течение 16 часов, пока не засыпаем. Мимо нас проносятся машины, меняется ландшафт,  мелькают дома, улицы, по которым навстречу нам идут толпы народа, мы с кем-то говорим, заходим в разные помещения, что-то объясняем, что-то решаем и  созидаем. И на следующий день мы можем вспомнить, где мы были, с кем общались и даже можем четко описать и воспроизвести виденные фрагменты вчерашнего фильма. Проходит время, многое стирается из памяти, одни события накладываются на другие, исчезают очертания виденного, но что-то важное, произведшее сильное впечатление или долгое время повторявшееся многократно, остается. По прошествии многих лет вам кажется, что вновь можете проехать по улицам города, по которому колесили когда-то. Вы закрываете глаза и оказываетесь на той улице, где жили, спускаетесь во двор, садитесь в машину, как когда-то, выезжаете, затем налево, потом направо и на автостраду, а там главное не пропустить съезд, еще  два раза направо, и вот парковка. Память хранит многое, стихи, которые учили в школе, песни, которые пели в пионерском отряде, образы людей, которые были с вами рядом. Вы их отличите по каким-то непонятным признакам, если встретитесь через многие годы  случайно на улице. Где хранятся все эти  воспоминания детства, многие эпизоды из жизни?   Как мозг хранит информацию: в цифровом, аналоговым или голографическом виде. Предполагается на современном этапе, что  элементом памяти является нервная клетка (нейрон), которых в головном мозгу находится от 14 до 20 миллиардов, каждая из которых является хранителем  единицы информации. Но нервных клеток хватает лишь на миллионную долю того, что мы запоминаем за свою жизнь. Значит,  наша память записывается не на аксонах, а гораздо глубже - на субмолекулярном или, скорее всего, на атомарном уровне.

Но и вопрос, как происходит воспроизведение нужной нам информации, также остается без ответа. Мы начинаем писать, приблизительно представляем о чем, задумываемся,  и откуда-то появляются слова, которые  складываются в предложения. Если получившийся смысл нас не устраивает, мы находим новые слова, выстраиваем их в новые предложения. Куда мы обращаемся, в какое хранилище, как мы получаем нужный нам ответ, нужное нам слово?  А если оно не приходит, мы начинаем перебирать, ищем синонимы. Но вдруг нужное слово всплыло, и все встало на место. Откуда? Как? У нас появляется некое не оформившееся  намерение (идея), а  в ответ из черепа что-то выдается. А когда рождается что-то новое, необыкновенное, возникает четкое ощущение, что это божественное озарение. И ничего иного, кроме предположения,  наука сегодня в объяснении этого явления ничего предложить не может.
4.Способность к «разумным» действиям присуща млекопитающим и птицам в значительно большей степени, чем организмам других групп. Когда врожденные программы, которые ученые называют инстинктами, не срабатывают, организмам удается проявить свою смекалку и даже  определенную сообразительность, чтобы выбраться из создавшейся опасной для его жизни ситуации или во время погони за жертвой. Любой вид охоты (поиск личинок, нужных цветов, растений, грибов, птиц, рыб или животных) представляет творческий процесс независимо от его вида: из засады, погони или гипнотизирования жертвы.  Как это ни странно, комар, приступая к поиску, также должен проявить свои способности, чтобы решить столь нелегкую порой для него задачу – как подступиться к жертве. Где располагается орган управления у комара или пчелы, вообразить трудно. После лесных пожаров, наводнений, засухи животные перемещаются с обжитых мест в соседние леса, и там им приходится начинать жизнь заново, часто совершенно в иных условиях, чем прежде. И выживают из них те, которые сумеют проявить в это время смекалку, сообразительность, по сути дела найдут решение, отличающее от предыдущих вариантов.  По результатам проведенных опытов среди зверей лучше всех решали задачи на сообразительность обезьяны, дельфины и бурые медведи, второе место заняли волки, красные лисицы, собаки и корсаки. Из птиц самыми  умными оказались вороновые.  И совершать эти действия они смогли благодаря уникальным способностям их головного мозга, который запоминал, анализировал, выбирал и находил решение. Некий компьютер существует в каждом насекомом, в каждой рептилии, птице, в каждом грызуне, копытном, хищном животном, естественно, что производительность и мощность процессора, и объемы памяти этих живых компьютеров разные. Создавая новое потомство существующих организмов, «система Природа»  создает миллиарды компьютеров ежегодно.

