Оружие. Интегрированная планка Пикатинни от TWS

Эта статья (да и весь этот раздел, если я решу добавлять сюда информацию) предназначена исключительно для энтузиастов стрелкового дела, она будет безмерно скучна праздному  читателю как например мне была бы скучна статья по вязке носков :о)

Практически всё мужское население постсоветского пространства знакомо с культовым продуктом Калашникова - АКМ, или как он называется на Западе АК 47. Все знают о его неприхотливости к обслуживанию, простоте в обращении, надёжности, большой ёмкости магазина и прочем. Но за прошедшее с момента его массового внедрения время общая конструкция автомата оставалась очень консервативной. Безусловно каждая страна имевшая патент на изготовление АКМ меняла что либо, но чаще это было чисто косметические или статистические изменения. Длина приклада, наличие дополнительной ручки, приспоспособления для установки гранатомёта. Израиль и Финляндия серьёзно переработали автомат Калашникова, так, что ни одна часть не является взаимозаменяемой с оригиналом. Но одна вещь оставалась прежней - прицел.

Фиксированный универсальный прицел АКМ великолепен в своей простоте и универсальности. Не требует большого внимания, защищён от механических повреждений и легко настраивается... Но будучи простым, он является и весьма ограниченным в своих приложениях. У Американцев есь выражение "Spray and Pray" что можно вольно перевести на Русский как "Поливай очередями и надейся что попадёшь". По большому счёту это была формула стрельбы с 1950х до конца 1980х во всех вооружённых конфликтах. Оптические прицелы были дорогими, капризными, сложными в эксплутации.

Две вещи изменили таковую парадигму.

Первая - изобретение и широкое применение планки Пикатинни/Веббера. Унифицированное устройство позволило стандартизировать навесные устройства для оружия.

Вторая - популярность винтовки М 16 и её "гражданского" аналога АР 15 среди Американского населения.

Американцы не скрывают своей любви к огнестрельному оружию и гордятся правом на его обладание записанным в Конституции США. Не преувеличу, если скажу, что подавляющая мужская часть Америки (и растущая женская) имеют в своём сейфе как минимум одну АР 15. Комбинация АР 15 и планки Пикатинни открыла дверь к бесконечной кастомизации этого оружия, и в первую очередь - прицелам.

Когда мы служили в Вооружённых Силах СССР мы были молоды, наши глаза были молоды. Мы могли видеть далеко и чётко. Так и в большинстве армий мира. Но тем, кто моложе 40 лет, я скажу по собственному опыту. Зрение со временем портится, и чем дальше - тем больше. Совмещение передней и задней части прицела становится порой буквально головной болью. После сорока я мог одновременно видеть либо заднюю часть прицела, либо мушку. Прицеливание становится проблемой что ведёт к уменьшению аккуратности стрельбы.

Планка Пикатинни позволила установить оптический прицел на АР 15 и решить эту проблему. Вслед за многочисленными изготовителями АР 15 все главные оружейные компании так или иначе изменили дизайн своей продукции в сторону интеграции планки на большинство своих моделей.

Но Калашников пошёл другой дорогой. В 90х годах прошлого столетия (прошу читателя поправить меня если я не прав) на АК начали устанавливать вариант ПОСП кронштейна применявшегося на Снайперской винтовке Драгунова. Это безусловно лучше чем обычный прицел, но этот "собственный" путь был тупиком. И ассортимент и цена и качество предлагаемых оптичских прицелов я бы определил словом "косный". У меня есть вариант Драгуновской винтовки с оригинальным прицелом и по собственному опыту должен сказать,что стрельба на большую дистанцию с этим прицелом трудна и неблагодарна.

Во-первых кронштейн прицела выполнен из плохого качества металла и трескается в месте защёлки. Только установка коммерческого кронштейна из авиационного алюминия разрешило эту проблему.

Во- вторых ось прицела и ось ствола не совпадают, а посему линия прицела и траектория полёта пули не параллельны! Конечно, если профессионал стреляет из единственного оружия пять раз в неделю, он в конце концов запомнит коэффициенты. Но если я стреляю из 10 разных ружей разных калибров - подобная "кустарность" отбивает охоту.

Но вернёмся к предмету этой статьи.

Имея в своём арсенале 3 ружья сделанные на платформе АК, я скрепя сердце терпел невозможность высокоточной стрельбы и следил за развитием рынка в этом отношении.

