Непреложная иллюзия

Пятница

- Да уж, накрыло, так накрыло!
           - Ну, ты же знаешь: развод – не массовый продукт.
- Да я и не массовый потребитель.
Камилла переложила трубку к другому уху, чтобы удобнее было теребить уголок одеяла:
- Выглядела, мягко говоря, не очень, но и особо не старалась! В тот день у меня была бутылочка корвалола. Она разбилась в сумочке в метро, и от меня несло успокоительным за десять верст. Представляешь, как он проехался по этому поводу! Самое обидное, что я в тот день не принимала корвалол! Ревела всю ночь - это да, но под утро взяла себя в руки. Держалась молодцом, только чего мне это стоило! Никому не пожелаю пройти через это!
 - Да, неприятный был момент! Но слава Богу, время лечит! Теперь все позади. Ты все сделала правильно: честно прошла все круги и не скрывалась за фальшивым мейкапом. Теперь у тебя новая жизнь. Ты больше не притворяешься и не изображаешь равнодушие, а значит, тебе сейчас действительно хорошо и действительно (что для него еще обиднее) все равно.
- И это был человек, которого я любила! Я никого так не любила и никогда не полюблю!
- Не известно.
- Я с первой встречи это знала! Это знаешь всегда!
- Будущее не известно.
- Увы, известно! Время не линейно,  мы все уже мертвы, равно как и живы.
- Мы все находимся в той точке, в которой находимся.
- О, если бы! Вселенная была бы так проста! Но будущее известно, оно уже случилось, как и прошлое. Свершилось уже все, осталась только парочка решений.
- Наше осознание дает нам только эту данность и в данном контексте, иначе не было бы смысла жить, творить, вершить и меняться.
- Вся эта мишура лишь для того, чтобы не сойти с ума от факта, что выход всего один. Все это - механизм защиты психики. На самом деле все уже произошло, я это поняла отчетливо, я осознала, почему вижу сны о будущем, почему иногда мне известно, что будет и как.
- Твой нынешний сценарий уникален и реален, новый будет потом.
- Во мне есть знание, что самое сильное чувство, на которое я была способна, уже отдано этому человеку. И это был выбор. Что дальше? Дальше - много чего, куда более интересного.
- И не менее сильного!
- Нет, не всплеска эмоций! Весь этот сценарий, включая развод, служил единственной цели – показать, что я сбилась с пути, и как бы не металась, как бы не старалась - мой путь всегда один. Мне придется смириться и приложить все усилия, чтобы пройти именно его.
- Путь может быть один, но не обязательно сбивать колени в кровь, можно пройти его разными способами, а еще бывает не путь, а вектор, а это уже принципиальное отличие, и куча возможностей.
В дверях показался Марк с чашкой кофе в руках:
- Опять зависла на всю ночь?
Камилла указала пальцем на журнальный столик, и Марк поставил туда чашку:
- Ты обещала помочь с рефератом.
- Помню я, помню! – Камилла прижала палец к губам, улыбнулась, хихикнула в трубку - Да, да, это Марк пристает со своими делами. – Она дождалась, когда Марк выйдет из комнаты и вернулась к беседе:
-  Такие, как я, выбирать не могут - я до жути особенная! Меня одарила природа, так что вопрос за меня решен. Что толку сопротивляться? У меня никогда не будет семьи, детей и большой любви. Но у меня всегда будет мой Дар.
- Фатализм - не есть особенная особенность. Иногда нужно расслабиться и дать Вселенной шанс. - Донеслось из трубки.
 - Это не фатализм! Я верю только в собственный выбор. Во мне есть нечто, и это нечто сильнее всех возможных примитивных вариантов. Размножиться может и амеба, а сделать мир другим - только человек! Мой дар – мой разум!
- Ой, недолюбливаю я его! Считаю эгоистичным занудой с кучей комплексов и голосов, которые заглушают голос Сути.
- Это потому что ты не хочешь Знать, тебе не нужна информация доказуемая и истинная, потому что учиться крайне сложно. Все эзотерики просто лентяи, у которых не хватило дара постичь реальный мир (математику, законы физики), вместо того, чтобы пороть недоказуемую чушь и словоблудить!
-  Я сейчас не про "эзотерическую чушь", я про собственную суть, про любовь, которую не измеришь и не вклинишь ни в одну известную модель, про счастье, которое не затолкаешь в рамки терминов, про силу духа, которая посылает к чертям все мыслимые механические законы. Одно другого не отменяет: в мире есть все.
