Душа искала выход

Пришли колядки, - блины да оладки.
А праздник знае, кто свинью мае!


«Пришли колядки — блины да оладки»

Во весь день не вязали веников, не гнули ободьев — ничего кривого. Зато стараются начать другие домашние работы: запрядают нитки, завивают клубки и веревки — до Крещенья.

Почему? Почему не делали подобие арок и вообще ничего кривого, см. здесь, - с Любовью к Людям:


«Отказать никто не имеет права и не смеет: так велела коляда». «Колядовщики, ходя за своим и за должным, умеют пропеть скупому и скаредному хозяину все свои песни наоборот — на худое и к худу».

И добавляет, мол, многого и не просят: «А что каждый в силах дать, то и благо, и за то спасибо. Деткам достается больше деньгами, взрослым колядовщикам — съестным и водочным угощением».

«От свиньи — сало, от которого вся Белоруссия в восторге»

«Еще задолго до праздника во всякой белорусской хате „забивают коляду", т.е. режут и убирают свинью или, как там говорят, кабана, т.е. борова. Вся страна говорит и думает, что „только тот праздник и знае, кто свинью мае". От свиньи — сало, от которого вся Белоруссия в восторге, без чего ни один работник не нанимается; салом там заговляются и разговляются, а без колбас (по-тамошнему — кивбас) еще ни один человек в том краю не встретил праздника Рождества Христова», — пишет исследователь.

Внесу поправку по ходу пьесы. Неверно он объясняет, тут разница примерно, как между прорубью и джакузи, Иваном Купало и Иван Купалычем. Как говорится, а «по Хуану ли, сомбреро?» – русская народная пословица, засланная посолонь (по солнцу) и вернувшаяся с заката. Не по Сеньке шапка, нет. Понимаете о чём парили? Ну да, ладно... Интересно всё же.

Хозяин дома первую ложку кутьи бросает за окошко. «Кого угощаешь? — Дзядов»,
За «дзядами» белорусы угощают и мороз — чтобы год не был голодным.

Из книги «Коляды на Рождество в Беларуси». С. В. Максимов, записки этнографа сделанные еще в конце 19 века, о том, как белорусы того времени встречали Коляды.
http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=2924

Автор пишет, что Коляды застигли его «в самой глуши Белоруссии, населенной православным русским народом».

«Народ, ее населяющий, целые века прожил домоседом, а потому из древнего сохранил многое»

«Днем и вечером мы наталкиваемся здесь на «бетлейки»

К концу своих колядных записок Сергей Максимов снова оказывается в белорусском местечке. «Днем и вечером мы наталкиваемся здесь на «бетлейки». Это испорченное слово Вифлеем (Betleem); и в самом деле, обычай попал сюда через польских католиков, из Западной Европы, как тамошний церковный обряд», — объясняет россиянин.

Для исследователя батлейка — диковина. Он подробно описывает устройство большого ящика, оклеенного дешевыми, из бумаги, изображениями святых.

«На задней стенке нечто вроде занавески, под которой висит люлька или, по-тамошнему, „колыська" с младенцем. Подле стоит Богоматерь в короне, с другой стороны Иосиф. Пол обит белою заячьей шкуркой, которая должна изображать снег и зиму. Пол в то же время имеет сквозной прорезь, по которому движутся разные фигуры, и при их появлении слышатся объяснения».

Автор описывает кратко даже сценарий представления. Приведем его и мы:

«Идут три круля (царя) для поклонения, а за ними с тою же целью впереди поляк в кунтуше и с конфедераткой в руках, за ним еврей с петухом под мышкой, потом москаль, или русский, в виде купца, одетого в красный плащ, гишпан с гишпанкою, доктор в форменном сюртуке, мертвец и смерть, и Параська, и наконец кавалеры: все больше гусары и уланы. Это означает пир у Ирода. Еврей пляшет до упаду со своею супругой, и когда она уходит, он становится на молитву. Один воин заводит с ним ссору и убивает его; жена вбегает и заступается, но воин закалывает и ее. Является смерть и уносит убитых. Следом за ней выступает бернардин (монах) с жестяной коробкой. Она трясется от холода и, кланяясь, просит подаяния от зрителя».

Святочная уличная забава «тем и оканчивается». Народ воспринимает ее радостно: громко играют скрипка и бубен.

Автор заключает мыслью, отчего батлеечный сюжет так нравится людям:
«И все представление нравится тем, что здесь производятся расчеты и с евреем, и с паном, чего в действительности никогда не бывает. Белорусы — народ самый смирный, незлобливый и терпеливый до конца».

Материалы: TUT.BY
http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=2924

Жили-были бабка с дедом.
Курилась хата в обе печки...
В  стужу  лютую с соседом,
Колядовали - песня лечит!

Тепло, на грубке - Васька клубом,
а Домовой за печью с зубом...
Спят рядом маленький телёночек,
и ма-а-ленький такой ребёночек...


Спасибо!
08.01.2017 г. Санкт-Петербург.

Душа сама искала выход, искали выход небеса, -
и вдруг, она его нашла! Она нашлась: глаза, леса...

Сеет в мире торжество,
сказка в ночь на Рождество.
Опустилась на деревню,
заискрился лес, деревья.

А под гай, и к ним послы
(а звалась она - Козлы),
в той деревне отродясь,
узлами солнышкина вязь.

Люди добрые в ней жили,
печь топили - не тужили!
Веселись честной народ,
плот плывёт на огород!

Это ж надо так случиться,
угораздило ж, родиться!
От весны как раз поспело,
- Коля-да! - Святое дело!

Песни добрые в метели
веяли снежок, и пели:
- Сею,  вею,  посеваю, -
С годом новым поздравляю!
С маленькими  деточками,
С маленькими  девочками!
Сколь на берёзе  веточек,
Столько  будет  деточек!

Через гай и напрямик
(месяц рожки спрятал, сник),
по заливному да по лугу,
разлучая боль разлуку...

Блики, искрами в зарницы!
Как же можно не влюбиться?
Пенье птиц, души полёт, -
Солнце красное встаёт.

Превращается с ней в сказку
мир волшебный и прекрасный.
Добро на ощупь находилось.
Ангел, - словно воплотилась.

Ромашка, - солнечное чудо, -
в этот мир с молитвой Богу,
а ещё Любовью к людям,
и всего в ней понемногу.


Рецензии