Кукушкин Алексей Иванович 1905-1942
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=57556945
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6262752
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402768009
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=407795340
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=80000729470
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=80000730109
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1993464058
Кукушкин Алексей Иванович уроженец Орловской области.
В 1946-1947 годах его дочь, Кукушкина Лариса Алексеевна жила в Брянске-1, на ул.Тельмана, 26
Согласно Книге памяти Дагестана он призывался Махачкалинским ГВК.
А согласно документам, приведенным на ОБД Мемориал, Кукушкин Алексей Иванович призывался Брянским ГВК 25-го июня 1941 года и в звании младшего сержанта был младшим командиром 52-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона (52 овждб).
«С началом Великой Отечественной войны органам военных сообщений (ВОСО) и находившимся в их подчинении железнодорожным войскам были поставлены задачи по заграждению и техническому прикрытию железнодорожных объектов, обеспечению сосредоточения и развёртывания 1-го стратегического эшелона Вооружённых Сил, эвакуации граждан, подвижного состава и ценного имущества.
С первых же дней войны железнодорожные войска были поставлены перед необходимостью не только устраивать заграждения на своих железных дорогах, но и нередко вступать в бой с противником в качестве стрелковых частей…
… В летний период 1941 года железнодорожные части часто работали без прикрытия полевых войск, в тесном соприкосновении с противником. Порой свои задания по заграждению они выполняли, ведя бой. Так, Шимский мост через реку Луга был взорван, когда противник находился на левом берегу и пытался захватить его целым. Мост через реку Оредеж на перегоне Оредеж-Тарковичи, через реку Луга у Толмачева и ряд других мостов были взорваны вместе с пехотой противника. На станции Гусево разрушение водоснабжения было произведено после занятия станции противником.
По указанию начальника военных сообщений 22-й армии 6-я железнодорожная бригада, (в которую был направлен лейтенант Кукушкин А.И. [п.п.62808]) приступила к эвакуации узла Великие Луки. Работы проводились под артиллерийским огнем противника. Передний край обороны проходил всего в двух километрах западнее узла. Благодаря самоотверженному труду личного состава бригады за период с 25 июля по 21 августа 1941 года было разобрано и эвакуировано в тыл 74 км рельсов, 306 комплектов стрелочных переводов и много другого железнодорожного имущества.
Город и железнодорожный узел Великие Луки 23 августа 1941 года был окружен танками противника. Управлению бригады и командам подрывников пришлось трое суток пробиваться сквозь вражеское кольцо. Железнодорожные мосты у станции Великие Луки были подорваны на глазах у врага. Под пулеметным и минометным огнем противника минировались и подрывались мосты у станции Назимово и Торопец» [1].
Попавший в окружение лейтенант железнодорожных войск Кукушкин считался пропавшим без вести в сентябре 1941 года.
После выхода из окружения его понизили в звании, и он стал рядовым 1-го стрелкового полка 99-й стрелковой дивизии, куда был направлен из ВПП 214-го армейского запасного стрелкового полка 5-й гвардейской армии.
99-я СД в составе частей 66-й армии Донского фронта с 19-го ноября по 30-е декабря 1942-го года принимала участие в Контрнаступлении советских войск под Сталинградом.
«1-го декабря после частичной перегруппировки пехоты и огневых средств, 99-я стрелковая дивизия с утра своим правым флангом /1-й СП и 206-й СП/ решительным броском вперед овладела высотой 135,4.
В этом бою за высоту отличились командиры 1-го и 2-го батальонов и личный состав этих батальонов, а также командир противотанковой батареи мл.лейтенант Борисов.
В 13.00, отразив контратаку противника с южных скатов высоты силой до двух рот с 6 танками, [наши] части продолжали медленно продвигаться вперед.
В 15.00 противник силой до батальона с 15 танками контратаковал подразделения 1-го стрелкового полка и заставил его оставить высоту и отойти на ее северные скаты.
При отражении контратаки пали смертью храбрых часть бойцов и командиров 2-го батальона.»[2]
Среди погибших бойцов был рядовой Кукушкин Алексей Иванович.
Огнем нашей дивизионной артиллерии было рассеяно и уничтожено до роты пехоты противника, подожжено 2 танка и подбито 2 танка, подавлен 1 станковый пулемет и разрушен 1 блиндаж.[2]
3-4 декабря части дивизии закреплялись на достигнутых рубежах, готовясь к овладению новыми высотами, и хоронили погибших товарищей на северном скате высоты 135,4 в Городищенском районе Сталинградской области.
[1] Н.В.Старостенков и др. Железнодорожные войска России. Глава третья. Войска ведут заграждение.
Источник:
[2] Журнал боевых действий 99 сд
Описывает период с 01.11.1942 по 20.12.1942 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 20.12.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 1249, Опись: 1, Дело: 14, Лист начала документа в деле: 38
Авторы документа: 99 сд, майор Морозов
Свидетельство о публикации №217011001000