Футбольный Иран

Стартовал Мемориал Гранаткина. По традиции аккредитовался на этом представительном турнире.
С радостью встретил знакомых футбольных журналистов и экспертов, с которыми обсудил новости по моему самовыдвижению на президентский пост РФС и турниры Трезвой Лиги.
Футболисты сборной Санкт-Петербурга (игроки до 18 лет) обыграли сверстников из Ирана в своем стартовом матче на международном юношеском турнире памяти первого вице-президента ФИФА Валентина Гранаткина.
Познакомился с тренером сборной Ирана. Надо сказать, что иранцы играли хорошо, очень жёстко. Мой вопрос касался жёсткости их игры, а ответ иранского тренера вошёл в отчёт по матчу и пресс-конференции. 

Главный тренер сборной Ирана Абос Чаманьян:

– Хочу поблагодарить организаторов за прекрасный турнир и подготовку к нему и, конечно же, команду Санкт-Петербурга с победой. Эта команда очень достойная, организованная, сегодня она показала замечательную игру. Для нас это был первый матч на турнире. Мы нервничали и были немного не готовы к той атмосфере, которая нас ждала сегодня. Я надеюсь, что мы проанализируем свои ошибки и выступим гораздо лучше в следующих играх группового этапа.

– Показалось, что ваши игроки устали к 60-й минуте. Так ли это? Можно ли списать усталость на адаптацию или, к примеру, на разницу в возрасте?

- Пока причины в другом. Мы прилетели в Санкт-Петербург лишь вчера поздно вечером. Спать легли поздно. Не выспались. Понятно, что у нас не было возможности восстановиться и качественно подготовиться к этому матчу.

– Почему вы привезли футболистов, которые младше других участников турнира?

- Многие игроки будут выступать на юношеском чемпионате мира в этом году, и мы хотим дать им возможность набраться опыта.

- Ваша сборная всегда показывает яркую игру, что нравится зрителям. Почему вы редко приезжаете в Санкт-Петербург?

- Так получилось, что на протяжении нескольких лет наши игроки были значительно моложе выступающих у вас футболистов. Плюс мы не располагали достаточным временем для подготовки к выступлению в юношеском чемпионата мира.

- Сегодня обе команды играли достаточно жестко…

- … я отвечу за свою команду. У нас не было другого выбора. Как вы сами заметили, мы младше сверстников из Санкт-Петербурга, наши физические кондиции пока отстают. И только за счет агрессии мы могли показывать достойную игру. Повторюсь, сейчас наша главная задача – подготовиться к чемпионату мира. У нас есть расписанный план подготовки, куда входят крупные соревнования, Кубок Азии и Мемориал Гранаткина!
 
А теперь информация об Иране.На основе публикаций Центра Льва Гумилёва.

Теория исламского государства аятоллы Хомейни — неошиитская правовая модель

Концепция идеального шиитского государства во времена «отсутствия скрытого имама» была разработана аятоллой Хомейни в тесном сотрудничестве с аятоллами Багир Садром и Мусой Садром задолго до иранской революции.Лекции Хомейни, прочитанные в период его пребывания в изгнании в Ираке, в священном шиитском городе Неджефе, составили основу политико-религиозного трактата Хомейни «Хокумате эслами». В работе «Исламское правление» была изложена теоретическая модель формы государственного устройства и структуры органов власти.

В ней Хомейни рассматривает два варианта исламского правления. В первом варианте, когда на земле появляется «скрытый» имам Махди или имам, непосредственно назначенный им, то «он является абсолютным владыкой над всеми членами общества и обладает всеми достоинствами и условиями, необходимыми для вождя нации. Для этого варианта Хомейни не считает нужным разрабатывать какую-либо форму правления, поскольку сам Махди единолично устанавливает законы, назначает исполнительные и судебные органы, руководит армией и ее вооружением, организует финансы, приводит в действие весь механизм власти, всю административную и финансовую систему.

Как полагает Хомейни одним из самых важных вопросов является вопрос о верховной власти в исламском государстве в период отсутствия Сокрытого имама. Шиитская традиция не даёт на этот счёт чётких указаний. Но, исходя из божественных законов и мусульманских преданий, в период сокрытия имама шиитской общине необходима особая форма правления, которой, по мнению Хомейни, является исламская республика. Он дает следующее определение республики: Республика в современном понимании — это демократический строй, во главе которого стоит не монарх, а суверенитетом обладает весь народ, выражающий всеобщую волю избрать государственные органы и вручить им власть («Исламское правление», Тегеран, 1979). Впоследствии теория Хомейни воплотилась в конституционную формулу: «Система правления в Иране – Исламская республика».

