Никон. ч. 128

         В мае 1605г.  у крестьянина Мины в селе  Вельдеманове  родился сын.
При крещении его назвали Никитою.

Потеряв мать в раннем возрасте,  Никита испытал от мачехи много лишений и горя.

       Подросшего сына отец отдал на учёбу к причётнику (низший служитель церкви). Научившись читать, мальчик увлёкся чтением церковных книг. Его сильно привлекала монастырская жизнь.

Какое-то время, он, сбежав из дома, жил в обители, но по просьбе отца вернулся домой.

       Женившись, Никита в одном селе работал  причётником, а  потом священником. У них с женой  было трое детей.

В те времена грамотные люди были в большом почёте и, по просьбе московских купцов,
Никиту переводят в Москву на службу.

       В тридцатилетнем возрасте, потеряв всех детей, Никита уговаривает свою жену постричься. Сам он, недалеко от Соловецкого монастыря,  в Анзерском скиту, был пострижен под именем Никона.

В Анзерском скиту жизнь оказалась суровой: избы, где располагались иноки, были построены на далёком расстоянии друг от друга.

Только по субботам они  приходили в церковь для богослужения. Ночью  прочитывалась вся Псалтирь, днём совершалась литургия и, потом иноки расходились по своим избам.

       После смерти в Кожеозерской обители  игумена, братия избирает  Никона на его место.

В 1646г., приехав по делам в Москву, игумен попадает на приём к царю.

Алексею Михайловичу пришёлся по душе  грамотный и умный  игумен.  Царь переводит его в  Новоспасский монастырь, где  ему присваивается  сан архимандрита.

Набожный государь стал часто посещать монастырь и проводил много времени в беседах с Никоном.

Люди, прослышав о том, что Никон  стал близок к царю, потянулись в монастырь с прошениями. Вскоре  среди простого люда стала ходить молва, что все просьбы, которые
приносит  архимандрит царю, выполняются.

В 1648г. на место новгородского митрополита был посвящён Никон. В Новгороде  митрополит проявил твёрдость и силу  характера при усмирении мятежа.

Не побоявшись восставших, митрополит спрятал у себя в доме воеводу и спас его от гибели. Рассвирепевшая толпа кинулась на митрополита и избила его, но он, истекая кровью, произнёс убедительную речь, заставив мятежников разойтись.

       Царь Алексей Михайлович  поразился  мужеством Никона  и ещё больше проникся к нему уважением и любовью. Царь дал ему большие полномочия, и митрополит ведал не только церковными делами, но и управлял всем городом.

       Всё это вызывало зависть и злость у бояр.

       Никон решил завести новые порядки в церковном обиходе. Церковные службы казались священникам длинными и утомительными, поэтому совершали богослужение всё вместе  в несколько голосов: один пел, второй читал и т.д.
Выходила большая путаница слов и звуков, ничего нельзя было понять.
С церковным пением происходило тоже  самое: поющие сильно растягивали слова, иногда их укорачивали, меняли гласные, неправильно ставили ударение.
Например, вместо «Спас», «во мне» пели «сопасо», « во моне» и т.д.


       Никон ввел новое правило –  в церковном пении  псалмы говорить одним голосом медленно, петь чинно и безмятежно. Когда государь услышал это пение, то приказал по всей стране петь в храмах, так как  постановил  Новгородский митрополит.


       В начале 1652г. царь велел  перенести в  московский Успенский собор мощи трёх бывших московских святителей, пострадавших  за правду, за веру и Отечество:

   -митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря, патриарха Иова из Старицы и патриарха Гермогена из Чудова монастыря.

В  Соловки за мощами св. Филиппа был послан Никон. В  это время в Москве скончался патриарх Иосиф. На собрании священников был избран патриархом московским  митрополит Никон. Но, узнав об этом, Никон отказывается от этого сана.

       Тогда царь силой заставляет привести  митрополита в церковь. Долго пришлось его уговаривать. Наконец Никон обратился ко всем с такими словами:

- Если  обещаете меня слушаться, как вашего главного архипастыря и отца, во всём, что буду возвещать вам о догматах Божьих и о правилах – то я, по вашему прошению и желанию не буду отрекаться от великого архиерейства.

        После того, как  царь и бояре поклялись, что будут выполнять все, что  скажет Никон, тот дал своё согласие быть патриархом московским.

      (продолжение исторического произведения "Русь Великая")


                http://www.proza.ru/2017/01/12/684


Рецензии
До Петра Первого цари считались с церковью более чем...

Анатолий Бешенцев   24.02.2018 00:08     Заявить о нарушении
Спасибо что зашли на страничку. И ещё больше за прочтения.
А Пётр 1 много чего изменил.

Ирина Склярова   24.02.2018 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.