- Счастье - состояние удовлетворенности жизнью. Любовь - это смесь дофаминов и еще нескольких нейромедиаторов, длится шесть месяцев, потом уступает привязанности - окситоцину. Любовь матери - это тот же окситоцин, просто без первичного выброса половых гормонов.
- В этом споре ты победила, потому что для тебя это важнее.
- Это не спор - спорить не о чем! Мы - набор химических реакций, которые примитивны! Единственное, что выше этого всего -  разум, ум, стремление к познанию, способность контролировать гормоны, способность делать то, что нужно, а не то, что хочется.
- Как скажешь! Я - то вовсе не набор и не только разум! Я просто рада, что ты у меня есть, и что ты - то, что ты есть.
-  Все мы наборы, и уж если кто стремится к большему - так это я.  Я иду к изучению Вселенной, помимо этого я буду всегда изучать и создавать музыку, потому что это мое предназначение - открывать новое и спасать миллионы жизней, улучшать этот мир! Все это за гранью “я” и гормональной любви - это любовь к человечеству истинная, это гуманизм в высшем проявлении. Я напишу свою симфонию только благодаря тому, что утратила человека, которому отдавала слишком много эмоций, и это не фатализм - это выбор, к которому осознанно пришла. Где-то внутри я всегда знала, что мой брак закончится именно так, но все-таки ввязалась в эту авантюру…. Забавно, он ведь думал, что освободится сам, а освободил меня, причем, от всех моих демонов сразу. Теперь я знаю: это все - стремление к СверхъЯ, которое предстоит каждому из нас!
Камилла победоносно отхлебнула из кружки, обожглась и поморщилась, а трубка меж тем ворковала:
-  Интересно, что является толчком к выбросу дофаминов и изобретению последовательности нот? Какой такой механический закон заставляет тебя писать стихи и плакать от увиденного пейзажа?
- Эволюция, развитая на высшем уровне нервная система. Изначально это был механизм защиты, теперь он расширился - это механизм социальной адаптации.
- Какой чудовищно унылый мир! Скучно в нем!
- Он такой, какой есть. – Ответила Камилла, все еще морщась и облизывая губы.
- У нас с тобой он разный.
- Но его можно изучать, его нужно изучать! В нем столько всего невероятно интересного и реального в отличие от эзотерики!
- Это слово тебе определенно нравится.
- Ты же понятия не имеешь, какого типа цветок мака, как именно происходит развитие бабочки, что заставляет поджелудочную железу увеличиваться в объемах, по какой траектории и почему летит комета. Разве это не интересно? Это скучно и уныло? Скучно и уныло - отрицать теорию графов, не знать, кто такой Вейерштрасс, не понимать, как можно пустить коня по шахматной доске 30 миллионами способов, и что было с Вселенной через три минуты после Большого взрыва!
- Мне не очень интересна траектория, меня завораживает сам факт.
- Завораживает, что у всего есть свои траектории, что все это можно изучать: траектории атомов, которые складываются в комету! Это невероятный мир! Не хватит тысячи жизней, чтобы понять, как все это работает, не знаешь, за что хвататься, с чего начинать! Я читаю пять - шесть книг параллельно, около шестнадцати сейчас выходит в неделю. Скорочтение не справляется!
-  А можно просто в этом жить.
- Как амеба?
- Ну, спасибо!
- Ты-то как раз изучаешь этот мир! Просто кто-то вбил тебе в голову, что это плохо. Ты делаешь именно это: на подсознательном уровне стремишься к информации. Ты хочешь знать, но почему-то боишься. Ты – тоже  искатель, иначе мои гены не толкали бы меня за предел.
- Я могу знать все, что хочу, и для этого не обязательно читать шестнадцать книжек в день. Я узнаю именно то, что мне интересно, а ты узнаешь то, что интересно тебе, и это происходит у нас разными способами, и никто из нас не в силах научить другого, потому что нет смысла - нам не нужна эта наука -  ты не воспринимаешь мою, а я твою.
- Я воспринимаю! Я просто знаю этот механизм. Я как раз смотрю на картину в целом - читаю и всякий антинаучный бред, который мне не нравится, чтобы понять суть и причину авторского страха. Я поняла, зачем люди верят во вселенскую справедливость, жизнь после смерти, почему так исписались «просветленные» - всем страшно осознать, что мы здесь просто так, не ради высших целей! Нет смысла, кроме того, коим ТЫ САМ наделил свою жизнь. Нужно просто взять на себя ответственность и осознать. Вот я, например, хочу дарить любовь маленьким детям. Вывод: есть сто тысяч маленьких детей, которым эта любовь жизненно необходима. Вот и прекрасный выход!