Сразу следует отметить, что, выдвигая лозунг республики, пусть даже исламской, Хомейни вступает в противоречие с одним из основных догматов шиизма, его правовой парадигмы о наследственном характере власти, которой могут обладать лишь потомки Али от его брака с дочерью пророка Мухаммеда Фатимой (принцип «ридан»). Согласно ортодоксальному шиизму, любой выборный глава государства или орган власти объявляется шиитским учением незаконным.

Обосновать законность выборных органов власти Хомейни стремится трактовкой следующих положений, содержащихся в Коране и сунне;

    положение о том, что «фетвы тех, кто соответствует условиям их вынесения и достоин того, чтобы выносить фетвы в соответствии с шариатом, основываясь на существующих текстах, провозглашать исламские постановления, должны исполняться теми, кто не обладает подобными достоинствами»;
     положение о совете, которое гласит, что в случае возникновения сомнений и колебаний по какому-либо вопросу «он ставится на обсуждение, чтобы в результате сопоставления и обмена мнениями выяснить истину, определить положительные и отрицательные стороны обсуждаемого вопроса»;
     положение о «велайат-е факих-е муджтехид» (буквально: «наместническая миссия исламского законоведа высшего ранга»), согласно которому «тем, кто отвечает рангу муджтехида и обладает блестящими способностями толкования основ и первоисточников, ислам дает право власти над частью имущества и гражданами общества». Хомейни подчеркивает, что эта власть не равнозначна власти Махди, но «вполне достаточна для управления делами общества».

Руководствуясь этими положениями, Хомейни выделяет три группы, составляющие органы власти в исламской республике:

    Группа принятия решений, основанных на шариате,
    Совещательная группа
    Исполнительная группа

Группа принятия решений, разъясняет Хомейни, представляет собой законодательную власть и является аналогом учредительного собрания, «с той разницей, что члены такого собрания в других странах разрабатывают законы… исходя из своих идей и понятий и проявления собственного разума. В исламе же… Группа принятия решений в установленном порядке извлекает их из первоисточников (Корана, сунны), упорядочивает их и приводит в действие». Группа принятия решений выносит свои решения в виде фетв, принимаемых единогласно. В случае отсутствия единогласия применяется принцип совета: фетва ставится на обсуждение и принимается точка зрения большинства или лица, или лиц «наиболее сведущих». Хомейни большое внимание придает единодушию воли этой группы, специально оговаривая, что после принятия решения по спорному вопросу «остальные [точки зрения] предаются забвению, причем последователям и приверженцам (того или иного муджтехида) необязательно знать, кому из членов труппы принадлежит принятая точка зрения». Первоначальная идея о коллективном управлении государства после всех конституционных поправок присутствует в названии главы 8 конституции ИРИ «Лидер страны или Совет по руководству страной». Впоследствии эта идея «Группы факихов, принимающих решения, основанные на шариате» сузилась до идеи «велает-е факих», правлении одного факиха — Рахбара.

Лидера страны. Коллективная группа, прообразом которой была реально существовавшая по первой иранской Конституции Группа пяти учёных-богословов реализовалась в одном человеке – имаме Хомейни. Рахбар (даже по Конституции) – это и Лидер страны и Совет по руководству страной.

Второй орган — Совещательная группа. Хомейни не указывает принцип формирования Группы принятия решений, естественно, подразумевая, что ее составят наиболее уважаемые и влиятельные муджтехиды; в отношении же Совещательной группы он предусматривает, что ее депутаты «избираются народом». Основываясь на фетвах, выносимых Группой принятия решений, Совещательная группа «обсуждает и рассматривает различные проекты государственных дел, утверждает их в соответствии с потребностями страны и передает Исполни­тельной группе». Не менее пяти членов Совещательной группы должны быть муджтехидами и факихами, «с тем, чтобы все законы утверждались под их надзором и не выходили за рамки предписаний ислама, находились и исполнялись в рамках законодательной программы Группы принятия решений».

Проект Совещательной группы реализовался в Исламской Республике Иран и во второй иранской Конституции. Совещательная группа, заложенная в «правовой матрице» Исламской республики, воплотилась в Наблюдательном Совете (Совете охраны Конституции) – своего рода, верхней палате иранского исламского парламента.

И, наконец, третья, Исполнительная группа является коллегией министров, в обязанности которой входят «назначение лиц на низовые посты, исполнение программ, утвержденных высшими органами, отдача исполнительных распоряжений, полный надзор за тем, как ответственные за то или иное дело выполняют свои обязанности».

