ИРЖИ

(учебная работа от 05.10.2016)

ТИТР: ЧЕХИЯ, Пражский госпиталь, отделение кардио-хирургии, 14 ноября 2000 года

1. УТРО

За небольшим окном с полностью открытыми жалюзи ясное небо, на подоконник и на пол под ним падают косые лучи солнца. Рядом с окном стоит белый комод, на нем небольшая ваза с полевыми цветами, пара книг и рамка с фотографией, на которой запечатлены маленький мальчик и молодая женщина. За комодом бирюзового цвета стена, на ней висит картина - морской пейзаж с лодочкой, виднеющейся вдали.

Голос за кадром: «Уже проснулись?»

В приоткрытую дверь заглядывает МЕДСЕСТРА (35), молодая женщина в белом халате, затем открывает ее шире и входит с подносом в руках.

МЕДСЕСТРА
Как вы себя чувствуете сегодня, Иржи?

В больничной палате на кушетке полулежит, опирась на подушку, ИРЖИ (70), пожилой мужчина с полностью седыми волосами и бледным лицом. ИРЖИ смотрит в сторону окна.

ИРЖИ
(улыбается, переводя на неё взгляд)
Старухе с косой опять не повезло!

МЕДСЕСТРА
Имеет смысл это отпраздновать!
(указывает подбородком на поднос с едой)

ИРЖИ
Мне пока не хочется. Я бы почитал немного.

МЕДСЕСТРА ставит поднос на тумбочку возле кушетки.

МЕДСЕСТРА
(направляясь к комоду и беря книги)
Ваш доктор будет недоволен. Вам нужно есть… Эту или эту?

ИРЖИ указывает на одну из книг, принимает её из рук МЕДСЕСТРЫ.

МЕДСЕСТРА с улыбкой смотрит на картину, висящую на стене.

МЕДСЕСТРА
Какой красивый пейзаж! Вы писали?

ИРЖИ
К счастью, нет! Жена…

МЕДСЕСТРА переводит взгляд на фотографию женщины и ребенка, замирает на мгновенье.

МЕДСЕСТРА
(указывая на фотографию)
Можно?

ИРЖИ
(коротко взглянув на снимок)
Да, пожалуйста…

МЕДСЕСТРА берет в руки снимок, внимательно вглядывается в него.

МЕДСЕСТРА
(радостно)
Тот самый кораблик! Вот здесь!

ИРЖИ
(кивает)
Да, картина написана в тот день.

МЕДСЕСТРА
(ставит рамку на место)
Видимо, чудесный был день.

ИРЖИ
(с грустной улыбкой)
С ними все дни были чудесные.



МЕДСЕСТРА
А почему они вас не навещают?

ИРЖИ
(разглядывая обложку книги)
Они оба погибли в 60-м у Стеблова.

МЕДСЕСТРА
Железнодорожная…
(поднеся ладонь к губам)
О, Боже, простите, я не знала!

ИРЖИ
(глядя в сторону входной двери)
Ничего, это давно было, еще до вашего рождения… Знаете, я бы хотел привести себя в порядок. Вы не могли бы принести мне бритвенный набор и расческу.

МЕДСЕСТРА
Конечно, после завтрака принесу.

МЕДСЕСТРА выходит из комнаты, ИРЖИ смотрит на книгу, лежащую у него на коленях, затем откладывает её в сторону, на прикроватную тумбочку.

2. ДЕНЬ

Книга по-прежнему лежит на прикроватной тумбочке. Голос за кадром: «А вот и я, дорогой братец!» В дверях палаты стоит пожилая женщина (65) с высокой прической, в черном костюме с брошью на груди в форме античной женской головы.

ИРЖИ держит перед лицом зеркало, затем откладывает его и с улыбкой приветствует вошедшую. ИРЖИ аккуратно причесан, гладко выбрит и одет в голубую пижаму.

ИРЖИ
Здравствуй, Бланка!

БЛАНКА подходит к брату, целует его в щеку, пододвигает к кушетке стул и садится, взяв ИРЖИ за руку.