- Вот и выходит, что любовь - не набор химических реакций.
- Еще как набор! Мы генетически запрограммированы защищать потомство.  ЛЮБОЕ!
Марк заглянул в комнату, посмотрел на часы, на Камиллу, опять на часы, прислушался:
- С кем разговариваешь?
- Марк, не мешай! – Камилла нервно повела  рукой, и Марк исчез.
В трубке послышался веселый смех:
- Вот сейчас соберу комплект реакций и пойду любить направо и налево!
- Котят тоже любят, щенков, цыплят! Мы умиляемся деткам, а особенно их всяким мерзким штукам, типа, пописал-покакал-срыгнул. Умиление заложено эволюцией, чтобы они нас этим не бесили, тут все продумано и максимально химически! Даже я люблю детей.
- Я не умиляюсь, когда взрослый мужик писает и рыгает, но могу его любить, хотя генетических предрасположенностей к его защите не имею.
- Это вообще к чему? Это совершенно разные вещи!
- Я про любовь, а ты?
- Мы умиляемся детям, чтобы не прибить их, а любим, потому что это потомство - мы запрограммированы их любить, защищать их жизнь, а если надо, отдать свою! Если этого нет - это отклонение от некой нормы (это я про младенцев), а к взрослым детям любовь уже не безусловная! К личности безусловной любви уже в принципе быть не может.
- Ой, ли?
- Да, она обусловлена привязанностью, а также набором черт этой личности, которые ты в ней любишь.
- Застрелиться!
-  Если ты тридцатилетнего сыночка любишь безусловной любовью к младенцу - это болезнь!
- И довольно отвратительная. Пожалуй, сменим тему. Не могу разбирать любовь на молекулы, тошно!
- Почему? Это же правда, она не перестает быть правдой, от того, что кому-то не нравится, а еще она не перестает быть ПРЕКРАСНОЙ! Ты только подумай: развитие нервной системы, отличное от всех прочих видов - это чудо! Это невероятная супер-способность! Почти как у героев! Я бы не отдала способность любить за способность летать или бессмертие.
- Ты не истина в последней инстанции, чтобы говорить, что правда, а что нет, ты - человек, который является частью этого мира, включая его непреложную составляющую, а также право на ошибку и заблуждение.
- Я человек, который знает механизм любви. Все это глубоко и хорошо изучено, и факт того, что любовь можно объяснить, не делает ее резко плохой.
- Не делает, убивает!
- Это великий дар природы нам! Это делает ее только лучше и сильнее, потому что делает ее выбором. Слепая любовь - это наваждение и зацикленность. Реальная, спокойная, осознанная - это выбор, на который способен только человек. Все равно, что сказать, что мы убиваем рассвет тем фактом, что земля просто вертится. Менее красивым он от этого не становится, как и менее ценным.
- Земля вертится, и это факт! Солнце встает - это факт! А еще есть факт рождения дня, нового дня, твоего! И один момент твоей встречи с этим чудом рождения стоит всех физических законов!
- Они не станут менее прекрасными, даже если их изучить. Наоборот, думаешь - какое же чудо, что именно такое невероятное чувство нам подарила Вселенная, что это не так, как у кошек: сначала защищаю, а потом могу сожрать или спариться, или просто не обращать внимания. Я буду любить, и эта любовь пройдет столько невероятных фаз: от безусловной и слепой, наполненной тоннами гормонов, которые станут нашим всем на время. Потом новый комочек жизни в твоих руках - вплоть до самого становления личности, которую ты будешь узнавать, открывать, любить за ее большие и маленькие успехи, ценить все то, что это чудо проживает - и делать это осознанно, не по-кошачьи, а разумно, по-человечески, и необыкновенно сильно. Чудо человеческого тела одно из самых невероятных на Земле. Благодаря этим маленьких железам внутри и проказникам-гормонам, таким неорганичным, мы можем испытывать столько разных видов любви! Невероятной любви к новорожденному, впервые взявшему тебя за палец, любви к человеку, от которой дрожат колени, любви к брату, которому пишешь реферат до трех ночи, любви к другу, за которого ты тоже можешь осознанно отдать жизнь - потому что ты видишь все великолепие чьей-то личности! Тебе взамен ничего не нужно - просто любить их всех такими невероятными! Благодарить все эти законы за то, что сделали их именно такими, а свои дурацкие гормоны за слезы на глазах! Благодарить и думать, как сильна твоя любовь, реальная, настоящая, не из книжек, где автор распинается в любви к себе, а идущая изнутри и встречающая выбор - любить.

