Заброшенный шурф

                Заброшенный шурф
                Вот и закончилась моя первая сибирская зима 1951 года в Северо-Енисейске Красноярского края. А было мне тогда около 12 лет. Интересно было с ребятами: несмотря на жестокие сибирские морозы, мы «фехтовались», разбившись на группы; катались на лыжах с горки сразу у дома на улице Донского, дом 5; рыли «катакомбы» в сугробах, … Интересно было.
                А когда наступила весна, то бегали в тайгу, собирали прошлогодние ягоды брусники и вереска, искали черемшу, восстанавливая запас витаминов.
                А однажды мы с друзьями и соседями по дому - с Толиком Малогалимовым, Витей Григорьевым и Толиком Васильевым пошли смотреть заброшенный шурф*. Толик Малогалимов позвал. Как-то он узнал случайно об этом шурфе и мы решили посмотреть его, что это за шурф. Он был в тайге недалеко от барака, дома 5 по улице Донского, где мы все жили. Пошли, поднимаясь на сопку, по тайге, минуя большие муравейники, суя в них прутики и слизывая муравьиную кислоту, …
                Подошли к заброшенному шурфу. Еле нашли его почти у самой вершины сопки в разросшихся кустах голубики и других кустарников. Видимо, вначале здесь хотели открыть шахту для добычи золота, но потом шахту открыли у подножия сопки ближе к речке Безымянке, а про этот шурф забыли, и только некоторые из ребятишек знали про него, ...
                Тогда нас не удивило то, что шурф никак не был огорожен, и в него мог упасть любой, не знавший о нём …
                Подойдя к шурфу, легли у края круглой, вертикальной, тёмной ямы диаметром около двух метров. Не увидев ничего, кроме чёрной пустоты, стали бросать в шурф камни.
                Покидали камни в шурф, прислушиваясь к звукам их падения в воду на дне шурфа. Камни летели довольно долго, звук их падения раздавался только через несколько секунд. Глубокий шурф был. А пониже от верхнего среза шурфа, метра на два, из стенки шурфа примерно на полметра торчала скала, образуя небольшую площадку.
                Побросав камни, Толик Малогалимов вдруг сказал:
                - А слабо на площадку спуститься?
                И полез, прижимаясь к вертикальной стенке шурфа, цепляясь за выступавшие камни и осторожно опираясь ногами в выпиравшие осколки скалы, камни и выемки …
                Спустился удачно, постоял, переводя дух, на площадке скалы.
                А мы, замерев, стояли вверху и переживали. Ведь он мог сорваться и улететь глубоко на дно шурфа ... Ведь вполне достаточно было вывалиться из-под ноги камешку … Держаться-то не за что было.
                Потом Толик также осторожно поднялся. Он был бледен. Видно было, что он устал.
                И тут я позавидовал ему. У меня возникло желание тоже спуститься на скальную площадку.  Но в тоже время было неудобно как-то повторять сразу за Толиком. Тем более, что Толик, чуть отдохнув, сразу стал настойчиво звать нас на вершину сопки, чтобы увидеть и полюбоваться открывшимся видом на наш посёлок Северо-Енисейский, или просто Соврудник, как мы его называли. Спорить с ним и остальными ребятами мне показалось неудобным. И я не стал напоминать о своём желании повторить поступок Толи Малогалимова.
                Полюбовавшись нашим Соврудником мы направились домой, наслаждаясь по пути вкусом прошлогодних ягод и муравьиной кислоты … Так мы подошли к дому и разошлись.
                Но меня не покидала мысль – а смогу ли я повторить то, что сделал Толик Малогалимов – спуститься на площадку в шурфе? Было непреодолимое желание испытать себя, прочувствовать то же, что Толик, спустившись по стенке очень глубокого, судя по величине времени падения камней на дно, шурфа ...
                И я быстро вернулся к шурфу и спустился на скалу, торщащую из стенки шурфа, как это делал Толик.  Сказать, что это было страшно - ничего не сказать! Но я, как в глубоком сне, преодолевая неприятный страх, спустился на площадку и, передохнув, поднялся на поверхность.
                И я остался очень доволен собой …
                Только потом, гораздо позднее, вспоминая этот свой необдуманный, весьма рискованный поступок, до меня дошло, что, если бы я сорвался и упал на дно шурфа, то меня бы никто никогда не нашёл бы. И я просто «пропал бы без вести», утонув в воде, которой в шурфе было довольно много метров, ... И я просто пропал бы, исчез бы навсегда для одноклассников, для друзей, для соседей, для родных ...
                И я упрекнул себя: ведь я, по своей глупости, сильно огорчил бы своих родителей! Каково это было бы им, после войн (наш отец участвовал в войнах с 1939 по 1945-й год - с Польшей, с Финляндией и с фашистской Германией); голодовок; ссылки в далекую Сибирь из родных мест; после стольких переживаний, получить этот очередной удар!
                - Ведь у нашей мамы и так от всего пережитого больное сердце, и она не пережила бы этого – думал я – нельзя же так с родителями! Они же всё делают, чтобы нам с братиком было хорошо! А совсем недавно у неё ночью случился сердечный приступ, а врач не хотел приезжать, наверное, подумал: подумаешь, помрет ссыльная и на одну ссыльную меньше будет, ... А наш папа был тогда начальником военизированной пожарной охраны, и он взял машину, карабин и под конвоем привёз врача, сказав ему, что, если помрёт наша мама, то и ему не жить ...

*) Шурф - это обычно довольно глубокая вертикальная (бывает наклонная) горная выработка (ствол, колодец, шахта) круглой или квадратной формы глубиной около 30 метров.


Рецензии
Здравствуйте уважаемый Пётр! В детстве все мы совершаем необдуманные поступки и с взрослением их у нас становится порою не меньше... У меня был, один, такой поступок за который мне до сих пор неловко... http://www.proza.ru/2015/08/04/618. Настоящая мудрость ко многим приходит только когда седина уже покрывает их головы.
С глубоким уважением, Иван


Иван Малюшицкий   19.03.2018 15:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.