Глашатаи правды или жертвы рыночной экономики?

..."Замечательность таланта происходит от замечательности человека, как личности, как натуры." / Белинский / Много ли можно сейчас найти в обществе подобных личностей? Чтобы душа широка и правдива, чтобы совесть, как кристалл, / странно даже звучит, будто откуда то из другой эпохи / чтобы щедрость и доброта затмевали эгоизм и безобразие?
  Возможно, при теперешнем уровне бездуховности, нам просто необходим нравственный максимализм? И кто, как не мы - писатели, художники, публицисты, да просто деятели литературы, культуры и искусства обязаны поднимать сознание людей на должный уровень высоты и достоинства?! Бесконечная борьба между тельцом и духом, в отсутствии цельности сознания породила двойную мораль и, собственно, уничтожила в человеке самое главное - целомудрие. В результате родилась идеологическая развращенность, и что там скрывать, смердяковщина. Люди погрузились в хаос надуманных доктрин и проекций, искусство и литература в ее усредненной массовости - в цинизм и спекуляции. Экономические проблемы вышли на первое место и стали трендовыми, нравственные - предметом насмешек и гонений. В то время как крепли и накачивались мускулы, сознание деградировало, становясь сорным, невыразительным, дряблым. А зачем обществу, где превалирует торговля и бизнес, зачем такому обществу, где почти все в той или иной степени торговцы - духовность и нравственные идеалы? Но если цель смердяковщины - уничтожение идеала, пусть даже ценой преступления, то как же нам, людям, наделенным даром сотворчества, необходимо сплотиться, чтобы не допустить подобного разложения! В каждом из нас живет малюсенький человечек, которому ненавистно все, что возвышает душу и сознание. Он сродни Смердякову, и очень опасен его плен. Даже с откровенным врагом, ненавидящим свет, легче сражаться, чем с этой маленькой зловещей ехидной. В лексиконе русского языка есть одно нелицеприятное слово - холуйство. Как же оно прочно вошло в кровь наших людей! И только теплый огонек вдали нет - нет, да и подмигнет загадочным лучиком иронии и еще какой-то неземной благости:"Не бойся, не выпотрошат смердяковы из нас то подлинное, что заложено свыше, не погасит их гнусное племя в сознании подрастающего поколения тягу к прекрасному. У врагов Света есть одно беспроигрышное оружие - действовать через сознание, обращая его к растлению и цинизму. Нет более разрушительной войны с верой, чем эта.
И напротив,"когда сердце объединяется с сознанием, наступает торжество истины". Когда же сердце отчуждено от самого себя, когда оно не в ладу со своим высшим "Я", начинается коллапс гибели человека. Разобщенность с самим собой - самое страшное из зол. Вот почему на людях, несущих просвещение в массы всегда лежала и лежит особая ноша ответственности: не задабривать толпы, а увлекать их за собой к прекрасному, к престолу Божьему в сердцах и умах.
   Есть еще одна губительная сторона "рыночной доктрины" - человек, имеющий малый доход чувствует себя неполноценным и практически никчемным. Общество банкнотов и кредиток отторгает его, как неудачника. В результате человек страдает комплексом неполноценности и становится отчужденным от себя самого. Такая категория социально уязвимых, а вследствие этого униженных и психологически больных людей весьма многочисленна. Некоторая часть из них замыкается в себе и молча переживает свою боль в глубине сердца, а некоторая, наиболее агрессивная, жаждет реванша, во что бы то ни стало пытаясь разбогатеть и стать "достойным" представителем социума. Такие ни перед чем не остановятся, оправдывая любые преступные действия, будь то подлог, обман, взятки... дабы обрести желаемое и если не войти в когорту толстосумов, то хотя бы приблизиться к ним. К невольным пособникам зла можно отнести и людей, страдающих равнодушием и трусостью.
Однако, нет более бессмысленного занятия, чем лишать человека, обладающего внутренней культурой, права мыслить и устремляться к наивысшему идеалу. Благородный человек, в каких бы невыносимых условиях он ни находился, просто генетически обречен на стремление к совершенству, и чем хуже и беспощадней условия его жизни, тем сильнее и могущественнее его тяга привлечь к себе прекрасное, и преобразовать свой внешний ад внутренним сиянием. Он понимает это, как долг, как призыв совести, как обет перед самим собой. Он понимает это, как внутренний приказ быть счастливым и устойчивым среди шарахающихся и несчастных.
   Сейчас буквально изо всех мало-мальски резонансных сми можно услышать об  элитности образования, элитности воспитания, элитности жизненных установок... А скажите мне, если не секрет, у этих сплошь "элитных" людей совесть тоже ЭЛИТНАЯ?
Замечательно написал по этому поводу Юрий Мефодьевич Соломин:"...А сейчас я слушаю все эти рассуждения — платное образование, элитные школы… Я вообще не понимаю, что это такое — элитные ученики. Что такое элитные собаки или лошади — понимаю. А элитных людей не знаю — знаю образованных. Интеллигентных знаю. Попытка заместить один класс другим — интеллигенцию на элиту, степень элитарности которой определяется уровнем их дохода, — рождает расслоение, а с ним одичание душ, которое мы получили".
   Я часто задаю себе один и тот же вопрос: "Почему Бог родился на сеновале? Почему при своих возможностях был прост и жил скромно? Почему въехал в Иерусалим на ослице, а не на белой парадной лошади, украшенной золотой попоной? И много еще всяких "почему?" И не продолжается ли это чудовищное распятие Христа по сей день? Ведь герои нашего времени отнюдь не люди духа и высоких устремлений, а нравственность у них, как впрочем, и мораль зарыта в массивном кошельке. Да и какая там нравственность!.. Все эти понятия сейчас в качестве попрошаек стучатся в закрытые двери , а именуются - высокопарностью и отстоем. Такое чувство, что и школы стали уже частью большого спектакля под названием - "шоу бизнес". И все основы внутренней культуры покрыты внешним лоском, как малувой, пожирающей остатки прекрасного в сердцах и умах.
   Страна, пережившая столько бед, испытаний, и "преобразований", конечно же имеет право на какое то время потерять в своем пространстве все ориентиры, для нахождения единственно правильного пути, который мог бы вывести заблудившийся народ и нашу многострадальную родину из всех социальных ловушек, фанатичных предубеждений, невежества и предрассудков. Кто-то сказал: "Плохо сформулированный закон таит в себе возможность беззакония". Может стоит задуматься, какой нравственной высоты и просвещенности должны быть законодатели? Здесь стоит привести цитату из "Розы мира" Даниила Андреева:" Образовался гигантский вакуум духовности. Колоссальные ресурсы человеческой гениальности не расходуются никуда."
   Конечно, болезнь нашей страны временная. Болезнь роста, совершенствования, взаимодействия с миром и культурами других стран. Но как говаривали святые старцы: "Великая мысль и великая воля непременно осенят ее свыше." И да будет так.

© Copyright: Наталия Мария, 2017.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.