Карл Брюллов. Итальянский полдень

     Карл Павлович Брюллов: Итальянский полдень ( Итальянка, снимающая виноград ). 1827Холст, масло. 64 ; 55 см,Русский музей, Санкт-Петербург.Одна из лучших работ художника.

       Парная к «Полдню» картина «Итальянское утро» написана в 1823 году и была подарена Обществом поощрения художников Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень». «Полдень» был написан в 1827 году и стал причиной разрыва художника с ОПХ.

О КАРТИНЕ

   В густой тени сада, стоя на лестнице, итальянка снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от нее восхищенного взгляда.Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажненных глаз и улыбкой на полураскрывшихся губах, охвачена радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце ее округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой, напоенной живительным соком гроздью винограда.
       В лице девушки нет и тени усталости, хоть у нее и собрана уже целая корзина. Все говорит о молодости девушки. Ее пышное тело «дышит» здоровьем.  Привлекающие внимание серьги, яркая, свободная одежда — все это подчеркивает ее красоту.

     Едва заметный румянец на щеках героини создает удивительно трепетный и свежий образ. Белая блузка оттеняет смуглую бархатную кожу. Девушка, впитавшая лучи жаркого солнца, словно сама излучает теплый свет.
        Великолепно написанная белая ткань рубашки вбирает в себя оттенки окружающей зелени. В холодных тонах выдержано погруженное в полутень левое плечо итальянки.

  Введенный Брюлловым красный цвет шали, находящий отклик в румянце ее щек, дан в приглушенном звучании." При виде великолепной виноградной грозди девушка откровенно восхищена этим проявлением природной щедрости. В этом и состоит сюжет работы.

   Темная зелень листьев виноградной лозы, старая лестница, плетеная корзина - детали, призванные подчеркнуть яркость полуденного солнца, теплоту летнего итальянского дня.

        По описанию Гоголя, предстает «женщина страстная, сверкающая, южная, итальянская, во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, - прекрасная, как женщина».
Говорят,что моделью послужила графиня Юлия Павловна Самойлова, урожденная Пален (1803 - 1875).

    Картина появилась на выставке в Петербурге и получила много нелестных отзывов. Критики посчитали, что модель не изящна и не соответствует «классическим идеалам» красоты. Отзыв на картину в письме к художнику был таким:

  "Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса"

На критику Брюллов ответил следующее:

  "Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй."

         Обидно, что современники Брюллова не признали эту картину. Для них она показалась слишком простой и обыденной. И модель им не показалась привлекательной.  Они не поняли того смысла, который Брюллов вложил в свою работу.

      Обе работы, "Итальянское утро" и "Итальянский полдень", находились в Зимнем дворце - в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны, что не мешало художникам и публике видеть их. В "Дневнике" художника А.Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года говорится, как он с А.Г. Венециановым посетили будуар императрицы для знакомства с этими живописными шедеврами.

           Более поздняя уменьшенная версия «Итальянского полдня» была написана в 1831 году. Эта картина хранится в Третьяковской галерее.


Рецензии