БЛАНКА
Ты замечательно выглядишь, дорогой.

ИРЖИ
(тепло, но немного насмешливо)
Я знал, что ты обязательно явишься и будешь бесконечно пилить меня, если я не побреюсь.

БЛАНКА
(смеясь и хлопнув его по руке)
Право, ты хуже ребенка!

ИРЖИ
Ты так опекаешь меня, сестра, что я чувствую себя таковым.

БЛАНКА
(наклонив голову на один бок)
Никакая моя опека не сравнится с тем, что ты сделал для меня в Лидице… и тысячу раз потом.

ИРЖИ и БЛАНКА замирают на некоторое время и молча смотрят друг другу в глаза. За кадром слышатся шум, резкие выкрики на немецком языке, лай собак, затем звучит мужской голос, который на чешском, с сильным акцентом произносит: «Мужчины от 15 лет!» Выстрелы, крики, плач детей, голос женщины: «Скорее, Иржи, бери сестру, бегите в лес! Я найду вас!»

БЛАНКА
(выходя из оцепенения)
Она бы нашла нас…

ИРЖИ
Если бы выжила…

БЛАНКА
Я ждала её каждый день… Хотела быть красивой, когда она придет за нами в приют.


ИРЖИ
И заставляла меня мыться каждый день…

БЛАНКА
Я думала, ты не был против…

ИРЖИ
Не хотел тебя расстраивать…

БЛАНКА
Мой дорогой!
(Обнимает его за плечи)
Ты всегда заботился обо мне больше, чем о самом себе…

ИРЖИ
(пожимает плечами)
Как иначе! Ты же наша малышка Бланка!

Внезапно ИРЖИ начинает задыхаться. БЛАНКА отстраняется.

БЛАНКА
(озабоченно)
Иржи? Тебе плохо?

Иржи прижимает ладонь к груди, затем начинает заваливаться на бок.

БЛАНКА
(бросается к двери)
Доктора! Помогите! Ему плохо! Позовите доктора!

ИРЖИ отрицательно качает головой, силясь что-то сказать.

В палату, отстраняя БЛАНКУ, вбегаю люди в белых халатах. Она стоит на пороге, на её лице ужас, слезы текут по щекам.

Голос за кадром: «Пожалуйста, подождите в приемном покое!»

БЛАНКА выходит из комнаты.

За дверью в коридоре виднеется белая стена, на нее падает яркий дневной свет, затем свет становится тусклее и, наконец, на стену падает желтоватый свет лампы.

3. НОЧЬ

Голоса за кадром (одновременно со сменой освещения в коридоре): «Он отказался от трансплантации, мне очень жаль», «Сколько ему осталось?», «Каждый день, который он проживет, станет чудом», «О, Боже!»

ИРЖИ лежит на кушетке, подключенный к аппарату искусственного дыхания. Слышится размеренный звук аппарата. БЛАНКА сидит возле него на стуле, держит за руку, целует тыльную сторону ладони, поднимает глаза.

БЛАНКА
Слава Богу, ты пришел в себя!

ИРЖИ смотрит на неё, затем поворачивает голову в сторону. БЛАНКА следит за его взглядом, который упирается в аппарат искусственного дыхания.

БЛАНКА
Иржи, что?

ИРЖИ снова смотрит на аппарат, затем на БЛАНКУ с мольбой.

На лице БЛАНКИ отражается понимание. БЛАНКА гладит его по лицу, затем целует в лоб.

БЛАНКА
Я не могу, прости, я не могу это сделать, не сегодня, не в этот день
(с упором на слове «этот»)
Отдыхай, я приду навестить тебя завтра.

Бланка выключает настольную лампу, стоящую на прикроватной тумбочке, и выходит из комнаты, прикрыв за собой дверь. В тусклом свете монитора аппарата искусственного дыхания, ИРЖИ медленно поворачивает лицо в сторону комода, на котором стоит фотография маленького мальчика и молодой женщины. За кадром: слышится равномерный звук аппарата, отмеряющего сердечный ритм.

КОНЕЦ.


Рецензии