C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Сильви Гиллем

       Сильви Гиллем.  Одна из лучших балерин мира. Год назад  с подачи моих друзей, которые умеют чувствовать и наслаждаться искусством, чутки к современной моде, посмотрела в вездесущем  YouTube  (проще, в Трубе) эту потрясающую балерину. Обилие информации о ней объяснялось тем, что в 2015 году, в год пятидесятилетия Гиллем, состоялось ее прощальное мировое турне.

       Просмотрела не только классический ее репертуар, а она получила образование классической балерины и была этуалью парижской  Гранд Опера, но и  современный модерн в ее исполнении. Поражает не  только ее необычная для балета, но совершенная фигура (высокая, выше  Плисецкой на 4 см, с очень длинными, прекрасной  формы ногами, выразительными руками), не только ее пластика и танец (балерина – абсолют).

       Поражает размер  личности Сильви Гиллем, подтвержденный не только  творчеством, отчасти принадлежащим и ее знаменитым балетмейстерам, но всем строем ее жизни. Она станцевала весь балетный классический  репертуар Парижской Гранд  Опера. В 89 году ушла в Ковент-Гарден за большей исполнительской свободой, получила все виданные и невиданные для балерины награды, включая  орден и кавалерство французского Ордена Почетного Легиона и почётного командора Ордена Британской Империи. Затем ушла в никуда, стала, как теперь говорят, фрила;нсером, поскольку больше всего ценит свободу творчества и личную свободу. Кстати, по сетевым слухам (интервью на личные темы не дает) она веган.

       В дальнейшем работала над отдельными проектами  совершенно в другой области танца – то, что сейчас называется contemporary dance, у нас перевели контемпорари балет, а проще сказать, если все же что-то из современной терминологии переводить – в области современного балета.

       Вынудило меня разразиться панегириком в честь этой великой балерины то, что в  области балета нет четких критериев, на которых можно основывать свое мнение. Есть только оценки специалистов.  Каждый волен иметь свое собственное  мнение, из совокупности  которых и складывается  общая оценка.

       Нашла в сети статью известного знатока  балета и критика, в которой он называет Болеро Равеля в постановке Бежара и исполнении Сильви Гилем ординарным и не лучшим в трактовке произведением (как-то так) и  ощутила потребность  восстановить равновесие и способствовать тому, чтобы просвещенный читатель Прозы.Ру составил своё мнение, хотя я, конечно, не  знаток и не критик, а просто – зритель.

       Сильви Гиллем  в Болеро Равеля –  мист, а постановка Бежара – мистерия. Именно в ее исполнении  это так ярко чувствуется. Думается, так и было задумано Равелем.   Мистерия Болеро  древнее, чем греческие (классическая Греция),  или римские, она   восходит  к Крито-микенской культуре, человеко-быку Минотавру, играм с ним. Отголоски этой культуры  существуют по сей день в Испании – юбки с воланами в несколько рядов, корсеты на шнуровке  с почти открытой грудью, прыжки молодежи на бегущем  молодом быке перед корридой, сама мистерия корриды  с ее кровью,  жертвоприношением быка…или человека.

       Удивительно, что при этом Критская культура, насколько  можно судить по сохранившимся памятникам её,  в ту жестокую и воинственную эпоху  отличалась полным отсутствием изображения кровавых жертвоприношений, стычек, войн, пленения. Зато мы видим прекрасных женщин и юношей в ярких, изящных  нарядах, украшенных  драгоценными  диадемами, ожерельями, браслетами, играми этих созданий с тончайшими талиями, широкими  плечами, стройными фигурами  с быками и дельфинами, видим их  идущими в процессиях с цветами, лирами и кубками.
 
       В Болеро ты участник, ты тоже мист, посвященный. Слитность с музыкальным ритмом, красота и законченность движений танцовщицы на подиуме, рога стада муже-быков вокруг подиума…  Из фантастической тьмы веков пришла к нам мистерия игры с быком, со смертью. В танце Гиллем  нет чистого эротического призыва, секса, страстности  и стервозности   женщины (см. то же Болеро в исполнении изумительной  Майи Плисецкой).  Впрочем, подобное на подиуме изображать может и мужчина, молодой и совершенно  красивый (Донн, запись 1982 года).
 
       Временами забываешься и ощущаешь страх, может быть ужас, как будто в темноте  идешь по лабиринту, где с любой стороны может выскочить … Это несколько монотонное движение может не дать катарсиса, оно может оборваться в любой момент, его может остановить тлетворное дыхание быка(ов)  или смерть. В любом случае, чтобы вы не воображали, танец будит мысль, высвечивает связь времен и искусств и дарит восторг.

       Сильви – прекрасна. Из многочисленных вариантов Болеро в исполнении Гиллем  предлагаю  выбрать концерт в Токио – последний концерт  прощального турне 31 декабря 2015 года .

       Многие великие балетмейстеры работали с Гиллем и для нее, среди них  Бежар, Форсайт, Акрам Хан. В сети огромное количество произведений в  исполнении  Сильви  Гиллем. Позвольте посоветовать просмотр хотя бы одного произведения из разных периодов творчества балерины  кроме Болеро, чтобы составить более полное представление о ней.

Из классики с Сильви Гиллем, например,  Адажио (уж на что заезженное!) из Лебединого озера.

«In the middle, somewhat elevated» (в  середине нечто  на  возвышении, перевод мой) Форсайта. Образец модерна.

Из современного балета Wet woman (скорее всего, пьяная женщина)  и Smoke (Дым), особенно адажио в конце последнего. Отдельно это адажио  можно посмотреть:


Постановки  Акрама  Хана (танцовщик и постановщик из Бангладеш) модное смешение европейского модерна и этно. Новое расширение сознания в танце. Наиболее известен (но очень длинный) балет “Sacred Monsers” Священные чудовища.

Наслаждайтесь искусством  гениальной  Гиллем!

В заключение еще ссылка. Если возможно совершенство в движениях человеческого тела  – вот оно:



Рецензии
спасибо Вам, многое напомнили
(Сильви\танцовщиков\
тавромахию\мистерии Родоса
\Древнюю Грецию).
в юности очень увлекался теорией
балета, энергетика мощнейшая.

не помню, Вы читали
вот это?
http://www.proza.ru/2014/01/24/876

жаль, Ваша ссылка не отображается,
но можно её продублировать словами,
иногда срабатывает!

с уважением,

Игорь Влади Кузнецов   15.01.2017 23:00     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и за внимание. Мистерию танца прочитала и оставила отзыв. Как интересно иногда возникает пересечение интересов и мыслей. Только я бы так никогда не смогла написать о танце, как это сделали Вы. Для меня это невыразимо.
Ссылки на сторонние ресурсы у многих не отображаются (кстати, и у Вас тоже), пока не поняла почему. Поступаю просто - копирую и в поисковик.
С уважением.

Алина Раман   17.01.2017 22:54   Заявить о нарушении
сделал, как сказано.
танец Сильви потрясающ,
особенно его последняя четверть.
увидел отдалённое сходство с Ай.Дункан.
Просмотрел и танцы с партнёрами.
сильно!

Игорь Влади Кузнецов   17.01.2017 23:40   Заявить о нарушении
Спасибо за интерес к этой потрясающей балерине и личности. Редко имею возможность заходить в ПРОЗУ, извините за задержки с ответами.

Алина Раман   18.02.2017 13:40   Заявить о нарушении