Очередная случайность

   В этом сезоне мы работали в северной части Якутии на Анабарском Щите. До этого мы отрабатывали территорию несколько южнее, где фиксировались сплошные карбонатные толщи Кембрийских известняков. А здесь — огромная территория Архейских метаморфизованных пород (гнейсов) — сильно перемятых и дешифрирующихся на аэрофотоснимках чередующимися полосами серого, светло и темно-серого цвета, сжатыми в огромные складки. На поверхности — это была слабо холмистая поверхность, «усеянная» глыбами различного размера (мы называли их «чемоданами»).
Растительность довольно скудная — лиственничный лес только по долинам речек, а по долинам мелких притоков -тальниковый кустарник с отдельными скоплениями лиственниц. На плоских поверхностях сопок разреженный лесок наблюдался редкими отдельными прямолинейными полосами.
   Но, с дровами для готовки проблем не было, а в палатках было тепло и так - сезон был хороший в отношении погоды, дни теплые, порой жаркие.
Можно еще отметить, что на предмет «живности» район был совершенно стерилен — ни птиц, ни рыбы, ни зверья. Просыпаешься утром в палатке… и тишина… хоть бы кто чирикнул. Будто бомбу атомную здесь кинули. А, может, и в самом деле кинули?
   Я так подробно описываю строение поверхности, поскольку поначалу мы не представляли, как передвигаться вездеходами по этой территории, загроможденной сплошными развалами «чемоданов» различного размера. Но со временем мы приспособились и старались передвигаться по слабо залесенным долинам ручьев и нижним частям склонов. Если приходилось передвигаться по поверхности сопок, то старались делать это по прямолинейным лиственнично-кустарниковым полосам, проезжая с одной полоски на другую. Во всяком случае, там где это было возможно.
   Но, иной раз приходилось командовать водителю: — Давай вперед! — И он сам выбирал дорогу, лавируя между глыбами и «чемоданами» помельче.
   Мне выделили один из вездеходов ГАЗ-47 и дали двух рабочих. С рабочими мне повезло — это были студенты-пятикурсники. Кажется МГРИшники, а может быть МГУшники, не помню уже, но, наверное, последние — уж больно умные. Я не шучу. Особенно один из них.
   Вот в этих-то студентах и все дело!
   Основным заданием нашего отряда была переоценка большой территории на предмет наличия на ней минералов- спутников кимберлитовых тел — пикроильменита и пиропа. Для этого мы использовали метод УШО — укрупненного шлихового опробования. Пробы по 20 лотков отбирались в устьях каждого мелкого ручья на территории и характеризовали, таким образом, весь бассейн этого ручья.
   Отработка территории велась несколькими отрядами, основным транспортом служили вездеходы ГАЗ-47 и 71 и ГТТ (гусеничный вездеход тяжелый). По небольшим речкам сплавлялись на «резинках» — лодках 500-сотках.
   Опробование велось при передвижении на вездеходах по ходу или с остановками, с разбивкой лагерей и маршрутами по 15—20 км от этих стоянок.
   При передвижении маршрутами «пехом» мы проходили по территории архейских гнейсов, не особенно обращая внимание на их генезис, этим занимались геологи другой партии. Важно было успеть пройти эти маршруты так, чтобы часам к 7—8 вечера вернуться на лагерь.
   В одном из таких пеших маршрутов, мы поднялись на невысокую сопку, прошли по плоской ее водораздельной части, спустились вниз и провели опробование в намеченных местах. Обратно мы шли по тому же пути, что прошли, и я подумал, что не грех мне использовать знания своих студентов-минералогов, ведь они только-только «из-за парты». Да еще и учились на дневном, значит знания у них свежие и более полные, пригодятся мне «вечернику»-съемщику.
   И на обратном пути я стал отбивать от «чемоданов», что помельче, образцы гнейсов различных цветов и оттенков — пироксеновых, слюдяных, амфиболовых, окварцованных и других. Студенты осматривали их, совещались и давали предварительное название. Это было интересно и им и полезно и мне.Так мы и шли, отбивая образцы и определяя их состав.
   Мы уже были на подходе к лагерю, когда мое внимание привлекли небольшие развалы каких-то странных пород, хорошо отличимых от окружающих их гнейсов. Развалы были не больше 50-ти метров в диаметре. Я отбил несколько крупных образцов и определил, что по составу это какой-то «конгломерат»(?), состоящий из мелкого щебня и крупных круглых и овальных галек светлых (до белого) и темных осадочных карбонатных пород и тех же серых гнейсов, сцементированных таким же, но мелко и микрозернистым материалом. Элювий был представлен светлым и темно-серым песчано-гравийно-щебнистым материалом.