Сначала в свободной продаже появились сделанные "на коленке" изделия из Китая, где к стандартной штампованной крышке ствольной коробки приклёпывалась тяжеленная трёхлинейная рейка Пикатинни, но сие изделие не выдерживало никакой критики. Затем несколько производителей (наиболее известен Кребсовский вариант) предложили накладки поверх крышки ствольной коробки, которые были намного прочнее, но крепились на винт приклада, что делало сборку/разборку намного сложнее, да и приклад со временем приходилось менять

Наконец примерно 3 года назад на рынок вышла небольшая фирма Texas Weapons Systems (Для простоты в дальнейшем я буду использовать аббревиатуру ТВС) и предложила революционный по простоте и качеству изготовления продукт - фрезерованную крышку ствольной коробки с интегрированной планкой Пикатинни (в дальнейшем ФКПП). Что казалось бы проще, убрать дешёвую штамповку и поставить на её место прочный продукт, но на самом деле производителю пришлось преодолеть много технологических препятствий. Сейчас на ТВС предлагают третье поколение ФКПП, и я счёл его достаточно готовым для того чтобы приобрести и установить.

Третье поколение ФКПП недёшево, комплект состоящий из планки и крепежа обойдётся вам с налогом и пересылкой в 200 долларов США. Кроме того, существующие варианты АКМ столь разнятся между собой в деталях, что даже имеющийся ассортимент ФКПП может потребовать дополнительной работы напильником.

Я решил для первого эксперимента установить ФКПП на мой РПК (Ручной Пулемёт Калашникова) который имеет ствольную коробку идентичную АКМ. Прицеливание через стандартный прицел на этом пулемёте было для меня особенно сложным, поскольку длинный ствол разносит переднюю и заднюю часть прицела на большее расстояние чем АКМ. Как я уже упоминал, мне пришлось подтачивать базу "якоря" который расклинивается на месте пружины задней части прицела, и на который собствено крепится сама ФКПП. Но после небольшой работы напильником, "якорь" встал прочно и зафиксировал ФКПП точно где она должна стоять.Задний крепёж ФКПП точно такой же как у стандартной крышки ствольной коробки.

На ФКПП я установил недорогой оптический прицел NCStar 3*9 с QD (quick detachment) кронштейном. Вновь установленная деталь позволяет использовать довольно широкий диапазон оптических прицелов, от коллиматорных до классической оптики. Моё беспокойство в большей степени было в отношении способности ФКПП держать установленные параметры оптического прицела чем в увеличении точности стрельбы.

Результаты стрельб оказались обнадёживающими.

Первоначальное обнуление прицела на 25m для РПК (стандартное для АКМ) оказалось неверным. Более длинный ствол РПК даёт большую скорость пули на выходе и соотвественно её траектория оказывается существенно выше на 100 и 200 метрах, чем ожидается, что отражается на зоне гарантированного поражения. Если кто либо из читателей планирует что либо подобное - я рекомендовал бы обнулять прицел на 50 метров, что даст более пологую траекторию и гарантированное поражение на дистанции от 0 до 250 метров при постоянном прицеле.

Хотя рассеивание на 100 метрах оказалось большим чем я ожидал, все попадания оказались в "чёрной" части мишени и очень статистически очерчены. После обсуждения результатов стрельбы с коллегами, мы пришли к выводу, что использованные мной патроны не оптимальны для пристрелки. Я использовал полуоболочные патроны, которые могут значительно отличаться по весу из за низкого качества литья (свинцовая часть пули варьировала по размеру и форме)

Наличие оптического прицела установленного над осью ствола делает стрельбу из РПК "приятным". Мишени на 100 и 200 метрах хорошо видны и прицеливание быстро и эффективно. Впервые за последние 15 лет я получил удовольствие от стрельбы из ружья на платформе АК.

Прицел не сбился после того как я последовательно и многократно открывал и закрывал ФКПП с установленным на ней оптическим прицелом. Что подтверждает опыт других операторов ФКПП.

Вывод. Я рекомендовал бы энтузиастам стрелкового дела инвестировать в ФКПП от ТВС. Это не реклама, а посему заинтересованные могут поискать сами исходные данные продукта и производителя.



Виктор Урусов

9 Января 2017


Рецензии