- Я только что употребил фрагмент хлебобулочного изделия с фруктовой начинкой, испеченного сестрой. Мои вкусовые рецепторы получили желаемое, и теперь желудочный сок обрабатывает полученные калории, преобразуя их в то, что даст мне энергию для дальнейшего общения с тобой, и выльется в продукт жизнедеятельности, не подлежащий озвучке. – В дверях стоял Марк с куском пирога. – Камилла, допиши мой реферат!
Камилла прыснула, прикрыв рукой трубку:
- Ты – маленький засранец, дай мне поговорить! Обещаю, сегодня закончу. А будешь наседать, забью на реферат и поеду в кино.
- Пирог будешь?
- Потом.
Марк снова вышел из комнаты.

Суббота
- Как себя чувствуешь сегодня?
- Пока нормально. Но с утра всегда нормально.
-  Это не с утра! Это просто нормально. Нужно любить себя в любое время суток.
  -  Нельзя любить психическое отклонение. Меня вот никто не любит. И правильно. Это опасно. Я – шизоид! Марк вообще зовет меня аутистом, потому что я сильнее его и умнее, а еще его шокируют некоторые мои способности.
- Твои симптомы ближе к аутизму, чем к тому, что ты себе приписываешь.
-  Задолбали аутистом обзываться. Я ж никого олигофреном не зову!
- Ну, олигофренов не так уж и много. Большинство окружающих – олигофренды. А насчет аутизма подумай сама.
-  Аутизм - крайне редкое заболевание. Олигофренов больше. Легкая форма аутизма называется Синдромом Аспергера. Меня на неё само собой проверяли.
 - И что? Нет Аспергера? Вот беда!
 - Я способна устанавливать некие социальные связи, и мне понятен механизм социальной адаптации. То есть я могу играть роль ячейки социума, аутист - нет. Я адаптивна.
- Все вышеперечисленное для тебя нетипично и противоестественно, как и тактильное общение.
- Но я это могу!
- У тебя сильная воля и любопытство, а еще ты имитатор.
-  Аутисты этого не могут. Они не адаптируются. Никак.
- Еще как адаптируются! Все зависит от среды и ухода. Почему-то аутистов представляют всегда в крайне запущенных вариантах и как героев кино, эдаких зайчиков-дегегератов-социопатов с проблесками гениальности. Аутизм - это целая страна со своими нациями и религиями, они разные!
- Но не социально адаптивны! Это признак! Если ты адаптируешься, ты не аутист. Если сорок шесть хромосом, ты не даун.
- Существуют адаптивные формы, тот же Аспергер, они адаптируются приблизительно, но приемлемо, хотя в определенных ситуациях их адаптивность сильно сбоит, но они могут быть социально-терпимыми и очень даже уживчивыми (короткое время).
- Что же мне, ждать манифестации болезни? Главное: не вызывать ее своим ожиданием!
- Не жди! Про аутизм я сказала только для того, чтобы отвлечь тебя от мыслей о шизоидах. Из этих двоих я бы выбрала первого.
Камилла нервно почесала ухо, потом нос, потом колено, задумалась: что бы еще почесать:
- Сегодня мне не по себе. Я сделала список диагнозов, которые подходят по симптомам, и он не утешительный.
- Для чего-то тебе это нужно: или отрабатываешь косяки прошлых жизней или развиваешь, побеждаешь, прорабатываешь что-то новое, но если сознательно погружаться, свихнешься. Проплюнь, оно само и сгинет.
- Надеюсь, это просто следствие невроза, который эволюционировал: все странное, воинственное и очень болезненное.
- Да, чистый невроз.
- Мне снова начал сниться Он, и после этих снов я чувствую себя страшной предательницей. Просыпаюсь в слезах.
- Ну, извинись перед ним, за то,  что выжила.
-  Я цепляюсь за него подсознательно и снова чувствую любовь.
- Ну, это же здорово! Ты живая, ты чувствуешь и подсознательно стремишься к любви и счастью, к тому, что было дорого. И не твоя вина, что ты вспоминаешь во сне счастливые времена и пытаешься решить вопрос, так и должно быть, зачем же обвинять себя?
- Во сне я хочу все вернуть, а просыпаюсь, и мне стыдно. Мне стыдно перед Марком, который потратил столько сил, чтобы вернуть меня к жизни, перед врачами-психиатрами, которые вели меня на свет, мне стыдно перед миром.
- Во сне я иногда писаю посреди площади, но когда просыпаюсь, идеи извиниться перед прохожими не возникает.
- Теперь мне стало хуже: деперсонализация, ком в горле, боль в голове, нервный тик, дереализация. Все поплыло.
- Может, ты начинаешь видеть тонкие миры и параллельные реальности?
- Все качнулось и встало на место.
- Ну вот, порушила сказку! А если серьезно: ты просто зациклилась на прислушивании к себе, на выискивании проблем и симптомов. Ты угнетаешь себя. Ты не даешь себе права выздороветь, не разрешаешь почему-то. Тебе почему-то надо постоянно болеть.