5.Мышление остается для науки непостижимой областью. Все, что происходит во время мыслительного процесса, пытались  объяснить многие, опираясь на свой опыт и свои ощущения, которые также не всегда удавалось четко описать. Главная основа мыслительного аппарата – слова, язык, и с их помощью создаются умозаключения, которые передаются в виде  информации. Язык со всей сложной системой орфографии и грамматики позволяет нам передать наши ощущения, описать события, прийти к определенному выбору или решению, провести анализ, сравнение и обобщение. Только человек общается со своими соплеменниками, используя язык, а не сигналы, и только он из всего огромного мира животных может мыслить и творить. Именно своей способностью созидать, изменять окружающий мир по своему замыслу отличается человек, как высшее существо, от всех животных, включая человекообразных обезьян. И чтобы перейти в разряд высших у человека должен был измениться головной мозг, а кора стать  доминирующей областью, и ко всему прочему  впервые произнесенные слова, которые можно считать были лишь некими звуковыми сигналами, должны были приобрести некую структуру, порядок в виде  подлежащих, сказуемых, местоимений, суффиксов и префиксов.
Опыт обучения человеческому языку был проведен с гориллами,  при этом использовался «язык карточек». Чемпионкой здесь стала молодая самка Коко. Ее начали обучать в 1972 г., когда ей исполнился один год. В 1978 г. она знала 645 символов. 345 из них она свободно использовала в общении с инструктором: могла сказать, что у нее болит, когда ей нездоровится; свободно выражать свои желания; отвечать на вопросы о прошлом и будущем времени. Коко имеет представление о таких абстрактных понятиях, как скука и воображение; умеет ругаться: “Ты плохая грязная уборная!” – обидевшей ее женщине-инструктору; придумывает название незнакомым ей ранее предметам и животным: “вода-птица” – это лебедь, “вода-ягода” – арбуз и т.п. Позже запас английских слов, которые она понимает, превысил две тысячи. Когда Коко подарили бесхвостого котенка, она его очень полюбила и придумала ему имя “Шарик” В августе 1999 г. Коко принимала активное участие в пресс-конференции, проводившейся по Интернету. Она отвечала на разные вопросы корреспондентов, причем не только о том, что было в студии, но и о доме и дворе своих хозяев, о живущих там людях и домашних животных, называла их имена и клички, и на многие другие. На вопрос корреспондента, кем она является, Коко ответила: ”Я? Отличное животное – горилла”. Это была первая в истории пресс-конференция животного перед людьми. Она была показана по телевиденью, и ее могли увидеть миллионы людей. Этот эксперимент доказывает, что по уровню своего развития  гориллы могли бы общаться на примитивном уровне со своими сородичами посредством языковых конструкций. Но, во-первых,   надо было изменить гортань и создать речевой аппарат, а во-вторых, кто-то должен был обучить их языку (как гориллу Коко).

У человека, кроме множества перемен, связанных с прямо хождением, с более совершенным управлением пальцами,  с увеличением объема головного мозга и с созданием уникальной структуры коры мозга ко всему прочему в процессе эволюции надо было внести коррекции в гортань и научить человека говорить. При  мутациях перемены  происходят  в одном органе, как следует из теории случайных событий, а на самом деле трансформации  подвергались сразу многие органы, и в некоторых случаях происходили кардинальные изменения.  Эволюционные теории  объясняют, что все это происходит  само собой со временем, но вот как мутациям удалось создать кору головного мозга, и какие при этом возникли  условия, которые привели к зарождению  мыслительной  деятельности у существ, которые мы теперь называем Homo, гипотеза Дарвина ответить не может.

