О Николае Андреевиче Тырсе

В новогодние дни мы гуляли с подругой в заснеженном царицынском парке и зашли в Хлебный дом  на выставку из частной коллекции  Юрия Носова. Известный московский собиратель представил  зрителям работы художников  легендарного Серебряного века: Константина Коровина, Марка Волошина, Зинаиды Серебряковой, Константина Сомова… Среди созвездия блистательных имен я дважды наткнулась на не так широко известную, но уже близкую мне фамилию – Тырса. На выставке была представлена его акварель и портрет самого художника работы Н.Ф. Лапшина, написанный в 1930- м году. На портрете Николай Андреевич Тырса выглядит типичным петербургским интеллигентом: узкое бледное  лицо, высокий лоб, умные внимательные глаза. Художник сидит в кресле посреди большой комнаты, возможно, своей мастерской. Ему отмеряно от 30-го года  еще 12 лет и, конечно, ни он сам, ни его близкие не могли и представить, что жизненный путь художника, графика, педагога, ученика  Л.Бакста, оборвется в северной Вологде, где он и будет похоронен.

Перенесусь и я в родную Вологду и расскажу, как впервые увидела имя  известного графика и живописца Н.А. Тырсы. На окраине города есть закрытое уже для захоронений Пошехонское кладбище. Один его участок горожане называют «Малой Пискаревкой».  В годы Великой Отечественной войны  Вологда превратилась в город-госпиталь. Сюда шли эшелоны с ранеными на фронтах. Сюда же по Дороге жизни везли обессиленных блокадой ленинградцев. Череповец и Вологда были первыми станциями, куда прибывали вывезенные из блокадного кольца люди. Самых тяжелых снимали с поездов здесь, других отправляли в глубь тыла. В 1988 году на краю Пошехонского кладбища был открыт мемориал в память о погибших в Вологде ленинградцах. Автор памятника — В.Сторожук. У основания монумента зарыта капсула с землей с Пискаревского кладбища. Далеко не все имена тех, кто умер в Вологде, установлены. Но некоторые жизненные истории нашли своих летописцев. Так в потрясающей и оглушающей "Блокадной книге "книге А.Адамовича и Д.Гранина приводится дневник ленинградского подростка Юры Рябинкина. Где оборвалась жизнь самого мальчика, достоверно неизвестно. А вот дневник его попал в руки писателям из Вологды... В Вологде на вокзале в первый же день приезда скончалась от дистрофии мать Юры...

 Сколько таких трагедий видели вологодские медсестры в многочисленных городских госпиталях! Под белыми плитами лежат сотни людей… Мы приходим сюда 9 мая с цветами. И вот однажды я обратила внимание на могильную плиту с надписью: «Выдающийся русский художник Николай Андреевич Тырса. 1887-1942. Жил и работал в Ленинграде. Скончался в Вологде». Выдающийся художник, о котором я и не слышала… Или слышала? Почему-то фамилия показалась мне знакомой. Дома я кинулась в Интернет, прочитала то, что могла найти о художнике(сейчас материалов о нем появилось намного больше, чем 10-12 лет назад) и , узнав, что в 20-е годы Николай Тырса активно сотрудничал с писателем Борисом Житковым, иллюстрируя его детские рассказы, допустила мысль, что где-то как-то я могла видеть его иллюстрации. Житковым в раннем детстве мы зачитывались. А может, позже, я видела изображения Анны Ахматовой, которую  в 1928 году художник запечатлел в серии  портретов? Интересно, что сделаны они акварелью и копотью от керосиновой лампы. Тот портрет, где она в профиль, мне кажется особенно выразительным. Недавно  прочитала, что Осип Мандельштам именно под впечатлением работ Тырсы написал следующие строки – посвящение своей талантливой подруге:
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу –
Есть на тебе печать Господня.

Н.А. Тырса, несмотря на свой очень петербургский вид,  не был коренным уроженцем северной Пальмиры.  Сын кубанского офицера ( по другим сведениям, чиновника) он родился в Турции. Но Петербург стал его истинной родиной. В этом городе он учился живописи, позже сам преподавал в Академии художеств и в Институте гражданских инженеров.

До революции работы Тырсы можно было видеть в модном тогда журнале «Аполлон», где печатались акмеисты  А.Ахматова, Н. Гумилев, М.Кузмин. С конца 20-х годов Н.А. Тырса много иллюстрировал как современных писателей: Л. Пантелеева, Б. Житкова,  В. Бианки, так и классиков: «Пиковую даму» А. Пушкина, «Анну Каренину» Л. Толстого.

А потом началась война. О трагической истории Ленинграда знают все.
Николая Андреевича вывезли из родного ему города 29 января 1942 года.  Это уже было слишком поздно. Не прожив и месяца, 10 февраля он скончался.  Судьба распорядилась так, что  последний приют он нашел в незнакомой ему Вологде, говорят, в госпитале, который располагался в здании бывшего Дворянского собрания, нынешней филармонии.
Сейчас работы Н.А. Тырсы вызывают большой интерес. Они – украшение любой коллекции. Искусствоведы расскажут о них профессиональнее, но почему-то я чувствовала в себе потребность написать о последнем приюте одного из представителей  славного Серебряного века.


Рецензии
Замечательный, вдохновенный рассказ, написанный с большой любовью к главному герою и славному городу Вологда. Открыл для себя необычайно много интересного. Прочувствовал. Спасибо.

С уважением

Романов Владимир Владимирович   11.01.2017 12:42     Заявить о нарушении
Благодарю за теплые слова. Заходите еще!))

Ольга Олевская   11.01.2017 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.