- Я не знаю, как проработать все эти проблемы, если я действительно невротик, а не шизоид.
- Да, ты невротик, но ты убежденный невротик, который лелеет невроз и не отпускает от себя,  а зачем,  почему? А все потому, что до конца не проработала ситуацию и подсознательно себя обвиняешь.
- Я виновата, я помню, что натворила, и  не могу себя простить.
Камилла провела рукой по шраму. Прикрыла глаза.
- Но это была другая ты! Ты нынешняя не похожа на прежнюю, так что глупо себя винить за то, что делала в том состоянии. Ты оттуда ушла. Теперь ты - другая личность!
- Всего за полгода без толчков извне, не ради кого-то, я прошла этот путь исцеления, но это мне не помогает,  это понимание мне ничего не дает, что-то во мне есть невылеченное. Или неизлечимое.  Я знаю, откуда, почему и как. Я смогла простить, понять и отпустить. Теперь мне страшно начать новую жизнь,  страшно, что будет расплата за старую, что здоровье покинет меня.
- Помни, что у тебя есть и совершенно другая реальность, тонкая, нежная, добрая. Человек многополярен и не монохромен. Нужно принять свои достоинства и пороки, просто принять факт их существования. Но они - не ты, и знаешь, почему, потому что ты идешь дальше, а они не всегда - многие из них остаются в прошлом. Ты из них состоишь, но они не есть ты! Это как фекалии,  ходишь-ходишь с ними, а потом сбросил и пошел дальше.
- Не знаю, почему я вообще столько всего натворила!  Я вообще не могу понять, зачем я себя истерзала?
- Ну, что поделаешь! Это уже случилось, не исправишь! Нельзя жить прошлым! Зато теперь ты понимаешь! Да, ты делала глупости, ты приносила боль, но это уже свершилось (как в том фильме про спелеолога, который застрял в скале: все самое страшное уже произошло, теперь нужно двигаться вперед). Теперь нужно двигаться вперед!
- Но я не вижу этого “вперед".
- Вперед - это из-под обломков.
- Нет сил.
- Поняла тебя. Тогда просто ничего не планируй и ничего не предвидь! Прекрати контролировать! Жизнь всегда лучше и мудрее. Оставь себе шанс.
- Это чистая жалость к себе!
- Нет, это принятие жизни.
- Я его все равно больше не люблю.
- Я не про любовь, я про шанс. Про шанс сделать твоей жизни свой прекрасный ход, который просто расставит все по местам, и это будет правильно и гармонично.
- Да, нужно решиться, начать двигаться, понять, куда и зачем идти, а мне никуда идти не хочется: все не то, все не так.
- Но тебе же больно оставаться под обломками! Значит, надо выбираться хотя бы рефлекторно! Сколько можно прозябать!
- Я не хочу нивелировать свои достижения! Я проделала огромный путь!
- Кто ж спорит-то? Мы обсуждаем симптоматику, а не твои достижения, мы вычленяем причину!
- Это чувство вины, страх перед будущим, а может, просто шизофрения. Симптомы-то на лицо. Мне остается  только углубиться в работу над собой, чтобы не осталось времени на праздные мысли.
- А можно просто полюбить эту жизнь.
- Проблематично. Дело не во мне. Больше не во мне, все, что могла, я уже сделала.
- Как же сделала, если винишь себя, если ненавидишь за свои поступки, если не понимаешь, куда и зачем идти!
- Это нормально, так и должно быть, похоже, это можно только пережить, наполняя себя заново  знаниями, событиями, эмоциями, отпустить наконец, свое прошлое!
- Правильно сказано! Повторила мою мысль.
- Я ушла с поля боя, добровольно покинула его, не прибегая к мести, не позволяя себе ни одного паскудного жеста в сторону предателя. А он..
- Обсуждать его мотивы и поступки - путь в никуда!
- Так что тут моя совесть чиста – я вела себя идеально! И вот сижу, такая чистая, белая и пушистая с головной болью и дергающимся глазом.
- А это он тебе подмигивает, что мол, пора завязывать себя наказывать.
- Да оно как-то само! Черт его знает, почему? Похоже, от безделья – все выходные дома провожу! Хорошо, что в понедельник на работу! Надеюсь, хоть в офисе не накроет!
- Мне помогает, когда я громко (не в офисе) произношу: Да, я - говно, у меня есть куча недостатков (далее следует сто двадцать пять пунктов), но я имею и кучу достоинств! В целом, я человек тонкоорганизованный и многогранный! В офисе тоже прозвучит неплохо, главное, потом встать и поклониться.
Камилла прыснула, трубка выпала из рук, ударилась о пол. В дверях появился встревоженный Марк:
- У тебя все в порядке?
- Все в порядке. Просто веселюсь, - и Камилла подмигнула Марку левым глазом.
- Ну-ну, веселись. – Он вышел из комнаты, а через секунду до Камиллы донеслись звуки очередной беспощадной стрелялки.

