10. Поверхность, в которой всё есть и ничего нет

Начало:
1.Сон или намёки на какую-то другую реальность? http://www.proza.ru/2016/12/27/1258
2.Нет времени, нет пространства http://www.proza.ru/2016/12/28/1232
3.Этого не может быть, но ты это видишь http://www.proza.ru/2017/01/02/1201
4.Пространство, которое есть и которого нет http://www.proza.ru/2017/01/03/33
5.С какого бодуна мы лезем в другие пространства http://www.proza.ru/2017/01/04/1574
6.Первый цепкий взгляд на четвёртое измерение http://www.proza.ru/2017/01/05/800
7.Жмурки в упоре и на ощупь http://www.proza.ru/2017/01/06/383
8.Что иллюзорнее – движуха, движение или время? http://www.proza.ru/2017/01/07/1424
9.Над тем, что есть должно быть то, что… тоже есть http://www.proza.ru/2017/01/08/848

Перед этим тут долго базарили и добазарились до того, что времени и пространства по существу нет, а есть только специфические ощущения не без помощи сознания.

Но от этих ощущений мы конечно не избавились, ничего толком не поняли и вновь задались желанием понять, отчего в нас возникает идея-фикс времени.

Кто-то будет спорить на предмет того, что наше восприятие – как подглядывание в «глазок закрытой двери»? Если это так, то мы, вероятнее всего, видим в мире только изменения, создающие иллюзию движения. А фокус сознания всё время перебегает туда-сюда по миру явлений, подкрепляя действующие стойкие иллюзии.

Но тогда возникает ещё один вопрос: почему наше сознание не может расширить свой диапазон? Ну, хотя бы с помощью новых датчиков и компьютеров, раз само не тянет?

Тут без пол-литры не обойтись. Вернее, без видений и образов. В чём-то они  помогали, чего ж теперь этим пренебрегать? Разве не так, други медитаторы?

И вот – один эпизод из «медитативной практики».

Я воспарил высоко, парю и вижу Землю. Понятно, что воспарил не в теле. Будем считать, что в «пузыре мысли». Поверхность земли свысока видится почти ровной. И вот над ней появляется и растёт огромный, эластичный и перекатывающийся пузырь, совсем как пузырь воды в невесомости!

Интересно, что он своим видом полностью идентичен пузырю воздуха в воде.

И вот земля и пузырь касаются друг друга. Пузырь не лопается, как я опасался, он обнимает поверхность земли. И то, что было на поверхности, уже находится в этом пузыре. Но в него не проникает, ведь если проникнет – тогда пузырь лопнет! И всю поверхность накроет вода. И будет уже другая поверхность – поверхность воды.

«Поверхность есть отношение одного к другому» – эта мысль отчего-то кажется важной. И ещё – я сильно опасаюсь, как бы мой «пузырь мысли» не соприкоснулся с поверхностью жидкого пузыря. Я тогда сольюсь!

Уже когда «выхожу из пузыря» этого образа и начинаю кумекать, что к чему, прилетает аналитическая мысль: поверхность жидкости  такая эластичная из-за действия поверхностного натяжения, которое создаёт свойства её поверхности. А уже внутри жидкости действуют силы и её, жидкости, законы.

А поверхность-то – интересная «вещь»! Особенно если рассмотреть её как нечто, лежащее между двумя телами. Она не имеет веса, не вполне уловима, но служит для передачи вибраций и энергии из одного тела в другое. Она не похожа на какое-либо вещество. Какую бы пустоту ни образовали между двумя телами, в этой пустоте будет столько же этого «вещества поверхности», сколько было раньше.

Энергия свободно гуляет сквозь эту, назовём так, – среду. И вибрации этой среды могут разрывать на куски части материи. Эта среда находится во всякой пустоте, проникает во все тела и при этом невесома и неощутима. Это не вещество, а только «поверхность», «граница» чего-то. Но чего?

А ежели наше пространство есть поверхность, то есть место соприкосновения двух пространств высшего порядка?

Опять же – не вещество, а только поверхность, граница, предел одной формы восприятия и начало другой...