Хомейни не выделяет органы правосудия в отдельную группу, полагая, что в исламском обществе отправление правосудия априори лежит на духовенстве. Все сотрудники органов правосудия, подчеркивает он, начиная от министра юстиции и кончая последним городским или сельским судьей, должны быть обязательно муджтехидами или факихами. Из числа духовных лиц должны назначаться и те министры и их подчиненные, которые распоряжаются гражданами страны. К их категории Хомейни относит, например, начальника полиции, ответственного за мобилизацию, губернаторов и большинство сотрудников административных учреждений.

При исламском строе, — пишет Хомейни, — вся нация — начальники и подчиненные, сотрудники учреждений и торговцы, религиозные деятели и студенты, работодатели и рабочие — все будут братьями и равноправными. Совершенно очевидно, что между ними будут господствовать искренность и братство, не будет существовать конфликтов по поводу постов, рангов, богатства и т. п.; имущество всех и каждого будет чистосердечно предоставлено в распоряжение всех и каждого.

Таким образом, разработанная Хомейни структура органов власти предполагает установление теократического образа правления, при котором светская и духовная власть нераздельны. При этом форма парламентской республики лишается своего содержания, поскольку избираемый народом парламент не наделяется властью и представляет собой совещательный орган, обязанный беспрекословно выполнять распоряжения Группы принятия решений – Рахбара и Совета экспертов.

Значительная часть законодательной (в исламской республике парламент был сохранён, а Совещательная группа – это не полный его аналог) и судебная власть сосредоточивается исключительно в руках духовенства. Светские лица допускаются в не обладающий фактической властью парламент и исполнительные органы. При этом парламент действует под прямым контролем входящих в него и имеющих решающий голос духовных лиц. На важные посты в исполнительных органах (Глава МВД и Министерства Культуры) также назначаются только духовные лица — факихи. Правда, Хомейни допускал участие гражданских специалистов в Группе принятия решений, поскольку «факих может быть несведущ в вопросах, например, современной экономики». Однако их функции — давать лишь технические заключения, чтобы фетва не выходила за рамки исламских норм.

«Исламское правление» Хомейни наряду с Кораном стали базовыми источниками Конституции Исламской Республики Иран 1979 года.

После длительного противостояния между проамериканским шахом Ирана и радикальным шиитским духовенством, возглавляемым аятоллой Хомейни из эмиграции произошла Исламская революция 1979 года. В лозунгах народных масс не содержалось ничего похожего на мусульманскую теократию. Никто не ожидал и не верил в намерения духовенства установить свою власть. Однако именно шиитские аятоллы стали движущей силой революции — Шах Мохаммед Реза бежал и к власти в Иране пришли радикальные мусульмане, создавшие Исламский Революционный Совет (ИРС), большинство которого составляли революционные деятели из числа ближайших доверенных лиц аятоллы Хомейни.

Сложилась довольно стройная структура революционных органов власти. Низовые ее звенья составили ревкомы, революционные трибуналы, рабочие советы на предприятиях и советы служащих в учреждениях. Центральный революционный комитет, штаб Корпуса стражей революции и Верховный революционный трибунал представляли центральные исполнительные органы, а Исламский революционный совет олицетворял собой законодательную власть.

Аятолла Хомейни торжественно прибыл в Тегеран, официально он не занимал определенного поста и формально не входил в состав ИРС, однако так поставил дело, что фактически именно он стал главой государства и последней инстанцией при решении важных вопросов.

В 30-31 марта 1979 года в Иране прошёл референдум, основным вопросом которого была делегитимация монархического строя в Учредительном Собрании и провозглашении республиканской формы правления. Вопрос всенародного референдума звучал, как: «Хотите ли вы вместо монархии Исламскую Республику?». По мнению левых и либеральных кругов, постановка такого вопроса лишала народ выбора и предусматривала учреждение исламской республики в условиях, когда ещё не была разработана конституция, и население, следовательно, не могло иметь реального представления об основах нового строя. Расчёт революционных властей строился на безоговорочном доверии, оказываемом большинством населения Хомейни. Заместитель премьера Временного правительства Язди прямо заявил: «Будущее Ирана ясно и без референдума».

15 ноября 1979 года после четырехмесячных ожесточенных дебатов Совет экспертов закончил свою работу, представив окончательный текст проекта конституции. В ходе дебатов группировке мусульман-шиитов во главе с аятоллой Бехешти удалось отстоять принцип «велайат-е факих», в соответствии, с которым главой государства провозглашался наделенный широчайшими полномочиями факих, обладающий «явной поддержкой народа» (ст. 5). В проекте таким факихом и был прямо назван аятолла Хомейни. В декабре 1979 года Конституция была утверждена на всенародном референдуме абсолютным большинством голосов.


Между тем, власти Санкт-Петербурга выделили еще 2 млрд рублей на достройку "готовой" Зенит-Арены.




Рецензии