Камилла подняла телефон, вздохнула, глядя на дисплей:
- Ну вот, разрядился как всегда! Где эта чертова  зарядка?

Воскресение
-  А ты когда-нибудь по-настоящему думала о старости? Я вот задумалась, какой исход можно считать удачным? Трудно представить, что состарюсь, что перестану выходить из дома, утрачу волю к чтению. От этих мыслей жуть берет.
- Меня во сне частенько накрывает: как будто едешь на эскалаторе, а дорога только в один конец, и он неминуем, а ты прекрасно знаешь, сколько позади.
- С одной стороны хочется пожить подольше, а вот с другой….
-  А вот насчет деменции я бы не переживала - это беда для окружающих, сам-то  больной страдает меньше всех!
- Больше всего боюсь, что не смогу гулять, путешествовать. Пролежу долгие годы!  Это же самое ужасное!
- Ну, можно напрячь окружающих, пусть придумают способ, повозить тебя по миру! А маразм - это даже прикольно: строишь всех без разбора, никаких тебе норм и ограничений! Представляю себя на каком-нибудь склоне в лыжной шапочке и красных спортивных штанах, а из динамиков моя любимая:
- Как бы совсем не угореть
И добрым словом прихватить
Такую нежную зиму!
Уу-ху! Уу-ху!
- А если слабое сердце или какая-нибудь астма?  И страшно выходить из дома?
- Здесь не могу не согласиться - жить на вулкане – вечный стресс… и боли тоже не хочу.
- Надо активно  заниматься спортом! И никаких транс-жиров! Но можно неожиданно сломать бедро, и слечь надолго, если не насовсем.
- Никаких бедер! Никаких переломов! Никаких транс-жиров!
Камилла громко рассмеялась:
- Это мне напомнило факториал. Если кричать число громко, оно сильно увеличится.

