Солёный шоколад

Солнце поднималось всё выше и выше над крышей дома. На лавочке, где сидели дед и внучка Света, становилось жарковато. Дед сидел с закрытвми глазами и явно наслаждался солнечным теплом, Света сидела рядом и болтала ногами - ей явно было скучно. Сегодня обещал прийдти Сашок - её двоюрдный брат, но время уже к обеду, а Сашок всё не появился. Наверное его опять не пустили - думала Света. Вообще-то она не понимала как это "не пустили". Вот она может идти куда хочет и когда хочет, и играть с кем ей захочется. Правда как раз сейчас никуда идти нельзя, скоро обед. Бабушка хлопотала возле самодельной печки, которую сама ложила каждое лето заново,потому что осенние дожди размывали глину, кототой были замазаны щели в карпичной кладке,а от зимних морозов глина трескалась и осыпалась. Каждую весну бабушка первым делом ремонтировала печку во дворе, а потом уже присупала к другим весенним заботам.Вместо трубы было воткнуто старое железное ведро без дна, давно отслужившее свой срок. Кинет в топку немного сухих травинок или веточек на растопку, потом пару кизяков для жару и хоть суп, хоть картошку пожарить можно, и керосин экономит. У неё конечно есть керосинка, но это если непогода вдруг разыграется, или осенью когда похолодает, тогда она готовит в кладовке, которая также служит летней кухней. А так в хорошую погоду летом готовит на улице.Все лето жили они с дедом во дворе. Спали в кладовке на широком топчане. В кладовке приятно пахло сушоной травой, молоком и малосольными огурцами.Ели на улице. Возле забора, который отделял маленький дворик от огорода, стояла длинная лавка, а возле неё стол. Если погода была дождливая то ели в сенях. Летом в избу, так называла баушка крошечную комнатку в которой они с дедом жили, они почти не заходили.Перед тем как переселиться во двор она белила стены в комнатке, красила полы, вытаскивала сушиться на горячем степном солнце матрасы, подушки и одеяла.
 Сегодня затируха на обед. Аромат от неё разносился по всему двору, хотелось есть. Дед достал две карамельки из кармана, одну предложил внучке, а другую положил себе в рот. Света отказалась.
- Дедушка, ты что забыл - я не люблю конфеты.
- Ничего я не забыл, просто из вежливости предлагаю.
 И с довольным выражением лица отправил вторую конфету себе в рот. Бабушка заметила это и начала ворчать.
- Ну ты чё в самом деле, как малой.Кто ест сладкое перед обедом-то.Да ещё ребёнку предлагает, благо дитя умнее тебя старого. Сейчас уже затируха поспеет, и будем обедать.
- Я в её возрасте и знать не ведал, что это за еда такая конфеты. Мне теперь навёрстывать надо. И действительно, что за дитё растёт - конфет не любит.
- Ну вот такая она уродилась.
- И то верно, мне больше достанется.
 Не то чтобы Света не любила сладкого совсем. Нет, чай с сахаром всегда пила, пирожные всякие очень любила, кроме "картошки" и "глазированного", а вот к конфетам, печеньям или вафлям была абсолютно равнодушна, к великой радости других ребятишек из родни. Если родня собирается  вместе, так обязательно какждый приносит гостинец  и как правило это конфеты. Она и делила  всем поровну. Самое интересное было, когда дядя Лёша приезжал из Германии и привозил с собой столько всего разного и удивительного.Света всё понять не могла, и что это за место такое Германия. Там есть то, чего ни в их деревне, ни в районе и даже  в городе нет. А самым лучшим лакомством были жвачки или "жувачки" как называла их ребятня. Света и их не любила, но тут уже не было никакого раздела поровну, кто первый спросил, тому она их отдавала. Как-то раз дед сказал:"Ты что ж просто так-то отдаёшь, менялась бы хоть на что-нибудь. Эх, простодырая. Нет, не будет толку из тебя, все готова отдать за просто так." На что бабушка отвечала, что добром же ей и вернётся. "Как же держи карман ширше".- отвечал на это дед.
 Дед Никита любил внучку, но спуску ей не давал. Уж очень своевольная росла. Отец патокал ей, мать тоже слова против не говорила. Вот дедушка решил восполнить пробел в воспитании.Особенно его волновало, что она такая худая и водится только с мальчишками. А с кем ей ещё было водиться - девчёнок её возраста не было в округе. А мальчишки играли с ней охотно, потому что она не хныкала и не капризничила, как все девчёнки. Бегала быстро, пряталась умело.
 - Вот скажи ты мне на милость, девка это или пацан. Надысь гляжу, а она с пацанами да которые старше её, в казаки-разбойники играет, да ещё и покрикивает и командует. Ой, и не знаю, что вырастет из её.
 Света посмотрела на деда и зажмурилась. Солнце как раз показалось из-за крыши и светило прямо в глаза.
- Вот ты меня всё ругаешь простодырой, а я  свои жувачки у Сашка на выстрел из пистолета с пестонами променяла.
  Дед прытко повернулся в её сторону:
- Иш ты, не пропала моя наука даром. Выгодно хоть поменяла?
- А как же, одна жувачка за один высрел.
- Ну вот ты погляди-ка, опять пацанячьи забавы. Ты же девка, тебе в куклы да тряпки играть надо, а она в казаки-разбойники да в пистолеты.
 Бабушка позвала к столу. Аппетит у Светы был всегда хороший и в еде она не капризничила, но как опять же говорил дед - не в коня корм. Кожа да кости. На что бабушка отвечала:" Были бы кости, а мясо наростёт."
 За обедом Света спросила у бабушки что такое девка. Бабушка строго взглянула на деда, тот ухмыльнулся и продолжал хлебать затируху. Дедушка оговорился, начала обьяснять бабушка, он хотел сказать девочка. Вот сейчас ты маленькая девочка, потом будешь девочка-школьница, а окончишь школу, станешь девушкой доброй и красивой, а если ещё в институт пойдёшь учиться - то тогда доброй, красивой и умной.
- А если не будешь есть коровьего масла, добавил дед, то красивой не станешь. Останешся кожа да кости, и что толку с твоего ума. Мужики-то они сначала не на ум смотрят, а куда пониже ентого ума.
- Это куда же, спросила Света повернув голову к деду, в глаза что ли?
 Бабушка уже не могла сдерживать смех, дедушка чуть не поперхнулся, прижал внучку к себе и хохотал тоже. А Света не могла понять что такого смешного она сказала, но подумала: надо вечером у папки спросить что такое институт. В это время во дворе появился Сашок и на вопрос бабушки будет ли он есть - ответил, что уже поел. К ним приехал  гость , и все ещё сидят за столом, а он  отпросился со Светой поиграть. Гость спросил, кто это Света. Сашок ответил, что это его двоюродная сестра. Ну возьми для неё конфет в подарок, сказал гость. Сашок ответил, что Светка не любит конфеты. Как так не любит кофеты, удивился гость, странная девочка. Он немного подумал потом порылся в сумке и достал маленькую плитку шоколада. Говорит, брал с собой в дорогу, думал пригодится, но видать придётся отдать его девочке, которая не любит конфет. Это шоколад особый, он солёный. Сашок поглядел на него с недоверием. Не веришь, читай. Ах, да ты ведь ещё мал, читать не умеешь. Мария Васильевна, обратился он к Сашиной бабушке, прочтите внуку пожалуйста. Мария Васильевна взяла плитку и прочитала: шоколад "Особый",потом оторвалась от чтения и сказала, что там правда есть соль в составе.
  Сашок от нетерпения глотал слюну и торопил Свету, чтобы быстрей распаковывала шоколадку. Она как всегда разделила на всех, но и себе взяла кусочек, ей тоже было интересно, какой же он на вкус это солёный шоколад.
 С тех пор это стало её любимым лакомством. А дед, когда хотел пожаловаться родителям за её проделки называл её особой: "Опять эта ваша особа..." И начинал рассказывать, что она за то время пока он за ней присматривал - натворила.

