Тот, кто раньше с нею был

В тот вечер я не пил, не пел -
Я на нее вовсю глядел,
Как смотрят дети, как смотрят дети.
Но тот, кто раньше с нею был,
Сказал мне, чтоб я уходил,
Сказал мне, чтоб я уходил,
        Что мне не светит.

И тот, кто раньше с нею был, -
Он мне грубил, он мне грозил.
        А я все помню - я был не пьяный.
Когда ж я уходить решил,
Она сказала : "Не спеши!"
Она сказала : "Не спеши,
        Ведь слишком рано!"

Но тот, кто раньше с нею был,
Меня, как видно, не забыл, -
        И как-то в осень, и как-то в осень -
Иду с дружком, гляжу - стоят, -
Они стояли молча в ряд,
Они стояли молча в ряд -
        Их было восемь.

Со мною - нож, решил я : что ж,
Меня так просто не возьмешь, -
        Держитесь, гады! Держитесь, гады!
К чему задаром пропадать,
Ударил первым я тогда,
Ударил первым я тогда -
        Так было надо.

Но тот, кто раньше с нею был, -
Он эту кашу заварил
        Вполне серьезно, вполне серьезно.
Мне кто-то на плечи повис, -
Валюха крикнул : "Берегись!"
Валюха крикнул : "Берегись!" -
        Но было поздно.

За восемь бед - один ответ.
В тюрьме есть тоже лазарет, -
        Я там валялся, я там валялся.
Врач резал вдоль и поперек,
Он мне сказал : "Держись, браток!"
Он мне сказал : "Держись, браток!" -
        И я держался.

Разлука мигом пронеслась,
Она меня не дождалась,
        Но я прощаю, ее - прощаю.
Ее, как водится, простил,
Того ж, кто раньше с нею был,
Того, кто раньше с нею был, -
        Не извиняю.

Ее, конечно, я простил,
Того ж, кто раньше с нею был,
Того, кто раньше с нею был, -
        Я повстречаю!

1962


Так случилось, что мой пубертат прошёл под знаком Высоцкого.

У зятя (мужа сестры то есть) было шесть или семб бобин с его записями. И великолепный катушечный магнитофон "Маяк".  И ещё более великолепные стереонаушники. Каждая чашка которых была размером с хорошую боксёрскую перчатку.

Только - только родилась Катя, племянница. И меня несколько раз в неделю  отправляли на девяносто пятый квартал "делать уроки" вместе с новым членом семьи, в квартиру, предоставленную другом отца дядей Лёней Саплиновым в качестве гнёздышка для  молодой семьи. Чтобы я там, "выполняя домашние задания", попутно присматривала за маленькой. Во всяком случае, такова была официальная версия.

Разумеется, никаких "домашних заданий" никто не делал. Какие могут быть "домашние задания" в присутствии бегающего по дому годовалого ребёнка, непрерывно переворачивающего ящики комодов, тумбочек и шкафов?

Дело в том, что глава нашей странной семьи, маменька, категорически возражала против бросания Наташкой института, и воспитанием новобранца по очереди занимались все. Тёти, дяди, сёстры, братья, родные и двоюродные бабушки - дедушки с обоих сторон, а также няни в яслях и так далее.  Даже моего отца, послеинсультного инвалида первой группы, привлекали к участию. Он тоже, как мог, вносил посильную лепту в процесс "поднимания на ноги" ребёнка.

"Титуть" - как говорила годовалая Катя - сестра таки не бросила. Ценой неимоверного напряжения всех сил - и своих, и семьи - получила свой диплом строителя. Чтобы потом полжизни проработать кастеляншей в ведомственной гостинице. Кстати, она с гордостью говорила, что без высшего образования на такую козырную должность попасть не получилось бы. Ну-да, ну-да. Без бумажки, свидетельтвующей о пяти годах мучений в стенах института (слово "сопромат" она до сих пор произносит с содроганием) стелить постели, драить коридоры и стирать полотенца её бы никто не допустил. В нашем лучшем городе всех времён и народов Прямой Рог с работой для женщин чрезвычайно погано дела обстоят. Там вообще со всем дела очень плохо обстоят, не только с работой для женщин. Но я сейчас не об этом.   

"Делать уроки" выглядело следующим образом: недавно научившаяся ходить Катя (она же "Тятёк") лазила по своей четырнадцатилетней тёте, которая, надев наушники, валялась на ковре и всё слушала, слушала, слушала Высоцкого. Я тогда, в восьмидесятых годах прошлого века, все концерты Высоцкого знала практически наизусть. Благодаря частому "деланью уроков" с маленькой Катей.

 Сейчас, когда мне в прошлую пятницу уже исполнилось сто пятьдесят лет, память нет - нет, да и выдаёт спонтанно какую-нибудь строчку Высоцкого. Причём "внутренний голос" произносит её, разумеется, голосом Владимира Семёновича с его неподражаемыми интонациями.

Особенно этот странный механизм самопроизвольного вмешательства Мнемозины в обыденность усиливает свою работу на фоне небольшого утомления, как сейчас. Вот, вдруг взяла и вылезла откуда-то блатная баллада о бандитском кодексе мужской чести. Она меня в моём целомудренном отрочестве сильно волновала. Будила воображение. Казалась: вот они, главные тайны взрослой жизни. Суровые, честные, натуральные.

Да кондовые они, кодексы этой вашей взрослой бандитской жизни. Дубовые и дебильные. Ничего в этих "суровых правдах жизни" нет хорошего.

Меду прочим, "Тот, кто раньше с нею был" - действительно, великолепная стилизация. Нашла и огромным удовольствием погрузилась в неё снова.



АПД. Оказывается, Диана Арбенина её тоже поёт. Ухты. И замечательно у неё получается, между прочим. Янского начала в этой поразительной женщине не меньше, чем у Владимира Семёновича, однако. Можете сами убедиться, если захотите. Ролик нетрудно найти в сетке.

                * * * * *
Иллюстрация: скрин с ютьюбовского ролика Дианы Арбениной, где она исполняет "Тот, кто раньше с нею был".

13 октября, 2012

(с)Моя сестра жаба


Рецензии
И вот точно также, как все мы вышли из детства, точно также все мы выросли из Высоцкого... Нам повезло - у нас был Высоцкий, у каждого - свой. Думается, и ему с нами повезло. Ни один автор не имел такую аудиторию своих поклонников.

Яков Каунатор   12.01.2017 17:49     Заявить о нарушении