Понедельник
С утра пошел снег. Картинка за окном расплылась, потускнела и превратилась в слепую пиратскую копию мира: деревья с размытыми кронами, высотки, потонувшие во мгле, едва различимые силуэты прохожих и мутные шары ослепших фар. «Тук-тук», - постучалась зима и прильнула к стеклу своим влажным обветренным ликом, - «Не нравится метель? Не нравится поземка? Ну, и сидите по домам!», - проскрипела она и кулаком ударила в окно.
Камилла пальцем провела по экрану нажала в нескольких местах, поднесла телефон к уху:
- Привет! Не спишь? Я, наконец-то, дочитала «Фазы сна».
- И как?
- Могу сказать одно: осознанные сновидения меня не вдохновили. Я не могу понять, в чем кайф?
- А их неправильно трактуют. Осознанный или парадоксальный сон – это не значит, выбираешь, что смотреть (хотя возможность остается), просто, ты возвращаешься в прерванный сон или выходишь из него по желанию, а еще можешь болтаться в ноосфере, заводить там друзей и заниматься плагиатом чужих сновидений.
- Все это игры с подсознанием. Ты можешь развлекаться, сколько хочешь, но толку никакого! Я вот люблю играть с сознанием.
- Скучно жить с одним полушарием мозга.
- Ты же не будешь делать себе операцию на поджелудочной, хотя она твоя, вот и игры с несознательным - затея плохая.
- Ты не оперируешь себя по прикладным причинам. Кстати, интересный факт: дельфины спят сто процентов времени - у них поочередно засыпает одно из полушарий, чтобы второе бодрствовало и давало возможность плыть и дышать кислородом.
- Я не оперирую себя из-за недостатка данных в первую очередь. Представь себе:  нога, открытый перелом. Ты можешь сделать местную анестезию, но собери попробуй порванные связки!
- Я это и сказала. Но, если ты хирург, можешь в экстренном случае спасти свою конечность.
- А если нет? Ты можешь начитаться книжек, интернета, но целесообразность такого решения под огромным вопросом. С психикой еще сложнее, потому что, в отличие от ноги, она не сразу даст знать о сбое. Я уверена, что эксперименты с несознательным должны проводиться специалистом, тогда и только тогда, когда испытуемый отдает себе отчет в любом исходе испытаний. Я верю только психиатрам.
- Ты хочешь довериться человеку, который также плохо сведущ в твоей психике, как и обычный бомж? Вся разница между ними в том, что первый машет перед носом дипломом и берет с тебя деньги, в остальном у них полное сходство: обоим наплевать.
- Скажи это хирургу и оперируй сама!
- Ну, нет! Хирургия - наука точная! Психиатрия – лженаука!
-  Конечно, чтобы знать о психике, достаточно прочесть три с половиной книги, в которых автор говорит, что психиатры – дилетанты! Зачем учиться десять лет и получать образование? А психиатры, между тем, спасают жизни. Они специалисты высоко класса, а лженаука - это такие вот жалкие книжонки, написанные черте кем!
- Большинство психиатров - люди с кучей комплексов и кучей отклонений.
- Ага, а человек, который дискриминирует других по профессиональному признаку, причем, всех под одну гребенку, конечно, крайне профессионален!
- Зато я не лечу бедный детей с задатками гениальности, и не рассказываю их полоумным мамашам, что у ребенка диагноз! Я не закалываю девочек, пытавшихся свести счеты с жизнью, превращая их в овощ, не забиваю головы несчастным женщинам, потерявшим мужей, не обрекаю их на вечную зависимость от докторов и лекарств!
- Психиатры – герои! Мне они помогли, потому что я была открыта и старалась. Я так хотела, чтобы помощь состоялась! Они мне объяснили мой диагноз, убедили в необходимости лечения. Они спасли меня, вернули в этот мир, и я обязана им жизнью! Я безмерно, безмерно им благодарна! Только благодаря психиатру состоялась моя огромная работа над собой, отказ от образа жизни самоубийцы. Они научили меня общаться с людьми, а, главное, принимать решения, принимать ответственность. Великая профессия великих людей, профессия будущего!
- Послушай, если нет угрозы для общества, если нет показаний к изоляции, нужно дать человеку жить спокойно! Можно поддерживать медикаментозно и только тех, кто не справляется сам, но для этого нужен реальный диагноз!
- Я изучала этологию и прикладную психиатрию, устройство мозга.
- Нейрофизиологию? Зачем?
- Без этого не обойтись! В психиатрии это важно, и психиатр должен все это знать, это не психоаналитик, который расскажет, что сигара - это фаллос, он должен объяснить, почему мой мозг примата уязвим в определенные моменты, а я должна его понять. Ну, правда, не ходить же к психоаналитику! Психоаналитики - анальное отверстие от психиатрии, а психотерапевт - человек, который необходим каждому. Нужно найти своего и общаться не менее двух раз в год, а лучше чаще, и обязательно показывать психотерапевтам детей с первого года жизни.
- Пожалуй, я найду себе занятие поинтереснее.
- У нас почему-то принято развиваться физически и умственно, а консультация у психиатра считается чуть ли не страшнейшим из грехов. Только врач может отследить отклонения в психике, эмоциональную недоразвитость, которой страдает сто процентов моих знакомых.
- А может, сто процентов - это норма?
- Увы, я окружила себя  дебилоидами.
- Похоже, психиатры лажанулись.
- Я сама лажанулась, но теперь могу строить связи с полноценными людьми, учиться искать достойных друзей.
- Ты осталась в полной изоляции с дикой панической боязнью общения и социума.
- Я выстраиваю социальные связи, учусь общаться с людьми, находить с ними общие темы – это долгий процесс, но хороший старт - уже полдела!
- Браво, психиатры!
- Они меня лечат! У них же нет волшебной палочки! Мне помогли осознать проблемы и помогли нащупать пути их решения. Мы работаем, движемся в прекрасном направлении. Мне все больше и больше нравится мое окружение и моя способность общаться.
- У тебя было столько друзей! Все они были милыми добрыми людьми. Теперь у тебя странная подружка-неформал и ноль на базе в плане живого общения, но психиатры - великие люди! У тебя дикое неприятие себя - ребенка, матери и детства, ты далека от брата, хотя живешь с ним под одной крышей! Весь пройденный путь ты воспринимаешь  адом на палочке, но психиатры - гении!
- У меня полное приятие себя, оно появилось только благодаря психиатру, ушел стыд и отвращение к себе, омерзение, с которым я жила. Да, мой психиатр подарил мне жизнь, о которой я могла только мечтать, жизнь, в которой все будет хорошо, потому что я себя принимаю и продолжаю над этим работать!
- Та самая жизнь, которую ты периодически хочешь залить алкоголем и забыть? Та, от которой у тебя отчаяние по ночам и черная дремучая тоска?
 - Нет, у меня все прекрасно, и я прекрасно со всем справляюсь! Это невероятное достижение для человека, который всю жизнь глушил эмоции, считал, что ни в чем не виноват и ни за что не отвечает и верил в счастье извне, которое ему кто-то должен!!!