   Конгломерат? Но откуда здесь речные отложения, речной аллювий? Остатки какой-то древней террасы? Но на снимке ничего похожего не наблюдалось.
   Похожий случай у меня был на одном из участков, но при работе на кембрийских карбонаных породах. На таком же пригорке в нижней части склона при заверке фотоаномалии, мне встретился рыжий песчано-галечный материал с обломками до 5 см какого-то углисто-черного минерала. Когда я отбирал материал для промывки, я тоже подумал об остатках речного аллювия. Но, промыв его, я в 4-х кратную лупу рассмотрел в лотке красные зерна пиропа до 4—5 мм в матовой оболочке (1 класс сохранности). Кимтерлитовая трубка! Но почему элювий желтый и что это за черный минерал такой крупный? Я так и спросил начальника по рации.
   — Ты, что, Витя, — ответил он. — Это же характерный цвет элювия на кимберлитах, а минерал этот черный — пикроильменит. - Но в моей практике я такого крупного не встречал, пять мм считался крупным, а работал я по кимберлитам всего третий год.
   Но здесь, на Архее что? Кимберлиты? Точно! Опробование покажет, — подумал я.
   Мы набрали образцов, набрали полный пробный мешок элювия и пошли вниз к лагерю. Я шел, считая шаги, как привык — тройками, и, выйдя к лагерю, определил, что расстояние от места взятия пробы до ручья — ровно 600 метров.
   Промыли пробу… Пусто! Ни одного знака пикроильменита, я не говорю уже о пиропе. Что за чертовщина? Значит не кимберлит? — Ладно, — думаю, — потом определю точнее. А в полевом дневнике так и записал — «конгломераты»(?), в кавычках и под вопросом.
   А к 10-ти вечера подъехал на 71-м, как нельзя кстати, начальник — Истомин Валера. Он совершал обзорный маршрут по местам работ. Посмотрел образцы…
   - Витя, — говорит. — Это брекчия. Трубка взрыва!.
   Я чуть себя по голове не треснул… Как же я мог забыть! Ведь севернее были целые поля распространения этих трубок взрыва. Я сам определял их дешифрируемость, готовя материал для альбомов дешифрируемости кимберлитовых тел. Как же это я забыл, просто вылетело из головы… Вот что значит мало опыта еще!
   И я исправил в пикетажке «конгломерат» на брекчия (и без кавычек).  И дописал,что галька — это сильно, до округлости, оплавленные обломки.
   На следующий день Валера пошел на это место. Вышел точно через 600 метров. Набрал еще образцов - много не мало, набрал элювия на контольную заверку и вернувшись а лагерь, сам промыл его. Действительно пусто! Ни одного знака желанных "спутников".
   А я, посмотрев на аэрофотоснимок в 4-х кратную лупу, рассмотрел на этом участке тонкое светлое колечко, в соответствии с масштабом около 50-ти метров в диаметре. Как описать дешифрируемость этой трубки взрыва? Написал - дешифрируется, как фотоаномалия трубочного типа, только при знании ее точного местонахождения. Вот такое определение добавилось к признакам дешифрируемости фотоаномалий.
   А в Москве, просмотрев образцы и шлифы галек с этой брекчии, Шахотько Леонид Иванович, начальник дружественной нам партии, давно работающий на Архейском щите, сказал, что это ценный материал для геологов, так как давно ведется спор — перекрывались ли в этих районах Архейские гнейсы карбонатными кембрийскими породами или нет? И как далеко заходило Кембрийское море на Архейский щит? Выходит перекрывался, раз трубка содержит карбонатные обломки.
   Так была открыта эта трубка взрыва! Так определена ее геологическая ценность!
   А ведь не было бы студентов — не было бы и трубки! Я бы мог просто пройти мимо!
                2017 г

                = = = = = = = = = =



     Это мой второй рассказ как автора текста, можно сказать, все еще дебют!

     Хотелось бы знать - интересен ли он читателю? Все ли понятно в тексте? Легко ли читается? Стоит ли писать дальше о других забавных случайностях?

     Пожалуйста, пишите, оставляйте комментарии! Мне очень важно Ваше мнение!

         Виктор Музис - Номинант на "ПРЕМИЮ" "ПИСАТЕЛЬ ГОДА 2018" в сборнике  "МЕМУАРЫ"
   Был бы благодарен тем,кто поможет в публикации моих рассказов в худ. журналах!

    Рассказ является восьмой главой сборника "А вот был случай". Сборник публикуется в черно-белом варианте и только автору в цветном. В сборнике 24 рассказа,около 300 фото, 440 стр.


Рецензии