   (продолжение следует) 


Рецензии
Наталь, как-будто про себя читала. Я тоже сладкое не люблю, кроме конфет разве. Но в детстве их практически не было. И в девчачьи игры тоже не играла. Войнушка, лапта, вышибалы. А еще помню, как неуютно стало, когда однажды пришло осознание, какого я пола. Долго мучилась, что в Армии служить не смогу. Потом смирилась.А что такое "затируха"? У нас на столе обычно был овсяный кисель (дедушка всегда приговаривал: "Кисель-мисель, на ниточке висел!"), тюря - так называлася пшенный кулеш (Куда крошился черный хлеб, резался репчатый лук и наливалась капля растительного масла). Жили мы очень бедно, но еды простой всегда было много. Дедушка провел 3 года в концлагерях, наверное поэтому у нас всегда было, что пожевать. И есть меня заставляли точно так же.
Наташа, пиши дальше, хорошо получается.

Наталия Коненкова   30.01.2017 11:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа. Наверное нам надо ещё поваренную книгу написать о еде нашего детсва. Тюрю бабушка тоже делала, пока дедушка был жив. Затирухой называется суп который очень быстро готовиться. Берёшь муку, вбиваешь туда яйца (муки намеренно больше чем на тесто для лапши)и растираешь их в что-то наподобие хлопьев. В кипящую воду бросают мелкопорезанную картошку, варят до готовности, потом поджаренный на масле лук, и яично-мучную крошку. Дать закипеть и снять с огня, заправить зеленью(какя есть)подавать со сметаной.Вкуснотища!!!Особенно когда ешь на улице.
А что касается прозы, то я думаю что ты со мной согласишься, что формирование личности происходит в определённых условиях, под влиянием определённых людей, морали и идеологии. Я хочу описать - вот так мы росли и вот такими выросли, и какое влияние на нас оказало поколение наших бабушек и дедушек. Ведь они были свидетелями и учасниками того великого перелома в жизни государства, и учасниками Великой Отечественной Войны, и восстановления разрушенного войной хозяйства. Какое влияние оказало всё это на их судьбы и соответственно на наши. Кем были они и кем стали мы. А потом в моей жизни присутствует немного мистики, какая-то невидимиая связь предметов, людей и событий.Об этом тоже хочется поведать читателю.И ещё что я нахожу очень важным, как я типичный "гомосоветикус" сумела не приспособиться к новым условиям жизни за границей, а найти свой собственный путь и сохранить верность себе и своему мировоззрению, которое сформировалось именно тогда в детстве и юности. Это конечно огромный пласт времени и пространства, но я не буду торпиться. Начало сделано, теперь только вперёд.Спасибо тебе за поддержку.


Наталья Нех   04.02.2017 21:12   Заявить о нарушении
Наташа, я рада, что в какой-то степени подтолкнула тебя к этому шагу. А если у тебя есть воспоминания твоих родных, то это вообще бесценно. Мой дедушка не любил рассказывать о годах, проведенных в концлагерях, да и пришел он с войны глухим, поэтому я помню крайне мало. А так жалко, что я не добумалась подробнее у него выпытать. Хорошо ещё, что в наши лагеря не попал.
Пиша, Наташа, все подробно.
А про мистику, я тебе завидую. У меня жизнь была серая и неинтересная. Много труда, а из развлечений - только с книгой поваляться.


Наталия Коненкова   04.02.2017 21:28   Заявить о нарушении