Камилла перешла на крик, а под конец громко стукнула кулаком по журнальному столику.  Раздался треск разбитого стекла и на пол полетели пульты, чашки, заколки для волос, пиала с печеньем, коробки с таблетками, толстый журнал.
В дверях вырос Марк, окинул взглядом следствия погрома, покачал головой, прошел по комнате, переступая через осколки, остановился у окна, помолчал, разглядывая первый снег, обернулся и тихо произнес:
- Скажи, Камилла, с кем ты говоришь?
- С одним хорошим человеком.
- У тебя нет друзей, нет подружек.  Ты удалила всех! Ты одна, понимаешь, одна! Тебе не с кем болтать часами!
- Не смей говорить со мной, как с душевнобольной!
- С кем ты общаешься, Камилла?
Камилла шмыгнула носом, отвернулась:
- Ну да, у меня никого не осталось. Я одинока, но у меня есть ты.
- Я здесь, рядом с тобой. Кто на том конце трубки?
Камилла подняла глаза на брата:
- Я разговаривала с мамой. Мы помирились, наконец.
- Камилла, что ты говоришь! – Марк отшатнулся, побледнел. - Мамы больше нет. Она умерла полгода назад. Ты все это прекрасно знаешь! – Он подошел, опустился на корточки, взял Камиллу за руки. - Мы обсуждали это сотню раз. У мамы случился обширный инфаркт в тот день, когда ты вскрыла вены. Вас с мамой увозили вместе: тебя спасли, а маму нет! – Марк крепко сжал ее ладони. - Камилла, что происходит? Объясни! Ты так долго лечилась! Ты прошла полный курс! Ты смирилась с потерей, ты простила себя, ты себя отпустила! Мы обсудили все случившееся с психиатром, ты поняла и приняла! Твой врач обещал полноценную жизнь! 
Глаза Камиллы оставались неподвижны, только ресницы вздрагивали в такт словам. Она открыла рот, будто пытаясь что-то ответить, но выдохнула лишь «Зимаа…».

Кап-кап. По окну пробежали снежинки.
 Тишина.
Во дворе заревел грузовик, осекся, заглох.
 Щелкнула стрелка настенных часов.    

 Тишина.

Марк вынул трубку из восковой руки Камиллы.
- Мамы нет, говорить больше не с кем.

Он посмотрел на дисплей, на звуковую дорожку в режиме «loop», включил громкую связь, и в комнату хлынул знакомый мотив. Ритмичный бой гитар, отчетливый акцент на перкуссию, и вкрадчивый голос накрыл в характерной кошачьей манере :

- Как бы совсем не угореть
И добрым словом прихватить
Такую нежную зиму!
Уу-ху! Уу-ху!

Марк нажал на стоп.

Тишина.

За окном валил снег.
Всей своей тяжестью он придавил этот город к земле,
укутал плотно,  спеленал,

надежно занавесил окна, стирая последнюю связь с внешним миром.

Телефон в руке Марка потемнел и погас.

Укрытый снегом мегаполис качнулся и ушел во мглу.


Победно хлопнув парусами, по небу проплыла Зима.


Рецензии