Таким предположением ломаются стены и заборы материалистического тупика, и перед мыслью открываются широкие просторы неизведанных полей. Ну да, это же – полЯ, это они могут имитировать пространства и формы, как хотят! Но более вероятно – не как хотят, а по действующим (или заданным) программам. То есть так, как кому-то заБЛАГОрассудится! 

В тему, что за программы и кто программисты, втягиваться пока не будем – увязнем. Лучше расслабимся, упростимся и снова представим вселенную в виде плоскости, два измерения которой составляют время и  пространство.

Если смогём представить себе отношение нашего сознания к этой плоскости, то легко предположить, что оно живёт на самой плоскости всегда в какой-нибудь точке пересечения линии времени с линией пространства, и никогда не поднимается над этой плоскостью.

Когда я стою на земле, я вижу то, что вокруг, но при этом не вижу того, что закрывают более приближённые ко мне объекты. Поднимаясь на гору или взлетая на воздушном шаре, я уже вижу одновременно и сразу много того, чего нельзя одновременно и сразу видеть, стоя на земле.

И так же сознание, поднимаясь над плоскостью бытия, на которой оно обыкновенно живёт, должно увидеть одновременно явления, для обычного сознания разделённые моментами времени.
Явления, которые обычное сознание никогда не видит вместе: причину и следствие, восход и закат; весну, лето, осень и зиму; рождение, жизнь и смерть человека.
Диапазон зрения при таком подъёме будет увеличиваться, охват моментов будет расширяться.

А если допустим наличие сознания, находящегося выше нашего, обладающего бОльшим диапазоном восприятия, то это сознание будет в состоянии схватывать как одновременность всё происходящее. То есть, схватывать как момент. Такое сознание не будет всё разделять на «прежде, сейчас и после», всё для него будет «сейчас».

Свойства такого взгляда на время, выведенные из всего ранее молвленного, вполне позволяют рассматривать вселенную как плоскость, которая, если на неё посмотреть в одном направлении, является пространством, а если в другом направлении – перпендикуляром к пространству, то есть – временем.

При этом всякое движение по первому направлению (пространству) является движением по второму направлению (времени), и тогда перемена в пространственных отношениях является переменой во временных отношениях.

Мы этого не замечаем, ну так что? Кому сейчас легко? Не сподобились ещё. Мы представляем и оперируем пространством-временем только линейно или на плоскости, а это очень условное представление. Их отношение в действительности может быть невообразимо сложнее. Пространство имеет протяжение по трём измерениям. Время перпендикулярно к каждому из них. Всякая перемена в пространственном положении будет переменой во временном положении.

Интересное вдруг прилетело сравнение: перекрёсток раньше назывался «росстань», это название ещё осталось в белорусском языке. Перекрёсток – это перпендикуляр. Направления на нём для людей чаще расходятся. Но ведь могут и сходиться. А когда в каждой точке плоскости, или ещё сложнее, – трёхмерного пространства, всё перпендикулярно, то бишь не параллельно и независимо расходится – сходится? Ещё интереснее, что слово «росстань» имеет второе значение: ситуация, при которой приходится делать выбор.

И с полным правом можно сказать, что не время выводится из движения, а движение ощущается благодаря чувству времени. У нас есть это чувство времени, поэтому мы ощущаем движение. Не будь у нас чувства времени, мы бы не ощущали движения.

Само же «чувство времени» в сущности есть граница, или поверхность нашего «чувства пространства». Там, где кончается «чувство пространства», начинается «чувство времени».

Мы вроде бы выяснили и уяснили, что «время» по своим свойствам тождественно с «пространством», то есть оно имеет все признаки протяжения пространства. Однако мы не ощущаем его как протяжение пространства, а ощущаем как время, как нечто специфическое, не передаваемое другими словами. Эта неспособность ощутить время пространственно вероятно и проистекает от того, что чувство времени есть туманное чувство, для которого нет слов. А слов нет потому, что нечем нам ещё ощущать характеристики пространств более высоких измерений.

Но благодаря чему-то в этом вопросе появились «наводки». Так, создатель дифференциальной геометрии, «отец» метрического тензора или просто метрики, маячивших в преддверии общей теории относительности, математик Риман понял: в вопросе о высших измерениях время каким-то образом переходит в пространство, и рассматривал материальный атом как отпечаток, след от вступления четвёртого измерения в пространство трёх измерений.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/11/912


Рецензии