Поход в гору

Когда-то, очень давно, я увидел самую первую гору в своей жизни. Из окна поезда была видна огромная глыба, выросшая среди равнин степи, по пути к Ессентукам. Для меня это приравнивалось к чуду до сели невиданному. Такая реакция возникла, потому что я – степной человек. Потом на отдыхе привык к горам за неделю и относился к ним, как к чему-то обыденному.
Несколько лет спустя после этой поездки я поехал работать на Красную Поляну в гостиницу. Персонал гостиницы жил около станции в красивом и чистом общежитии. Работалось хорошо, но платили немного и со временем стало тоскливо: никуда не поехать и не развлечься. Выходные казались однообразными, каждый раз спускаться в Адлер на электричке обходилось недёшево, исходя из моей зарплаты. И вот однажды, мой товарищ позвал меня покорить гору, напротив нашего общежития. Она была высотой, как две статуи «Родина-мать»
Санёк был из Новосибирска. Языческие руны украшали его левую руку. Козлиная бородка небрежно торчала на белом лице, а волосы, собранные в конский хвост, явно намекали на его принадлежность к рок-культуре.
- Здорова! Давай собирайся, пойдём на гору, и сегодня же спустимся к вечеру. Мне завтра на работу. – сказал он мне при нашей встрече.
- Лады. – ответил я и пошёл за сигаретами и телефоном. «Наверное, больше и ничего не надо» - мелькнуло в голове, как же ошибался. Через двадцать минут мы встретились у входа в общежитие. На мне были шорты, футболка и кеды, а на товарище: штаны, цвета хаки, футболка с длинным рукавом и ботинки, внушительных размеров.
Мы прошли до подножия горы – километра два расстояния. Солнце согревало лучами, веяло прохладной свежестью. Шоссе проходило рядом с горой, одна из скал протянулась двести метров вдоль дороги, её пришлось обойти, чтобы продолжить своё путешествие на вершину.
Мы обошли огромную каменную глыбу, и нам открылся пологий подъём без тропинок и каких-либо указателей.
- Ну что – вперёд?! – сказал Санёк, полный решимости и жажды покорения высоты.
 - Конечно! – ответил я с огромным энтузиазмом.
Как только началось наше восхождение - очень колючая трава впилась в мои ноги. Я был в шортах, поэтому ощутил всю мощь жгучей дикой ежевики. Прошло полчаса путешествия от подножья вершины – ноги, вплоть до колен горели и зудели от царапин. Но останавливаться не хотелось вовсе. Товарищ, сопровождавший меня, казалось, совсем не заметил колючек, штаны спасали.
Мы зашли в начало леса, который покрывал безымянную гору. Становилось мрачно, кое-где пробивался свет сквозь густые ветви деревьев и островками ложился на землю.
Прошло около часа с момента нашего восхождения, и я заметил яму в земле, присыпанную листьями.
- А что это? – спросил я у товарища.
- Это берлога. – равнодушно ответил он.
- Как берлога? Медвежья? – у меня внутри всё похолодело.
- Она самая.
Санёк шёл, будто ничего не произошло. Я, поражённый безразличием своего попутчика, едва ли сдерживал себя от паники. Моё внимание резко обострилось. Спустя час мы услышали журчание воды. Горный ручеёк быстро спускался вниз, чистейший источник угостил нас.
Я увидел водопад и позвал за собой компаньона. Путь вдоль берега ручья открывал живописные места. Но после часа увлекательной прибрежной прогулки – колючие кусты и заросли деревьев преградили нам путь. Солнце стремительно садилось, а мы в то же самое время забылись, карабкаясь по гранитным камням на верх водопада. Когда мы преодолели препятствие, то практически ничего не могли разобрать в темноте, окружавшей нас. Радостный Санёк позвонил своей подруге и хвалился своим подвигом, рассказал о потрясных фото, будто забыв о кромешной тьме. Я тоже был рад и поздравил своего товарища с успешным предприятием.
Пришло время спускаться. Стало довольно холодно. Дело в этом случае не в низкой температуре, а во влажности. Она промораживает насквозь. Привычный мне степной воздух – сухой, и холод остаётся только на поверхности тела.
Мне стало холодно, как при осеннем дожде. Я сильно просчитался со временем восхождения, тем более с одеждой и реально не представлял, что делать. Положение усугублялись дорогой, на которую пал выбор, а точнее полное её отсутствие. Мы шли напрямую к вершине, тропы туристов никто из нас не знал.
Мы начали спуск. Спуск оказался ещё сложнее. Через метров двести мои ноги сковали судороги. Они сильно горели, болели и не давали и шагу ступить мне. Мышцы, как будто рвались. Из-за безысходности положения я присел на сырую листву.
- Санёк! – окликнул я, впереди идущего товарища.
