Интересные мысли о Рождестве Христовом...

Интересные мысли о Рождестве Христовом...о "доме хлеба", о радости Ангелов и о дьяволе...


Недавно делился прочитанным у митрополита Вениамина Федченкова в "Письма о двунадесятых праздниках":

Интересные мысли о Рождестве Христовом...о яслях для скота:
(http://filin-dimitry.livejournal.com/349716.html)

***
Читал накануне Праздника митрополита Вениамина Федченкова ("Письма о двунадесятых праздниках") о Рождестве Спасителя...

Ясли для скота...Отчего Господь избрал местом Своего рождения именно скотские если? Рассуждения такие (своими словами):

- Человек пал из-за того, что впал в гордыню. Отсюда победить гордость можно только противоположным- смирением... По этой причине Господь не рождается в царских палатах (хотя и это уже крайнее уничижение для Творца) и не в богатом доме, а в бедноте и неустроенности, даже не в бедном доме, а в чужом... и этот, чужой - и тот даже и не человеческий, ибо не нашлось ему места среди людей, пусть даже и бедных!

Душа человека, отошедшего от Бога и изгнанного Им постепенно совершенно оскотинилась - оттого и ясли для скота.

А отчего именно ясли? В ясли кладут пищу для скота, и Господь пришел к нам как пища- Хлеб Небесный! Все символично и не случайна никакая деталь в Писании!

***


Так же обнаружилась в диалоге еще символичность:

- А отчего именно пещера для скота?

По моему разумению самая первая причина - как раз в тех размышлениях уже указана - смирение. По этой причине, как и сказано, родился Господь не в царских палатах и не в богатом доме и вообще не в человеческом жилище и к тому же не собственном - а в пещере для овец.

К тому же это нам важное напоминание о том, что Царство Божие можно стяжать в любом месте, куда Господь тебя не определит быть, даже и в самом мрачном месте на земле. Потому как не место украшает человека, а сам человек своими делами и мыслями, своим образом жизни добродетелями красит любое место. Этому примеров большое число, как будучи в узах, в лагерях, люди своею любовью и исповеданием Господа не только превращали эти суровые обители в места Божии, но и других людей вокруг себя приводили к спасению.

Наверное, тот факт, что Господь Иисус Христос родился в пещере для овец есть еще напоминание нам, чтобы мы были разумными и благодарными овцами и Пастыря своего имели в доме своем - в своей душе...

Но, это по моему разумению...надо бы почитать у святых отцов...

- От отца Даниила Сысоева узнал, что пастухи там пасли и на ночь загоняли (зима ведь) - именно ЖЕРТВЕННЫЙ скот. Лучших животных, которые потом (весной?) пригонялись в Иерусалим для принесения в жертву...

О жертвенном скоте еще почитаем, а вот о хлебе и о Хлебе еще обнаружил:

" Вифлием толкуется - "дом хлеба": а Сам Он говорит: Аз есмь хлеб животный, Иже сшедый с небесе (Ин. 6: 51).

Рождается он не в дому родительском, а на пути, показыая тем, что Он рождается как бы в чужом месте, - ибо предвечно рождается в недрах Отчих.
Рождение Царя возвещает Ангел. Ибо когда мы познали Царя нашего, признали нас Ангелы своими согражданами". (святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский. Из выписанного м. Вениамином).

А отчего радуются Ангелы?

""На земле мир". Вот какое явление привело Ангелов в восторг. Земля, которая прежде была проклята, страна брани, место изгнания осужденных, - эта земля приняла мир".(святитель Амфилохий Иконийский, там же - из выписанного).

И как дополнение у святителя Григория Богослова:

" Да составится торжество Небесных и земных сил: ибо я уверен, что Небесные силы радуются и торжествуют ныне с нами, потому что они человеколюбивы и боголюбивы".

А что же, многие спрашивают - "Разве прежде вочеловечения Господь не мог победить сатану?

Да, мог. Но последний мог бы хвалиться: я победил человека и побежден Богом, и потому мое падение не было большим. Посему Бог соделался Человеком, победил диавола, и через Крест соделал диавола (даже) попранием людей. Когда люди имеют на челе знамение креста, то попирают силу диавола. Внемли чуду: святые при жизни попирали демона; и по разделении земного состава их, когда остаются мощи их, демоны содрогаются, слыша одно имя святых". (епископ Евсевий Александрийский, там же).


А в том, что тело человека Бог использует именно как орудие (для победы над диаволом), нам напоминает святитель Афанасий Александрийский:

"...бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область, от которой и прежде не было далеким ; потому что ни одна часть творения не осталась лишенною Его, но, пребывая со Отцом Своим, наполняет Оно и всю вселенную во всех частях ее. Но приходит , снисходя Своим к нам человеколюбием и явлением среди нас.

И видя , что словесный человеческий род гибнет, что смерть царствует над людьми в тлении; примечая также, что угроза за преступление поддерживает в нас тление, и несообразно было бы отменить закон прежде исполнения его; примечая и неприличие совершившегося, потому что уничтожалось то, чему само Оно было Создателем; примечая и превосходящее всякую меру злонравие людей, потому что люди постепенно до нестерпимости увеличивали его ко вреду своему; примечая и то, что все люди повинны смерти, — сжалилось Оно над родом нашим, умилосердилось над немощию нашею, снизошло к нашему тлению, не потерпело обладания смерти, и чтобы не погибло сотворенное, и не оказалось напрасным, что сделано Отцом Его для людей, — приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему. Ибо не просто восхотело быть в теле и не явиться только пожелало. А если бы восхотело только явиться, то могло бы совершить Свое Богоявление и посредством иного совершеннейшего. Но приемлет наше тело, и не просто, но от пречистой, нерастленной, неискусомужней Девы, тело чистое, нимало неприкосновенное мужескому общению. Будучи Всемощным и Создателем вселенной, в Деве уготовляет в храм Себе тело, и усвояет Себе оное, как орудие, в нем давая Себя познавать и в нем обитая.

И таким образом, у нас заимствовав подобное нашему тело, потому что все мы были повинны тлению смерти, за всех предав его смерти, приносит Отцу. И это совершает Оно по человеколюбию для того, чтобы с одной стороны, поскольку все умирали, закону об истлении людей положить конец тем, что власть его исполнилась на Господнем теле, и не имеет уже места в рассуждении подобных людей; а с другой стороны, людей обратившихся в тление снова возвратить в нетление, и оживотворить их от смерти, присвоением себе тела и благодатию воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем".(Слово о воплощении Бога – Слова, и о пришествии Его к нам во плоти).

Читаешь святых отцов и рассуждения митрополита Вениамина и еще яснее понимаешь, отчего Рождество Господа нашего Иисуса Христа есть событие большее, чем даже сотворение всей Вселенной Им и отчего это есть Праздник Праздников, почти ничем не уступающий по Торжеству и значимости Светлому Христову Воскресению!

Ведь на Кресте совершилось Искупление наше, но началось оно с боговоплощения. Тут начало искуплению - там, на Голгофе кульминация его. Оттого и зовет нас Господь сопутствовать Ему на всем Его пути - от Рождества в Вифлиеме до Крестной смерти на Голгофе.

Ему же, Господу нашему слава и держава с Безначальным Его Отцом и Святым Духов всегда ныне, присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/352695.html)


Рецензии