Эволюция мозга у позвоночных от рыб до человека является результатом гигантской научной работы и достижений иной цивилизации в области химии, микробиологии, нанотехнологий на молекулярном уровне, а возможно и на атомарном. Функции и объемы переднего мозга с созданием организмов более высокой степени развития увеличивались, передний мозг завоевывал все большее пространство в черепной коробке,  покрывая другие отделы мозга. А при создании  млекопитающих в головной мозг была внесена новая структура (кора) толщиной в доли миллиметра (последнее достижение инопланетян в генной инженерии), благодаря  которой стали проявляться их способности к принятию решений и обучению. Как устроена кора,  ученые имеют довольно четкое представление, но как  она функционирует, пока существуют только предположения.  Чтобы понять как, придется проникнуть в кору головного мозга еще глубже.
На самом деле головной мозг  это – разветвленная сеть, в которой находится много взаимосвязанных центров со множеством ответвлений.  По мнению одного из основателей журнала «Wired» Кевина Келли,  по своей структуре и  функциональной направленности головной мозг можно сравнить с  Интернетом. Подключенные к Интернету персональные компьютеры, мобильные телефоны и другие цифровые устройства это - нейроны коры головного мозга, и все они являются компонентами  Единого компьютера (головного мозга).  Эту громадную  систему умудрились разместить в черепной коробке, в структуре весом чуть более одного килограмма, и для его функционирования необходимо всего 20 Вт энергии. Интернет в настоящее время потребляет 377 млрд. Вт, что составляет 5% общемирового производства электроэнергии. Один лишь факт такого чудовищного энергопотребления, никогда не позволит Интернету (Единому компьютеру) даже близко сравниться с человеческим мозгом по эффективности.
И этот уникальный компьютер начинает создаваться в чреве матери,  когда клетки выстраивают плод. И сегодня на Земле таких Интернет-компьютеров  не единицы, а 7 миллиардов, и передается эта программа строительства клеток в утробе матери   из поколения в поколение  уже десятки тысяч лет. Фантасты говорят о том времени, когда компьютеры приступят к своему воспроизводству.  Но они не хотят замечать, что  такое производство давно уже наложено, только элементной базой этих компьютеров являются не чипы из кремния, а органические молекулы нейронов и их отростков. Система действует настолько совершенно, что число этих компьютеров за двести тысяч лет (с момента появления Homo Sapiens, как утверждают палеонтологи) не уменьшилось, а резко увеличилось. И теперь эти Интернет – компьютеры подключились к всемирной паутине  и стали ее пользователями, что позволило  людям более эффективно взаимодействовать в процессе создания, классификации и обработки информации
Мозг человека – вершина творчества Разума, в нем все величие и гениальность иной космической цивилизации. И, несмотря на все попытки открыть  тайны построения системы мышления в нейронных системах головного мозга, современная наука в понимании его функционирования  не продвинулась вперед ни на шаг. Такая уникальная и такая сложная структура, как мозг, могла быть создана (только создана) цивилизацией, превосходящей по уровню развития науки и техники современную на Земле на  столетия.
Неужели, до сих пор вы все еще верите, что эти фантастически сложные конструктивные решения и их воплощение на молекулярном уровне в зародышевой системе произошли сами собой.  О Боже!  Вы еще продолжаете верить в сказки.


Рецензии
Надо почитать / освежить классиков. Возьмем к примеру такого гения как Ленин и его знаменитое "Труд сделал из обезьяны человека". Все очень просто. Обезьяна трудилась, трудилась и вот тебе результат - превратилась в человека :))))) Или по Дарвину. Жил да был крокодил. Махал, махал лапами и полетел через миллион лет. Короче столько кругом гениев, надо лишь в литературе порыться :(((

Григорий Хайт   02.07.2020 03:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.