- Да!
- Иди сюда! Костёр разведём.
- А что случилось? Замёрз?
- Мои ноги судорогой свело. Надо бы отогреться.
- Хорошо, только не долго – мне завтра на работу. – ответил Санёк. Он стал собирать листья посуше, и я стал рыскать вокруг себя в поисках сухих палок.
Костёр не мог разгореться, листва была в основном влажном и очень сильно дымила. Но минут через десять появился небольшой язык пламени. Мои ноги медленно согревались, а судороги всё равно их не отпускали. Прошло полчаса, и Санёк сказал:
- Слушай, мне нужно на работу утром. Если мы сейчас не пойдём, то я не успею.
- Санёк, я бы с радостью, но ноги мои идти не могут пока. Давай ещё подождём.
- Нет, мне надо идти. Давай договоримся, что если ты не появишься к девяти часам в общежитии, то на ресепшине администратор вызовет службу спасения. Идёт?
- Ну хорошо. Ты только сам доберись. – ответил я, раздосадованный своим положением.
Санёк стремительно стал спускаться и пропал в темноте за обрывом.
Я остался один у костра, совершенно не понимая, как свои ноги заставить идти. Вокруг слышались ночные переклички птиц, рядом текла горная речка, и шум воды заглушал слабые звуки. Луна светила сквозь кроны деревьев. На часах было два часа ночи. Костёр потух и опять задымился. Снова его зажечь у меня не получилось – не было ничего сухого вокруг. Зубы стали стучать от холода, тело продрогло насквозь быстро. Ощущение того, что, если я не согреюсь, - до утра могу не дожить, одолевали мой разум. Пройдя несколько шагов, передо мной оказалась яма с метр глубиной. Я вспомнил, как нанайцы во время вьюги ложатся в снег, лицом вниз и так спасаются от лютых северных холодов. Тогда взяв в охапку листьев, я лёг в яму в позе эмбриона и зарылся под листвой. Через какое-то время стало теплей, но не настолько, чтобы можно было согреться – зубы всё также стучали. Когда стало совсем не в моготу, - я молился. Жуть накрывала с головой, но потом ей на смену пришло смирение с происходящим.
Я встал из ямы часа в четыре и начал спуск, взяв себе палку, чтобы не упасть от боли в ногах. Земля под ногами вся в рытвинах и камнях, поросших мхом. Дойдя до яркого света луны, я очутился на обрыве с трёхэтажный дом. Передо мной открывался большой простор – внизу расстилалось поле колючей дикой ежевики, в его конце лежали поваленные деревья. Я скинул палку к подножью обрыва, она мне очень помогла не упасть из-за трясущихся ног. Спускался с обрыва не долго, но и не быстро – кеды скользили по камням, они были похожи на сплошной кусок грязи. Перспектива падения ужасала.
И вот я на твёрдой земле с палкой. На протяжении пути по колючему полю меня озарял голубой свет, который делал меня видным, как на ладони. Боязнь того, что нарвусь на бандитов, делала меня тихим и приземистым. – это была единственная защита на тот момент. Конечно, я не слабак и в голове представлял, как разделываюсь с двумя. А остальные? Такие мысли подгоняли вперёд без оглядки. Продираясь сквозь колючие заросли мои ноги стали кровить – царапин было столько, что кожа казалась красной на ногах и руках в том числе.
Я несколько раз падал, спотыкаясь о рытвины, невидных под покровом травы. Почти у самого подножия горы я вышел на дорогу и по ней спустился в деревню у шоссе, хорошо мне известного. Было шесть утра. Люди бросали на меня странные взгляды пренебрежения. Ещё бы не бросали – моё тело было похоже на кусок мяса без кожи на ногах, шорты и футболка на тот момент напоминали холстину зелёно-бурого цвета, кеды совершенно потеряли свой облик под грязью.
Я у шоссе быстро сориентировался и через час уже находился около проходной. Но мысли на счёт, того, как попасть в общежитие через КПП волновали всю дорогу - у меня не было пропуска.
Благополучно добравшись к месту назначения, я сказал охраннику:
- Доброе утро! Извините, я забыл пропуск, но живу здесь в комнате тридцать шесть-двадцать три.
Охранник окинул меня взглядом и сказал:
- Как тебя угораздило?
- Я решил подняться в гору вчера и переоценил свои возможности. Теперь вот стою перед вами в таком виде. – сказал я, стесняясь себя. Охранники переглянулись и засмеялись.
- Фамилия? – сказал один из них.
- Антонов. – буквально, выкрикнул я.
Охранник позвонил в регистратуру и убедился в моём статусе.
- Проходи.
- Спасибо, спасибо, спасибо – сказал я и побежал к себе в комнату. Там принял душ, что было крайне неприятно из-за кровоточащих ран, потом лёг спать и проспал до самого вечера.
Так завершилось моё путешествие – я его ещё не скоро забуду. 
   
       


Рецензии