Ан-2. Салон

      

       Ну, назвать это помещение салоном язык как-то не поворачивается. Однако сиденья есть, ремни на них тоже присутствуют; есть и подушки, но обычно их закидывают за 15-й шпангоут, чтобы не мешали, если надо срочно сложить сиденья и закрепить груз. Пятнадцатым шпангоутом мы называем заднюю стенку салона.
       И вентиляция какая-никакая есть: вон из короба под потолком торчат индивидуальные патрубки обдува. А под порогом кабины пилотов из отверстия, закрытого сеточкой, подается зимой в ноги теплый воздух. Комфорт!
       Правда, туалета нет. На новых, пассажирских сериях есть и мягкие сиденья, установленные по полету, и в уголке у 15-го шпангоута выгорожен туалетик, в нем ведро… Но я таких машин уже не застал.
       Все в салоне отдано принципу универсальности. Сложил сиденья – загоняй хоть корову… только хорошо ее закрепи, как знаешь… и запасись кучей тряпок на потом.
       На бортах крепкие петли; за 15-м шпангоутом лежат троса с карабинами и зажимными приспособлениями, да кусок крепкой веревки, да пара толстых досок. Кроме того, там хранится в запаянном ящике неприкосновенный запас на случай вынужденной посадки.
       А под потолком проходит пучок тросов управления. Да вон они видны на передней стенке салона, выглядывают из вертикального короба.
       Слева за дверью место для уже упомянутого кабинного запорного устройства на штурвал и педали, попросту называется «палка». Используется  как третье сидячее место для зайцев или любителей посмотреть кабину в полете; мы не запрещали, наоборот, на палку, размещенную поперек, за спинками сидений, подкладывали человеку бортовой журнал в алюминиевой обложке - чтобы не давило.
       А справа на стенке размещена пресловутая «ручка дружбы», используемая при запуске где-нибудь в глуши, если аккумуляторы сели. Втыкаешь ее в храповик, торчащий чуть ниже, и – с богом: в четыре руки, усердно работая всеми мышцами тела, раскручиваешь до тех пор, пока маховик не завоет ровным тоном. После этого второй пилот продолжает крутить, а командир прыгает в кабину, тянет на себя Т-образную ручку принудительного сцепления, поворачивает лапку магнето в положение  «1+2» и сектором газа дает резкий толчок для впрыскивания топлива. Двигатель обычно схватывает с полоборота. Потом оба пилота долго обсыхают.

         На этом экскурсия завершена. Спасибо за внимание.


                *****


         Напрашивается вывод: почему наша авиапромышленность не наладит выпуск таких вот простейших, дешевых  самолетов, или не поднимет на крыло тысячи старых, стоящих под забором. Авиакомпании вынуждены закупать аналогичные самолетики за рубежом – за миллионы долларов. А ведь по своим взлетно-посадочным характеристикам ни один из них не может тягаться со старым добрым Ан-2, который сядет и взлетит с любой поляны, не требует ангарного хранения и не напичкан совершенно ненужной ультрасовременной аппаратурой, как, к примеру, навороченный «Мерседес» против «Жигулей»  –  а оба же одинаково едут и везут… только первый зачастую возит распальцованного барина, а второй – весь русский неприхотливый народ.

                *****


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.