***

Когда мы летели в самолете, я не мог предполагать, что нас ждет. Иногда радикальная смена обстановки идет на пользу. Это так. Я вселил эту мысль и поначалу старался не замечать условий и жить в этом, как было нужно.  “Относись ко всему, как к приключению”. Тебе интересно, какое оно? Любопытный климат: невыносимая жара днем и резкое похолодание вечером. Они объясняют это тем, что мы живем в горах. Стационарные палатки — дальше сложнее. Спустя два дня перемещаемся на побережье (опять же холм), в степи. До цивилизации прилично. Все больше ощущается дефицит воды на фоне раскаленной земли и практически полное отсутствие тени. Мы очень много работаем. Сказали, что роемся в костях скифов, которым более 2000 лет. Впечатляет? Может быть.. Совсем недавно обнаружили новую находку: скелеты двух женщин. Их зачем-то похоронили в одной могиле. Наверное, на то были свои причины.

Знаешь, что я еще заметил? Отдых. Это чувство обычное само по себе несравнимо с ним же, но после изнурительного физического труда. Все предстает по-другому, и получаешь гораздо большее удовольствие, наверное. Холм, на котором мы копаем, находится на берегу, поэтому мы можем в свободное время выбираться на пляж, чтобы это сделать - нужно перелезть по обрыву через колючую проволоку. Поначалу казалось полным бредом, но со временем привык. Море.. перед ним все меркнет. Даже эта земля с раскопа желтая и безжизненная повсюду: в волосах, на одежде, на коже, под ногтями, в глазах. Приятно смывать ее с себя (когда появится возможность). Археологи производят впечатление одичавших безумцев. Кажется, они всем довольны, разве что результатами экспедиции вряд ли. Здесь очень много пьют. "А что здесь еще остается делать?" Могу сказать, что "Массандра" довольно приятная, и местный сидр неплох. И все же положительные моменты есть. Мы хоть и засыпаем практически на земле, но под шум моря. В моменты перерыва можно просто сидеть на обрыве,
глядя на бухту. И небо по ночам .. Ощущение, что звезды раза в три ярче.

Однажды мы пошли к морю поздним вечером, где-то не очень далеко была гроза, поэтому небо было насыщенного фиолетового ("грозового") цвета. Луна отражалась на поверхности воды, и я в ней — в этой воде и в этом свечении. А на горизонте сверкает молния. Тогда в очередной раз убедился, что все не зря. Вокруг тишина, безлюдье.. и темнота. Не видно абсолютно ничего даже перед собой, знаешь только, что справа вода, а слева виноградник. Единственный ориентир — вышка на военной
базе неподалеку от лагеря.Наверное, скоро я перестану искать их.

А днем солнце неумолимо, похоже, оно задумало погубить и меня. Полдня пролежал в отключке наедине со своими галлюцинациями. Казалось, что меня зарывают. Грудная клетка одного из скелетов внезапно раскрылась и превратилась в щупальца. При этом я слышал все происходящее вокруг и спал одновременно. Было мерзко, но меня вовремя нашли. В какой-то момент почувствовал холод, на этот раз воду, которую привозили раз в три дня, применили для не совсем традиционных нужд (только мытья посуды и готовки). Моя голова оказалась под краном. Ну, наверное, благодаря этому я и пишу. Чувствовал себя слабаком.

Мне нравятся эти выходные. Копать могильники в степи или находиться здесь в горах, в относительной цивилизации.. все же это ощущается.

Привычное ясное небо сменилось мрачным и пасмурным. Даже не верится, что в подобной местности тоже бывают дожди. Сказали, что они не приходят просто так, вместе с ними сильные порывы ветра — почти ураган. Палатки сносит и не только. Буря всегда приносит что-то с собой. Посмотрим, что на этот раз.

Н.


Рецензии